УИД 04RS0019-01-2022-000797-92 Дело № 2а-510/2022
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
с. Турунтаево 20 сентября 2022 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Михалевой Е.В.,
при секретаре Бородиной А.В.,
с участием представителя административного истца Кузнецова Р.Д.,
представителя административного ответчика Сычевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Восточно-Байкальской природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации об обязании определить границы населенного пункта <адрес> муниципального образования сельское поселение «<адрес>» Прибайкальского района Республики Бурятия, направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенного пункта Золотой Ключ муниципального образования сельское поселение «<адрес>» Прибайкальского района Республики Бурятия,
установил:
обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Восточно-Байкальская природоохранная прокуратура просит обязать ответчика определить границы населенного пункта <адрес> МО СП «<адрес>» Прибайкальского района Республики Бурятия и направить документы об указанных границах в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В обоснование своих требований указывает, что истцом выявлен факт неисполнения ответчиком полномочий по постановке на кадастровый учет границ <адрес>. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р «О границах Байкальской природной территории и ее экологических зон» <адрес> расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории имеет пересечение с землями лесного фонда. Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 29.08.2006 генеральный план поселения признан недействующим в части включения в границы населенного пункта земель лесного фонда. Вместе с тем, на землях лесного фонда, включенных в границы населенных пунктов, длительное время проживает население, на них располагаются объекты социальной инфраструктуры. В соответствии с п. 3 Поручений Президента России от 14.08.2017 № ПР-1602 правительству Республики Бурятия, Правительству Иркутской области совместно с Минэкономразвития России дано поручение обеспечить установление границ населенных пунктов и лесных поселков, расположенных на землях лесного фонда и землях особо охраняемых природных территорий в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в пределах фактически занятой ими территории. В соответствии с действующим законодательством утверждение схемы территориального планирования муниципального района и генеральных планов сельских поселений отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района. Согласно положениям Градостроительного кодекса РФ, в случае, если в соответствии с проектами указанных документов предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда, такие проекты подлежат согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, каковым является Министерство экономического развития РФ. Однако до настоящего времени генеральный план сельского поселения в части включения в них земель лесного фонда, занятого населением и объектами социальной инфраструктуры, не направлен на согласование в уполномоченных орган исполнительной власти, заключения о согласовании или об отказе в таком согласовании не получены. Несогласование генеральных планов с уполномоченными органами может препятствовать рассмотрению вопроса об исполнении п. 3 вышеназванного Перечня поручений Президента России. <адрес> образован из поселка, созданного до 2007 года в целях заготовки древесины, на его территорию не распространяются запреты и ограничения по переводу земель лесного фонда в земли других категорий. В соответствии с Протоколом совещания по установлению границ <адрес> от 14.06.2022 № 06-08-12-115624/22, <адрес> администрация и сельское поселение «<адрес>» обязаны провести заседание комиссии и обеспечить выработку предложений относительно местоположения границ <адрес> и направить на утверждение в Правительство Республики Бурятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, до настоящего времени органом местного самоуправления не проведено заседание комиссии, не обеспечена выработка предложений относительно местоположения границ <адрес> и не направлены предложения на утверждение в Правительство Республики Бурятия. Длительное невыполнение административным ответчиком своих обязанностей создает препятствия для осуществления хозяйственной деятельности и развития населенных пунктов, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, может способствовать возникновению земельных споров, нецелевому и самовольному использованию земель, незаконному строительству, препятствовать реализации и развитию туристической деятельности, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Кузнецов Р.Д. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснил, что <адрес> расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Несоблюдение требований законодательства причиняет ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказывается на состоянии уникальной экологической системы оз. Байкал, включенного в Список всемирного природного наследия, в связи с чем нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране оз. Байкал.
Представитель административного ответчика Прибайкальской районной администрации Сычева Т.В. в судебном заседании исковые требования истца признала, пояснила, что причина неисполнения обязательств не в халатном отношении ответчика к своим обязанностям, а в сложившемся дефиците кадров. Работа в направлении определения границ <адрес> ведется. Создана межведомственная комиссия, проведены два заседания комиссии, о чем свидетельствуют протоколы. На заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, решено доработать материалы проекта генерального плана, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества в целях перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов. На предыдущих заседаниях комиссии отсутствовали члены комиссии от Республиканского агентства лесного хозяйства. Следующее заседание состоится ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица Минэкономразвития России Лемешко А.О. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в своих письменных пояснениях указал, что согласно п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности. В соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса РФ границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), отображаются и описываются в генеральном плане муниципального образования и в обязательном приложении к нему, предусмотренном ч. 5.1 ст. 23 Градостроительного кодекса. После утверждения проекта генерального плана муниципального образования, которым предусматривается установление или изменение границ населенных пунктов, в пятидневный срок после его утверждения такой документ подлежит направлению органом местного самоуправления в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселений, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Бурятия Митыпова Е.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители заинтересованных лиц – Совета депутатов муниципального образования «Прибайкальский район», Администрации МО СП «Туркинское», Совета депутатов МО СП «Туркинское», Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, об отложении судебного заседания не просили.
С учетом мнения участников процесса суд рассмотрел административное дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений.
В соответствии с ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса, утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающего границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений, является установлением или изменение границ населенных пунктов.
В силу ч. 4 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.
Как следует из положений п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, ч.ч. 3,4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 4, 5 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 № 896-III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия», ст. 7.1 Устава МО «Прибайкальский район», утверждение схемы территориального планирования муниципального района и генеральных планов сельских поселений отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 21, п. 2 ч. 1, ч. 7.1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, в случае если в соответствии с проектами указанных документов предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда, такие проекты подлежат согласования с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Изменения в утвержденный генеральный план подлежат согласованию в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Поскольку <адрес> образован из поселка, созданного до 2007 г. в целях заготовки древесины, на его территорию не распространяются запреты и ограничения по переводу земель лесного фонда в земли других категорий, установленные Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
В судебном заседании установлено, что между администрацией МО СП «<адрес>» и АО «Бургражданпроект» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на выполнение проектных работ по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки МО СП «<адрес>» № со сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Указанные работы выполнены подрядчиком и направлены в администрацию района и сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ. Органом местного самоуправления указанные работы не приняты в связи с допущенными подрядчиком нарушениями при установлении границ населенного пункта.
Несмотря на неоднократные проведения заседаний межведомственной комиссии, выработка предложений относительно местоположения границ <адрес> не обеспечена и не направлены предложения в Правительство Республики Бурятия.
Длительное невыполнение административным ответчиком своих обязанностей создает препятствия для осуществления хозяйственной деятельности и развития населенных пунктов, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, может способствовать возникновению земельных споров, нецелевому и самовольному использованию земель, незаконному строительству, препятствовать реализации и развитию туристической деятельности, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации. <адрес> расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Несоблюдение требований законодательства причиняет ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказывается на состоянии уникальной экологической системы оз. Байкал, включенного в Список всемирного природного наследия, в связи с чем нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране оз. Байкал.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым исковые требования административного истца удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░