Дело № 2а-885/2024
УИД 34RS0038-01-2024-001033-84
Р Е Ш Е НИ Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2024 года г. Краснослободск
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Л.А.Сукочевой,
при секретаре А.Е.Литвиненко,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Волгоградской области к Васильеву Д.Ю. о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Васильеву Д.Ю., в котором просит взыскать с него в свою пользу задолженность по налогу на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений: налог за 2015-2018 гг. в размере 80 руб., пеня в размере 4,29 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог за 2014 г., 2016-2018гг., в размере 147 руб., пеня в размере 9,76 руб.; транспортный налог с физических лиц: налог за 2019 год в размере 3388 руб., пеня в размере 40,8 руб., на общую сумму 3669 руб. 85 коп.
В обоснование своих требований указала, что по данным регистрирующих органов, Васильев Д.Ю. в 2014, 2016-2018 годах является/являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: 403010, <адрес>, р.<адрес>, <адрес> 2015 -2018 являлся собственником имущества в виде объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>; <адрес>, <адрес>; в 2019 г. являлся собственником транспортных средств № государственный регистрационный номер №, государственный регистрационный номер №.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № судебного района <адрес> вынесен судебный приказ №а-29-1179/2021 о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений: налог за 2015-2018 гг. в размере 80 руб., пеня в размере 4,29 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог за 2014 г., 2016-2018гг., в размере 147 руб., пеня в размере 9,76 руб.; транспортный налог с физических лиц: налог за 2019 год в размере 3388 руб., пеня в размере 40,8 руб., на общую сумму 3669 руб. 85 коп. Определением от 06 сентября 2021 года судебный приказ №2а-29-1179/2021 был отменен, основанием послужили возражения административного ответчика. Задолженность до настоящего времени не погашена.
Помимо этого, Межрайонной ИФНС России № 1 по Волгоградской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи данного административного искового заявления, указав, что срок пропущен по уважительной причине.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Судья, изучив материалы дела, приходит к следующему.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Согласно ст.401 НК РФ объектами налогообложения признаются, в том числе квартира, расположенная в пределах муниципального образования.
Статья 409 НК РФ обязывает налогоплательщиков в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В п. 4 ст. 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ, в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст. 75 НК РФ, за несвоевременную уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц начисляется пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Васильев Д.Ю. в 2014, 2016-2018 годах является/являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; 40013, <адрес>; 400123, <адрес>; в 2019 г. являлся собственником транспортных средств УАЗ 31514 государственный регистрационный номер Р498ТХ34, <.....>, государственный регистрационный номер <.....>.
Следовательно, Васильев Д.Ю. является налогоплательщиком и обязан уплачивать налоги в установленные сроки.
В связи с тем, что в установленные сроки указанные налоговые платежи уплачены не были, в адрес Васильева Д.Ю. направлены требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на 14.11.2018г., № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию 26.06.2020г., № по состоянию на 25.02.2021г.
Доказательств погашения вышеуказанной задолженности Васильев Д.Ю. не представил.
Рассматривая заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока для обращения с данным иском в суд, суд приходит к следующему.
В обоснование пропуска данного срока, административный истец указывает, что инспекции не было известно об отмене судебного приказа №а-29-1179/2021 от 20.08.2021г. определение от ДД.ММ.ГГГГ №а-29-1179/2021 в Инспекцию не поступало. Об отмене судебного приказа административному истцу стало известно только при ознакомлении с делом №а-277/2024 по заявлению Васильева Д.Ю. о признании задолженности безнадежной ко взысканию в Краснооктябрьском районном суде <адрес> в 2024 году. Однако из материалов представленных мировым судьей судебного участка № Среднеахтубинского судебного района <адрес>, следует, что определение мирового судьи судебного участка № судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа №а-29-1179/2021 направлено в адрес административного истца и получено им ДД.ММ.ГГГГ (ШПИ 80086364709168).
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № судебного района <адрес> вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании с Васильева Д.Ю. задолженности за налог за 2015-2018 гг. в размере 80 руб., пеня в размере 4,29 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог за 2014 г., 2016-2018гг., в размере 147 руб., пеня в размере 9,76 руб.; транспортный налог с физических лиц: налог за 2019 год в размере 3388 руб., пеня в размере 40,8 руб., на общую сумму 3669 руб. 85 коп., взыскателю разъяснено, что с данными требованиями он вправе обратиться в суд в порядке искового производства.
Учитывая вышеизложенное, в порядке искового производства налоговый орган мог обратиться в суд не позднее ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев).
Из уведомления о вручении заказного письма, которым направлено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что оно поступило в адрес Межрайонной ИФНС России № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что опровергает доводы административного истца о том что копия определения ими не получена (ШПИ 80086364709168).
Учитывая, получение Межрайонной ИФНС России № по <адрес> копии определения мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган мог обратиться в суд не позднее ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев).
По указанному делу административный иск подан налоговым органом только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом срока.
Кроме того, налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, он должен быть осведомлен о порядке и сроках обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Таким образом, учитывая, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, суд приходит к выводу о пропуске истцом установленного законом срока на обращение в суд в отсутствие к тому уважительных причин.
Руководствуясь ст.ст. 290-294, Главой 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░