Дело №2а-9551/2023
УИД № 50RS0028-01-2023-009362-43
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2023 года г.Мытищи Московская область
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колесникова Д.В.,
при секретаре Секриеру А.В.,
с участием прокурора г. Мытищи Московской области Ферзаули Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Черных Юлии Андреевны к Участковой избирательной комиссии №1664 о признании незаконным и отмене решения об итогах голосования на выборах губернатора Московской области, обязании повторного подсчета итогов голосования,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с требованием об отмене решения об итогах голосования на выборах Губернатора Московской области, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, участковой избирательной комиссии №, об обязании участковой избирательной комиссии № провести повторный подсчет голосов избирателей.
В обоснование требований административный истец указала, что один из избирателей не опустил в стационарный ящик для голосования избирательный бюллетень. При подведении итогов голосования установлено, что в помещении участковой избирательной комиссии № выдано избирательных бюллетеней 1306 штук, в стационарном ящике для голосования обнаружено 1306 избирательных бюллетеней. Полагает, что при проведении подсчета голосов и установлении итогов голосования участковой избирательной комиссии № допущены существенные нарушения Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Московской области №98/2012-ОЗ «О выборах Губернатора Московской области», которые не позволяют с достоверностью определить результат волеизъявления избирателей и являются основаниями для отмены решения участковой избирательной комиссии № об итогах голосования ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец требования и доводы, изложенные в административном иске, поддержала, просила административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии № не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель территориальной избирательной комиссии городского округа Мытищи Московской области в судебное заседание явился, представил отзыв на административный иск, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель избирательной комиссии Московской области в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, учитывая заключение помощника прокурора, который полагал иск не подлежащим удовлетворению, суд не находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Частью 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
В силу частей 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Статья 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает основания отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума: если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Материалами дела установлено:
ФИО2 и ее супруг ФИО5 в помещении участковой избирательной комиссии № ДД.ММ.ГГГГ получили избирательные бюллетени, однако в стационарный ящик для голосования только ФИО2 опустила избирательный бюллетень. ФИО5 унес избирательный бюллетень с собой.
Из содержания ст.62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (ст. 3 п. 3 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Голосование на выборах и референдуме является <данные изъяты>, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (статья 7 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Согласно статься 63 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для участия в голосовании на выборах изготовляются избирательные бюллетени исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Форма, текст бюллетеня, число бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый избиратель получает избирательный бюллетень, голосует, путем внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату. Заполненный бюллетень опускается в стационарный ящик для голосования в помещении для голосования.
Порядок и процедура подсчета голосов избирателей, участников референдума регламентированы статьей 68 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах б, в, г пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12.60.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте а пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П отмечено, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в Территориальную избирательную комиссию г. Мытищи с заявлением о нарушении его активного избирательного права и с требованием проведения повторного подсчета голосов. Решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обращение ФИО5 оставлено без удовлетворения на основании того, что председателем участковой избирательной комиссии № ФИО6 проведена проверка доводов, изложенных в обращении, процедура голосования и определения итогов выборов Губернатора Московской области в участковой избирательной комиссии № проходила без нарушений, с соблюдением всех требований и гарантий к открытости и гласности избирательного процесса, предусмотренных законодательством о выборах, включая контроль за избирательным процессом со стороны наблюдателей, назначенных кандидатами и иными субъектами общественного контроля. Жалоб на процедуру подведения итогов голосования в участковую избирательную комиссию не поступало. Указанные обстоятельства свидетельствуют о технической ошибке, допущенной при непосредственном подсчете избирательных бюллетеней, не повлиявшей на действительность волеизъявления избирателей на участковой избирательной комиссии № в городском округе Мытищи и в целом по единому избирательному округу по выборам Губернатора Московской области, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ
Материалами дела подтверждается, что протокол об итогах голосования составлен с соблюдением установленного порядка (большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса), в соответствующей форме, при наличии кворума, в рамках предоставленной комиссии компетенции. Протокол об итогах голосования содержит предусмотренную законом информацию о зарегистрированных кандидатах, о количестве избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования, количестве выданных бюллетеней в помещении для голосования и вне помещения для голосования, количестве погашенных бюллетеней, бюллетеней находившихся в стационарных и переносных ящиках, а также недействительных, действительных, утраченных и неучтенных при получении. Голоса избирателей, согласно подведенным итогам голосования распределились между кандидатами по результатам указанных выборов за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, и количеством избирателей, проголосовавших за любого другого кандидата, составила существенно более одного голоса. Особого мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса к протоколу не приложено, заявлений и жалоб относительно процедуры подсчета голосов избирателей не поступало.
Таким образом, в ходе судебного заседания нарушений, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и влекущих за собой признание итогов голосования недействительными, не установлено.
Доводы административного истца, заявленные в судебном заседании, указывающие на поступление жалобы на личное внесение членом участковой избирательной комиссии № паспортных данных избирателя и жалобы на опечатывание стационарного ящика для голосования отклоняются судом как не обоснованные, поскольку не содержат оснований для отмены результатов итогов голосования на избирательном участке. Указанные жалобы рассмотрены участковой избирательной комиссией № и признаны необоснованными. Решения не были обжалованы в вышестоящую комиссию или в судебном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.10.2023