Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-7262/2023 ~ М-7193/2023 от 13.07.2023

14RS0035-01-2023-009725-65

Дело № 2а-7262/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                         30 августа 2023 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифоровой Н.А., единолично, при секретаре Корякине В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Антоновой Екатерины Николаевны к Военному комиссариату Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения,

        у с т а н о в и л :

Антонова Е.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что является матерью мобилизованного военнослужащего Антонова Ю.А. Административный истец обратилась к заместителю Председателя Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Григорьевой А.А. с просьбой помочь получить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации своего сына. Основанием для обращения послужило то, что 04 октября 2022 года начали действовать дополнительные указания Генерального штаба Вооруженных СИЛ РФ №315/2/658дсп о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам, имеющим на иждивении трех и более детей в возрасте до 16 лет. Антонов Ю.А. с февраля 2023 года является отцом многодетной семьи. Заместитель Председателя Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Григорьева А.А. обратилась с обращением в Военный комиссариат Республики Саха (Якутия) с просьбой предоставить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации Антонову Ю.А. Из Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) на имя административного истца поступил ответ № 5/424 от 29 марта 2023 года, из содержания которого видно, что Антонов В.Ю. не может рассчитывать на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации в связи с тем, что он был призван до 04 октября 2022 года, до поступления дополнительных указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Призванные до поступления дополнительных указаний Генерального штаба Сил РФ от 04 октября 2022 года №315/2/658дсп и призванные после его поступления мобилизованные, имеют одинаковый правовой статус и одинаковые права и обязанности. На момент призыва на военную службу по мобилизации Антонов Ю.А. имел двоих несовершеннолетних детей, его супруга Антонова И.А. находилась на 22 месяце беременности. Таким образом, в настоящее время имеются основания для пересмотра решения призывной комиссии МР Нюрбинский улус Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2022 года. Просит признать незаконным решение Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2023 года с исх. №5/424, которым отказано в просьбе предоставления отсрочки Антонову Ю.А. от призыва на военную службу по мобилизации. Обязать Военный комиссариат Республики Саха (Якутия) пересмотреть решение призывной комиссии МР Нюрбинский улус Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2022 года и предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу как лицу, имеющему на иждивении троих детей в возрасте до 16 лет.

Административный истец Антонова Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания суду не предоставила.

В судебном заседании представитель административного истца Кысылбаев Н.И. просил иск удовлетворить, в ходе судебного заседания указал, что антонов Ю.А. в связи с получением статуса отца многодетной семьи имеет полное право на пересмотр решения призывной комиссии по мобилизации. Призванные до поступления дополнительных указаний Генерального штаба Сил РФ от 04 октября 2022 года №315/2/658дсп и призванные после его поступления мобилизованные, имеют одинаковый правовой статус и одинаковые права и обязанности

Представитель административного ответчика Призывной комиссии Республики Саха (Якутия) Архипова И.Ю. с административным иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность оспариваемого решения и отсутствие нарушения прав административного истца.

Заинтересованное лицо Антонов Ю.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть и разрешить административное дело при настоящей явке.

Заслушав объяснения представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 31-ФЗ) под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 19, 20 Закона N 31-ФЗ призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в РФ" 31.09.2022 г. объявлена частичная мобилизация.

В соответствии с п. 4 Положения "О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года N 852, Министерство обороны РФ обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (далее - ресурсы).

Из содержания п. п. 24, 25, 26 Положения следует, что призывная комиссия по мобилизации в период мобилизации во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.

Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.

Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).

Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.

В судебном заседании установлено, что Антонов Ю.А., ____ года рождения, состоит на воинском учете в МО «Нюрбинский район».

Протоколом №65 призывной комиссии по мобилизации граждан МО «Нюрбинский район» от 23 сентября 2023 года Антонов Ю.А. был призван на военную службу по мобилизации.

Согласно именного списка граждан, призванных на военную службу по мобилизации военным комиссариатом Республики Саха (Якутия) Антонов Ю.А. зачислен в списки личного состава войсковой части 44980 Приморский край, Пограничный район, с. Сергеевка, 692854.

Антонова Е.Н. обратилась к заместителю Председателя Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Григорьевой А.А. с просьбой помочь получить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации своего сына.

Заместитель Председателя Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Григорьева А.А. обратилась с обращением в Военный комиссариат Республики Саха (Якутия) с просьбой предоставить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации Антонову Ю.А.

29 марта 2023 года Военным комиссариатом Республики Саха (Якутия) Антоновой Е.Н. поступил ответ № 5/424, из содержания которого видно, что Антонов Ю.А. не может рассчитывать на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации в связи с тем, что он был призван до 04 октября 2022 года, до поступления дополнительных указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Антонова Е.Н. обосновывая заявление и оспаривая решение призывной комиссии по мобилизации по существу ссылается на неправомерность призыва на военную службу по мобилизации ввиду наличия у её сына Антонова Ю.А. троих несовершеннолетних детей в возрасте до шестнадцати лет.

В соответствии со ст. 18 Закона N 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам: 2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев; 4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель); 4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;

Из материалов дела установлено, что Антонов Ю.А. состоит в зарегистрированном браке с ФИО11А., что подтверждается свидетельством о заключении брака от 28 марта 2014 года.

Антонов Ю.А. в настоящее время имеет троих несовершеннолетних детей, что подтверждается свидетельствами о рождении детей, представленными в материалы дела.

На дату принятия решения о призыве на военную службу по мобилизации Антонов Ю.А. не предъявлял документов, подтверждающих право на отсрочку.

Оснований для предоставлении отсрочки при наличии двоих несовершеннолетних детей на момент проведения мобилизации у призывной комиссии не имелось.

Доводы административного истца о наличии оснований для предоставления отсрочки согласно Порядка предоставления гражданам отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации при наличии трех и более детей несостоятельны.

Из содержания п. 1 Порядка предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации (далее - Порядок), утвержденного Указаниями ГШ ВС РФ от 04 октября 2022 года N 315/2/3658дсп, в соответствии с требованиями Закона N 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации (далее - отсрочка) предоставляется гражданам на основании решения призывной комиссии по мобилизации. Такое решение выносится на основании представленных гражданином в призывную комиссию по мобилизации подлинников документов. В отношении граждан, имеющих на иждивении трех и более детей в возрасте до 16 лет, а также гражданам, имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении троих детей в возрасте до 16 лет отсрочка предоставляется на основании паспорта гражданина РФ, документа воинского учета и свидетельств о рождении детей.

Положения об отсрочке, установленные Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" о предоставлении отсрочки гражданам, имеющим двух и более детей, в данном случае при мобилизации не применяются.

25 января 2023 года Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации за №    315/2/1022дсп разработаны методические рекомендации, в которых поясняется, что указания Генерального штаба позволяют призывным комиссиям расширить категории граждан, которым могла быть предоставлена отсрочка, но они не являются нормативным правовым актом и не устанавливают новые виды отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации.

В связи с этим указания Генерального штаба не позволяет призывным комиссиям выносить решения в отношении уже призванных граждан, не имеющих прав на отсрочки, установленные Законом № 31-ФЗ и указами Президента Российской Федерации. Решение о призыве на военную службу по мобилизации, принятые до 4 октября 2022 года отмене не подлежат.

Учитывая, что при принятии оспариваемого решения у Призывной комиссии отсутствовали основания для предоставления Антонову Ю.А. отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и освобождения от ее прохождения, суд признает решение Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2023 года законным.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что призыв по мобилизации Антонова Ю.А. осуществлен в соответствии с требованиями Положения и уполномоченными на то лицами, в соответствии с нормативными-правовыми актами, нарушений не имеется, оснований для предоставления отсрочки и удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии и военного комиссариата о мобилизации не имеется.

С учетом приведенных выше нормативных актов и проанализированных доказательств суд не находит нарушений при проведении мероприятий по частичной мобилизации, входящих в компетенцию призывной комиссии по мобилизации граждан Военного комиссариата Республики Саха (Якутия), поскольку, как установлено в судебном заседании, права на отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренного ст. ст. 17 - 18 Закона N 31-ФЗ и Указами Президента РФ N 664 и N 712, на момент призыва не имел, соответствовал критериям лиц, подлежащих мобилизации, при этом законных оснований для полного освобождения Антонова Ю.А. от призыва на военную службу по мобилизации не имелось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обжалуемые административным истцом решения были приняты уполномоченными на то должностными лицами в пределах их компетенции и в отношении лица, подлежащего призыву на военную службу по мобилизации, выполнены в соответствии с требованиями Закона N 31-ФЗ, Указами Президента РФ N 664 и N 712, в связи с чем оснований для признания их незаконными и отмене не имеется.

При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░     ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.09.2023

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-7262/2023 ~ М-7193/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Антонова Екатерина Николаевна
Ответчики
Военный комиссариат РС(Я)
Другие
Антонов Юрий Анатольевич
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Никифорова Надежда Александровна
Дело на сайте суда
jakutsky--jak.sudrf.ru
13.07.2023Регистрация административного искового заявления
14.07.2023Передача материалов судье
14.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
14.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2023Подготовка дела (собеседование)
01.08.2023Рассмотрение дела начато с начала
17.08.2023Предварительное судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2024Дело оформлено
13.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее