Дело № 2а-554/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 20 июня 2023 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Виноградова В.В., при секретаре судебного заседания Уткиной П.С.,
с участием административного истца Бабинова А.В.,
представителя административных ответчиков Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области, Сизова Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Бабинова ... к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации,
установил:
Бабинов А.В. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области) о признании бездействия незаконным, взыскании денежной компенсации в размере 100 000 рублей.
В обоснование исковых требований указал, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области с 27.08.2022 по 07.04.2023 год, в нарушение ст.94 УИК РФ не разу не демонстрировали кино, видео фильмы, чем нарушались его законные права и интересы.
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации, в качестве заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области.
Административный истец Бабинов А.В. в судебное заседании на заявленных требованиях настаивал, пояснил, что предусмотренный ст.94 УИК РФ просмотр фильмов, видеофильмов не реже одного раза в неделю, предусматривает просмотр фильмов, видеофильмов не по телевизору, а непосредственно в кинозале с использованием видеопроектора, или иного большого экрана.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица Сизов Д.О. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований.
В силу статей 17, 21 и 53 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
В законодательстве Российской Федерации закреплено право подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации, установленное Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно данному акту были внесены дополнения в Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (статья 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 94 Кодекса осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю (часть первая); также осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха (часть вторая).
Частью одиннадцатой статьи 12 Кодекса предусмотрено, что при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Согласно нормам создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1997 г. N 974, в качестве помещений для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях определены в том числе зрительный зал для массовой воспитательной работы, комната воспитательной работы, летняя площадка для просмотра кинофильмов со зрительными местами.
В свою очередь, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110 (далее также - Правила), закреплено, что распорядок дня, который осужденные обязаны соблюдать (пункт 10), включает в себя время подъема, утреннего и вечернего туалета, физической зарядки, приема пищи, вывода на работу и с работы, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, проверок наличия осужденных к лишению свободы, отбоя, личное время (пункт 395).
На основе примерного распорядка дня осужденных (определяющего, в частности, ежедневную продолжительность личного времени - 2 часа, а воспитательных мероприятий - до 1 часа) приказом начальника исправительного учреждения утверждается распорядок дня для данного места лишения свободы, который доводится до сведения администрации учреждения и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации (пункт 399 Правил).
При осуществлении осужденными к лишению свободы своих прав не должны нарушаться порядок и условия отбывания лишения свободы, а также ущемляться права и законные интересы других осужденных к лишению свободы (пункт 8 Правил).
Согласно п. 6.21 Правил, осужденные имею право участвовать в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, пользоваться библиотекой, настольными играми, прослушивать радиопередачи, осуществлять просмотр телепередач, кино- и видеофильмов в определенное распорядком дня осужденных к лишению свободы время;
Пунктом 51 Правил предусмотрено, что телевизоры, радиоприемники, DVD- и аудиопроигрыватели устанавливаются в местах коллективного пользования, определяемых администрацией исправительных учреждений. Просмотр телевизора осуществляется осужденными к лишению свободы в личное время с обеспечением возможности просмотра обязательных общедоступных телеканалов (при наличии технической возможности).
Из приведенных выше законоположений следует, что Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливают право осужденных на просмотр телепередач, фильмов, видеофильмов в личное время, в местах коллективного пользования, определяемых администрацией исправительных учреждений, и не регламентируют вопросы относительно размера экрана на котором транслируются фильмы, видеофильмы.
При этом, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, предусматривая обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить коллективный просмотр осужденными телепередач, фильмов, видеофильмов с учетом баланса их интересов, не возлагает на нее обязанностей по обеспечению просмотра осужденными к лишению свободы каких-либо конкретных или объединенных по отдельным признакам кинофильмов, видеофильмов, телевизионных каналов и передач, а также по обеспечению просмотра определенным осужденным фильмов по их выбору.
Указания в оспариваемой части не ограничивают права лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а являются элементом режима и не могут рассматриваться как унижающие человеческое достоинство, причиняющие осужденному физические или душевные страдания, поскольку не предполагают ненадлежащего обращения с осужденными к лишению свободы и не преследуют цель оскорбить или унизить их.
Установлено, что Бабинов А.В. в период с 28.09.2022 по 07.04.2023 год отбывал наказание назначенное по приговору суда в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области, в отряде №4.
В целях укрепления режима содержания осужденных отбывающих наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, упорядочивания их жизнедеятельности, на основании главы XXII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, Приказом начальника ФКУ ИК -16 № 38 от 25 января 2023 года утвержден распорядок дня осужденных.
Согласно распорядка дня осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, к категории которых относился административный истец в период отбывания наказания в ФКУ ИК -16, ежедневно предусматривается время «Культурно – просветительной и воспитательной работы», которая согласно примечания к распорядку дня включает – просмотр познавательных телепередач, патриотических фильмов, отвечающих духовно – нравственным ценностям, культурно – историческому наследию.
Распорядком дня в выходные и праздничные дни отряда № 3,4, также предусматривалось с 9.15 часов до 11.45 часов предусматривалось время «Культурно – просветительские, спортивно-массовые мероприятия, трансляция кино – и видеофильмов.
Из прояснений представителя административного ответчика Сизова Д.О., которые не опровергаются административным истцом, в воспитательной комнате отряда №4 установлен телевизор с видео приставкой, подключенный к кабельному телевидению, позволяющий просматривать как телепередачи, так и видеофильмы. Начальником исправительного учреждения устанавливается программа телепередач просматриваемых осужденными на неделю.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными Программами телепередач ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области за период с 27.06.2022 года по 25.06.2023 года, согласно которых для просмотра включены как новостные программы, так и развлекательные программы, художественные и документальные фильмы.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения доводы Бабинова А.В. о нарушении его прав отсутствие просмотра кино – и видеофильмов, либо обязанность администрации исправительного учреждения осуществлять просмотр фильмов/видеофильмов, не реже одного раза в неделю, в кинозале или на большом экране.
Заявлений, обращений, а также жалоб со стороны Бабинова А.В. к администрации учреждения за все время нахождения в ФКУ ИК - 16 УФСИН России по Архангельской области относительно условий содержания, не поступало, на личный прием к руководству учреждения не обращался, обращений для отправки в Онежскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, прокуратуру Архангельской области также не имелось. Доказательств иного в материалы дела административным истцом не представлено.
Каких-либо иных нарушений закона и прав Бабинова А.В. в пределах заявленных требований, при рассмотрении спора не установлено, а факты их существования административным истцом не доказаны.
Установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении условий содержания Бабинова А.В. в части ограничения просмотра кино – и видеофильмов, что исключает возможность удовлетворения его требований. Нарушений законодательства Российской Федерации сотрудниками ФКУ ИК - 16 УФСИН России по Архангельской области не допущено, нарушения его прав, угрозы нарушения прав, не установлено.
Суд, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 16 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
...