Дело №а-1156/2024
УИД 52RS0009-01-2024-000541-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2024 года г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Попова С.Б.,
при секретаре Калошкиной Д.В.,
с участием административного истца Севастьянова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Севастьянова С.В. к Отделу МВД России «Арзамасский», Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, ГУ МВД России по Нижегородской области о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Севастьянов С.В. обратился в суд с административным иском к Отделу МВД России «Арзамасский» о взыскании компенсации морального вреда, в соответствии с которым просит суд взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда 100000 руб., указывая, что в <дата> года содержался в ИВС ОМВД «Арзамасский» в условиях, не соответствующих нормам. Камеры ИВС находятся в подвальном помещении без окон и естественного освещения, что влияет на психику и состояние здоровья. Отсутствие противопожарных гидрантов и пожарного выхода вызывает тревогу.
В качестве административных ответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, ГУ МВД России по Нижегородской области.
В судебном заседании административный истец Севастьянов С.В. административный иск поддержал.
Представители административных ответчиков ОМВД России «Арзамасский», Министерства финансов Российской Федерации, ГУ МВД РФ по Нижегородской области, МВД РФ не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
От ОМВД России «Арзамасский» поступил письменный отзыв о несогласии с административным иском.
От ГУ МВД РФ по Нижегородской области поступили письменные возражения о несогласии с административным иском.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.227.1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно ч.5 ст.227.1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.
Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Согласно ст.21 Конституции Российской Федерации:
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Согласно ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно п.1 ст.1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ.
Согласно п.1, 2 ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно ст.17.1 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей.
В судебном заседании установлено, что согласно технического паспорта изолятора временного содержания ОМВД России «Арзамасский» от <дата> ИВС оборудован в подвальном помещении основного административного здания ОМВД России «Арзамасский» (л.д.22-24, 30-32).
В соответствии со сведениями ОМВД России «Арзамасский» (л.д.29) и камерной карточкой (л.д.20-21, 33) Севастьянов С.В. в <дата> года содержался в ИВС ОМВД России «Арзамасский» в период с <дата> по <дата> (в камере №), с <дата> по <дата> (в камере №), с <дата> по <дата> (в камере №).
В соответствии с камерной карточкой (л.д.20-21, 33) ранее Севастьянов С.В. также содержался в ИВС ОМВД России «Арзамасский» в период <дата> год.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от <дата> по административному делу № с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Севастьянова С.В. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в ИВС ОМВД России «Арзамасский» за период с <дата> по <дата> в размере 18000 руб. (л.д.34-36).
Приговором Арзамасского городского суда Нижегородской области от <дата> Севастьянов С.В. осужден к наказанию в виде лишения свободы, мера пресечения оставлена в виде заключения под стражу, срок отбытия наказания исчислять с момента вступления приговора в законную силу, в срок лишения свободы зачтено время задержания с <дата> по <дата>, время содержания под стражей с <дата> по день вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Согласно технического паспорта ИВС (л.д.22-24, 30-32) естественное освещение (окна) в камере № отсутствует, запасной выход, пожарный гидрант отсутствуют.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от <дата> по гражданскому делу № суд обязал ОМВД России по г.Арзамасу, в том числе, оборудовать в помещении ИВС второй эвакуационный выход, поскольку отсутствие второго эвакуационного выхода не соответствует требованиям п.3 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России № от <дата>, и п.6.13 Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений», оборудовать камеры ИВС окнами для естественного освещения, поскольку отсутствие окон и естественного освещения нарушает требования СП 12-95, СНиП 11-4-79, СанПиН 2.1.32630-10 (л.д.38-40).
Согласно протокола измерений уровней физических факторов неионизирующей природы (уровней освещенности) № от <дата> уровень искусственной освещенности в камерах №, 7, 8 соответствуют требованиям СанПиН <дата>-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (л.д.28).
В соответствии с техническим заключением № ТЗ от <дата> устройство второго эвакуационного выхода, окон для естественного освещения в помещении ИВС ОМВД России «Арзамасский» невозможно (л.д.26-27).
Из административного искового заявления следует, что административный истец носит очки с диоптриями минус 2.5.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что доводы административного истца о нарушении условий его содержания, связанных с отсутствием окон и естественного освещения, отсутствием второго эвакуационного выхода в ИВС ОМВД России «Арзамасский» в <дата> года нашли свое подтверждение, установленные нарушения условий содержания административного истца в местах принудительного содержания повлекли нарушение его прав, предусмотренных ст.21 Конституции РФ, ст.4, 23 Федерального закона от <дата> N 103-ФЗ, и вызывали у него физические и нравственные страдания.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что требования административного истца о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными.
При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание обстоятельства нарушения прав административного истца, характер физических и нравственных страданий и его индивидуальные особенности, период времени, в течение которого истец находился в ненадлежащих условиях, требования разумности и справедливости, в связи с чем, полагает, что в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5000 руб., которую суд взыскивает с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В удовлетворении административных исковых требований к Отделу МВД России «Арзамасский», Министерству финансов Российской Федерации, ГУ МВД России по Нижегородской области суд отказывает.
Согласно ч.1, 1.1 ст.219 КАС РФ:
1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
1.1. Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
ГУ МВД России по Нижегородской области указывает на пропуск административным истцом срока для обращения в суд.
Как следует из материалов дела, в период с <дата> года по настоящее время Севастьянов С.В. содержался в ИВС ОМВД России «Арзамасский» и под стражей по приговору суда, в связи с чем, нарушения условий содержания в ИВС носят длящийся характер, поэтому срок для обращения в суд с административными исковыми требованиями за период <дата> года административным истцом не пропущен.
Руководствуясь ст.175-180, 227.1 КАС РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░
***
***
***
***
***