Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-349/2024 (3а-1314/2023;) ~ М-1273/2023 от 20.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2023-001340-95

7 февраля 2024 года Производство № 3а-349/2024

(№ 3а-1314/2023)

Резолютивная часть решения объявлена 7 февраля 2024 года

Мотивированный текст решения составлен 21 февраля 2024 года

Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаа Ч.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беляева Юрия Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

заинтересованные лица: публично-правовая компания «Роскадастр», Дозорец Юрий Иванович, Фельдшеров Анатолий Юрьевич,

при участии в судебном заседании представителя административного истца Беляева Ю.В. – Налобина Н.Д.,

У С Т А Н О В И Л :

20 декабря 2023 года в Свердловский областной суд (далее также – суд) поступил административный иск Беляева Ю.В., в котором к Управлению Росреестра по Свердловской области и Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – Министерство) предъявлены требования о пересмотре утвержденной по состоянию на 1 января 2019 года кадастровой стоимости объекта недвижимости, имеющего кадастровый <№> (далее также – помещение).

В обоснование заявленных требований Беляев Ю.В. ссылался на то, что он является участником долевой собственности на помещение и обязан уплачивать налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости помещения, тогда как определенная по состоянию на 1 января 2019 года в размере
67554 322 руб. 62 коп. кадастровая стоимость помещения существенно превышает его рыночную стоимость. В целях устранения нарушения имущественных прав административного истца как налогоплательщика Беляев Ю.В. просил установить оспариваемую кадастровую стоимость помещения равной 34011 000 руб., доказывая то, что в соответствии с отчетом ООО «Областной центр оценки» от 29 ноября 2023 года
№ 977-23/Н (далее – отчет, отчет об оценке) именно названная сумма определяет величину рыночной стоимости помещения по состоянию на 1 января 2019 года.

Определением судьи от 22 декабря 2023 года административный иск был принят к производству. Тем же определением возбуждено производство по административному делу, к участию в нем в качестве заинтересованных лиц были привлечены
ППК «Роскадастр», Дозорец Ю.И., Фельдшеров А.Ю.

В судебном заседании, продолженном после перерыва 7 февраля 2024 года, принял участие представитель административного истца.

Извещение всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания было признано судом надлежащим, в связи с чем разбирательство дела было проведено в отсутствие административных ответчиков и заинтересованных лиц на основании части 4 статьи 247, части 7 статьи 169.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).

Представитель административного истца поддержал заявленные требования, просил административный иск удовлетворить.

Заслушав участника судебного заседания и исследовав материалы административного дела, суд установил следующее.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), изложенным в отзыве ППК «Роскадастр» от 24 января 2024 года, Беляев Ю.В.
с 9 ноября 2015 года наряду с Дозорцем Ю.И. и Фельдшеровым А.Ю. является участником долевой собственности на нежилое помещение, площадью 2031.8 кв. м, имеющее кадастровый <№> и расположенное по адресу: <адрес>

Из приложенной к административному иску выписки из ЕГРН
от 11 декабря 2023 года и вышеуказанного отзыва ППК «Роскадастр» следует то, что приказом Министерства от 27 сентября 2019 года № 2500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов» (далее – Приказ № 2500) кадастровая стоимость помещения по состоянию на 1 января 2019 года была утверждена равной 67554 322 руб. 62 коп.

Утвержденная Приказом № 2500 кадастровая стоимость помещения была внесена в ЕГРН 17 августа 2022 года, тогда как датой начала ее применения являлось
1 января 2023 года.

Приказом Министерства от 22 августа 2023 года № 4800 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест» (далее – Приказ № 4800) по состоянию
на 1 января 2023 года кадастровая стоимость помещения была утверждена в размере
75046 564 руб. 80 коп.

Утвержденная Приказом № 4800 кадастровая стоимость помещения была внесена в ЕГРН 18 октября 2023 года, тогда как датой начала ее применения является
1 января 2024 года.

На основании договора на проведение оценки рыночной стоимости помещения оценщиком ООО «Областной центр оценки» ( / / )4 29 ноября 2023 года был подготовлен отчет, согласно которому по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость помещения была определена равной 34 011 000 руб.

В досудебном порядке Беляев Ю.В. с основанным на отчете заявлением о пересмотре кадастровой стоимости помещения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области
не обращался.

Оценив в совокупности материалы и обстоятельства дела, суд пришел к следующим выводам.

Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентированы главой 25 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) признает плательщиками налога на имущество физических лиц физических лиц, обладающих правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, тогда как подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ помещения отнесены к названным объектам.

Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ
«О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) установлено понятие, согласно которому кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года
№ 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 269-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Закона
№ 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Во исполнение части 3 статьи 24 Закона № 237-ФЗ Правительством Свердловской области было издано постановление от 30 ноября 2017 года № 884-ПП, которым датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ установлено
1 января 2018 года.

Поскольку Правительством Свердловской области не было принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ ранее
1 января 2026 года, постольку согласно части 3 статьи 6 Закона № 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Законом № 237-ФЗ, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона № 237-ФЗ, в силу которой названные результаты могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1, 2, 3, 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ).

В силу части первой статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года
№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон
об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке
не установлено иное.

В абзаце первом пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28) разъяснено то, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления № 28, требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Наличие у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости помещения, утвержденной по состоянию на 1 января 2019 года, признано судом подтвержденным материалами дела и положениями статей 3, 400, 401, 403 НК РФ, а также части 4 статьи 6 Закона № 269-ФЗ, в частности, в связи с тем, что Беляев Ю.В. в 2023 году являлся участником долевой собственности на помещение и обязан уплатить налог на имущество физических лиц, размер которого поставлен в зависимость от величины кадастровой стоимости помещения.

Поскольку утвержденная Приказом № 2500 кадастровая стоимость помещения определялась в порядке, предусмотренном Законом № 237-ФЗ, ее оспаривание осуществляется по правилам статьи 22 названного закона.

Ввиду того, что утвержденная Приказом № 4800 по состоянию на
1 января 2023 года кадастровая стоимость была внесена в ЕГРН
18 октября 2023 года, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость помещения, является архивной.

Между тем сохранение у Беляева Ю.В. до настоящего времени права на применение результатов пересмотра оспариваемой им кадастровой стоимости помещения с учетом применения этой стоимости в 2023 году подтверждается положениями абзаца второго пункта 2 статьи 403 НК РФ.

В этой связи у суда имелись основания для разрешения данного административного спора по существу.

Оценщик ООО «Областной центр оценки» ( / / )4, подготовившая отчет об оценке, на дату подготовки отчета являлась членом саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», имела стаж работы в области оценочной деятельности 7 лет, а также действующие квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» и полис страхования профессиональной ответственности оценщиков, то есть соответствовала требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности (статья 4 Закона об оценочной деятельности).

Оценив отчет, суд в соответствии со статьями 59, 60, 61 и 84 КАС РФ признал его относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку он выполнен компетентным субъектом оценочной деятельности в соответствии с Законом об оценочной деятельности, действующими федеральными стандартами оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию, в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком.

При этом изложенные в отчете итоговые суждения о рыночной стоимости помещения не являются произвольными, подготовивший данный документ оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет об оценке базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его характеристики. Применение оценщиком при оценке помещения доходного и сравнительного подходов должным образом мотивировано. При этом определены правила отбора объектов-аналогов, о существенных характеристиках которых представлена достоверная информация. При выполнении расчетов оценщик обосновал применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.

Достаточных доказательств, опровергающих изложенный в отчете вывод о величине рыночной стоимости помещения по состоянию на 1 января 2019 года,
в материалы дела представлено не было. При этом в период рассмотрения административного дела административные ответчики и заинтересованные лица возражений относительно достоверности отчета не заявляли, о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не ходатайствовали.

Поскольку административным истцом были доказаны влияние оспариваемой кадастровой стоимости на размер его обязательств как налогоплательщика, а также несоответствие указанного вида стоимости помещения его рыночной стоимости, суд признал административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению путем установления оспариваемой кадастровой стоимости помещения в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2019 года отчетом.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, при разрешении настоящего административного спора судом также определена дата подачи административным истцом указанного заявления, которой является дата подачи в суд административного искового заявления – 20 декабря 2023 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <№> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ 34 011 000 ░░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░
20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-349/2024 (3а-1314/2023;) ~ М-1273/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Беляев Юрий Викторович
Ответчики
Управление Росреестра по Свердловской области
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Другие
Дружинина Ольга михайловна
Остапова Мария Ильинична
Налобин Никита Дмитриевич
Дозорец Юрий Иванович
Аписарова Ольга Сергеевна
Фельдшеров Анатолий Юрьевич
Филиал ППК "РОСКАДАСТР" по УФО
Нуритдинов Артур Тимурович
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Рудаков Максим Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud--svd.sudrf.ru
20.12.2023Регистрация административного искового заявления
21.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2024Дело оформлено
03.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее