Дело 2а-1116/2024
УИД 18RS0011-01-2024-001382-92
Решение
Именем Российской Федерации
г. Глазов 26 апреля 2024 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Беркутовой Т.М.,
при секретаре Вихаревой Е.Г.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Поздеева П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Глазовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности по паспортизации автомобильных дорог местного значения,
установил:
Глазовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности по паспортизации автомобильных дорог местного значения, обосновав требования тем, что согласно ст. 7 Устава муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глазовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о дорогах и дорожной деятельности по паспортизации автомобильных дорог, в ходе которой выявлены нарушения. В нарушение ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в настоящее время не паспортизирована автомобильная дорога общего пользования местного значения – <адрес>. В ходе проверки установлено, что на автомобильную дорогу <адрес> отсутствует технический паспорт, разработанный в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015. Административный истец просит: 1) признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики», выразившееся в не проведении паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения «<адрес>»; 2) обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» в срок до 31.03.2025 провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения «<адрес>, кадастровый номер №».
В судебном заседании помощник прокурора Поздеев П.С. административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствии административного ответчика в соответствии со ст.150 КАС РФ.
Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе: надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. На основании ст.35 Указанного закона, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий Глазовского межрайонного прокурора на подачу административного иска в интересах неограниченного круга лиц.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения района, в контексте ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Устава муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики», утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» от 18.11.2021 № 57, к вопросам местного значения отнесена: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 3, с ч. 1, ч.ч. 3, 9 и 10, 10.1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются, в том числе, на автомобильные дороги местного значения. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального округа может утверждаться органом местного самоуправления муниципального округа.
Согласно ч.ч 8, 8.1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности муниципального округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п.п. 4 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
В соответствии с п. 4.2.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 N 1004-ст) (далее по тексту - ГОСТ 33388-2015) установлено, что паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ 33388-2015, техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги. В зависимости от поставленной задачи и (или) требований заказчика технический паспорт может быть составлен как на всю дорогу, так и на отдельный участок.
В соответствии с п. 3.8 ГОСТ 33388-2015, требования к проведению диагностики и паспортизации автомобильных дорог – это учет автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных.
Согласно выписке ЕГРН автомобильная дорога <адрес> имеет кадастровый № (л.д.6).
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики» утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики» от 28.04.2022 № 1.180 автомобильная дорога <адрес> Удмуртской Республики с кадастровым номером № является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, протяженностью 398 м. (л.д. 7 оборот).
Таким образом, на указанную автомобильную дорогу распространяются обязательные требования в части государственных стандартов, установленных применительно к дорогам местного значения.
Как следует из материалов дела, Глазовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район».
В ходе проверки установлено, что на автомобильную дорогу <адрес> отсутствует технический паспорт, разработанный в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015, что подтверждается: представлением Глазовского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), ответом заместителя главы Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.9).
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и несоблюдение Администрацией требований законодательства РФ в области транспортной безопасности создает угрозу безопасности дорожного движения, и, как следствие этого, ведет к нарушению прав граждан, проживающих на территории указанного муниципального образования, а также иных лиц, которые могут использовать автомобильные дороги общего пользования муниципального образования «Глазовский район», круг которых определить не представляется возможным.
Суд приходит к выводу, что указанные нарушения в области безопасности дорожного движения влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц при пользовании указанными участками автомобильных дорог и свидетельствуют о бездействии Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики», в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, так как в действиях Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» наличествует бездействие, несмотря на фактическую дату утверждения перечня дорог, поскольку до настоящего времени паспорт дороги отсутствует.
Согласно ст. 52 Федерального закона Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 53 вышеуказанного закона Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Прокурор считает возможным установить срок в части обязания провести паспортизацию автомобильной дороги местного значения до 31.03.2025. Суд считает установленный срок разумным, справедливым, с учетом необходимости заложить необходимые денежные средства в бюджет на 2025 год.
В силу ст. 3 Закона УР от 29.04.2021 N 38-P3 «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Глазовского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» муниципальное образование «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» со дня его создания становится правопреемником сельских поселений и муниципального образования «Глазовский район» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Органы местного самоуправления муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления сельских поселений и муниципального образования «<адрес>» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Таким образом, обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения и их паспортизации возложена на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики».
Судом установлено, на день рассмотрения дела в суде обязанность по проведению паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый №, не выполнена, требования законодательства в отношении данной автомобильной дороги не выполнены. Каких-либо доказательств обратного, в силу ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком суду не представлено.
Поскольку выявленные нарушения влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц и свидетельствуют о бездействии Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики», суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, так как в действиях Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» наличествует бездействие. Установленный срок 31.03.2025 является разумным.
С учетом положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░ ░░ 31.03.2025.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░