2а-2949/2022
УИД 23RS0003-01-2022-005455-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2022 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Зайцевой О.С.
с участием административного истца и.о. председателя СНТ «Надежда» Москалева И.Г., представителя административного ответчика Анапского отдела Управления Росреестра по КК Кудряшовой Р.Т., заинтересованных лиц: представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа Федченко А.В., члена СНТ Надежда» Чудакова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Садоводческого Некоммерческого Товарищества «Надежда» к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании решений и действий (бездействие) незаконным,
у с т а н о в и л:
Садоводческое Некоммерческое Товарищество «Надежда» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании решений и действий (бездействие) незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что 24.10.2021 года Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Анапским отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю рассмотрено заявление Москалева И.Г. от 16.10.2021 года об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, садово-огородническое товарищество «Надежда». Данное заявление было зарегистрировано №КУВД-001/2021-43490040. Совместно с данным заявлением истцом был представлен межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием семнадцати земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером: №, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. По результатам рассмотрения заявления ответчиком принято решение об отказе государственного кадастрового учета № КУВД-001/2021-43490040/7 от 20 июля 2022 года, в связи с допущенными истцом нарушениями при подготовке межевого плана.
18.11.2021 года истцом подано заявление об обжаловании решения о приостановлении государственного учета № КУВД-001/2021-43490040/1 от 24.10.2021 года в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
По результатам рассмотрения заявления истца апелляционной комиссией принято решение от 10.12.2021 года об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении, в связи с тем, что в представленном межевом плане от 16.10.2021 года отсутствует Проект организации и застройки либо иной документ, подтверждающий распределение земельных участков в садоводческом товариществе.
На основании решения апелляционной комиссии, 14.01.2022 года ответчик уведомил истца о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, и своим решением от 24.01.2022 года приостановил государственный кадастровый учет до 20.07.2022 года (КУВД-001/2021-43490040/5 от 24.01.2022 года). Кроме того, после подачи административным истцом дополнительного пакета документов, необходимого для регистрационных действий, административным ответчиком снова вынесено решение о приостановления государственного кадастрового учета (КУВД-001/2021-43490040/6 от 11.05.2022 года), с указанием причин приостановления учета, которые были ранее устранены решением апелляционной комиссией от 10.12.2021 года №23/21/Р-441.
С выводами административного ответчика истец не согласен, так как при формировании межевого плана, представленного ответчику вместе с заявлением КУВД-001/2021- 43490040, истец включил в перечень приложений Решение исполнительного комитета Анапского районного Совета народных депутатов №166 от 17.05.1992 года «Об утверждении генерального плана садово-огороднического товарищества «Надежда», а также выкопировку из утвержденного генерального плана СНТ «Надежда», находящуюся на постоянном хранении в МБУ «Управления Архитектуры и градостроительства» по городу- курорту Анапа.
А согласно переходным положениям Закона № 217-ФЗ, содержащиеся в межевом плане, представленном ответчику Решение исполнительного комитета Анапского районного Совета народных депутатов №166 от 17.05.1992 года и выкопировка утвержденного генерального плана СНТ «Надежда», являются надлежащими документами по осуществлению государственного кадастрового учета в отношении земельных участков, расположенных на территории садово-огороднических объединений.
Согласно письма Минэкономразвития РФ № Д23и-41317 от 28 ноября 2019 года - сам по себе факт неустановления общих границ территории дачно-строительного кооператива не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании прав на земельный участок за членом такого кооператива (определение Верховного суда Российской Федерации от 6 декабря 2016 г. N 5-КГ16-149).
Кроме того, Москалев И.Г., являясь председателем СНТ «Надежда», действующий от имени юридического лица, является надлежащим заявителем по заявлению КУВД-001/2021-43490040 от 16.10.2021 года, где на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, садово-огородническое товарищество «Надежда» зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, запись в ЕГРН № № от 23.09.2021.
Ссылаясь на изложенное истец просит признать незаконными действия (бездействия) Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Анапский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, принятое по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете объекта недвижимости в отношении семнадцати земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером: № по причинам, указанным в решении об отказе государственного кадастрового учета № КУВД-001/2021-43490040/7 от 20 июля 2022 года, и обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Анапский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет семнадцати земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером: №, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах согласно межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Москалевым И. Г. (реестровый номер в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность кадастровых инженеров: 8977).
В судебном заседании административный истец просил удовлетворить исковые требования, дав аналогичные пояснения.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Краснодарскому краюв судебном заседании возражала против исковых требований, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в представленном возражении.
Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Член СНТ Надежда» в судебном заседании поддержал доводы искового заявления, просил иск удовлетворить.
Заинтересованные лица остальные члены СНТ Надежда» в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии, настаивают на удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как установлено судом, 16.10.2021г. председателем СНТ «Надежда» Москалевым И.Г. было подано в Управление Росреестра по КК заявление №КУВД-001/2021-43490040 о государственном кадастровом учете в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, садово-огородническое товарищество «Надежда». В приложении к заявлению был предоставлен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес>, садово-огородническое товарищество «Надежда».
Статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Решением Управления Росреестра по КК от 24.10.2021г. осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, садово-огородническое товарищество «Надежда», были приостановлены до 24.01.2022г. в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо и в связи с отсутствием сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № не представляется возможным идентифицировать земельный участок, а также местоположение границ образуемых земельных участков при его разделе.
Решением Управления Росреестра по КК от 20.07.2022г. в осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, садово-огородническое товарищество «Надежда», в связи с истечением срока приостановления и не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета – отказано.
Давая правовую оценку действиям, решениям административного ответчикаУправления Росреестра по КК, суд приходит к следующему.
Установлено судом, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0605002:1598 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования СНТ «Надежда».
В соответствии с положениями ст.70 ЗК РСФСР, в редакции действовавшей до 2001 г., предусматривалось, что все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.
Статьей 80 ЗК РСФРС, в редакции действовавшей до 2001 г., предусматривалось, что земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Решениями исполнительного комитета Анапского районного Совета народных депутатов №736 от 23.11.1990г. создано садово-огородническое товарищество «Надежда» на землях совхоза «Гостагаевский» площадью 80 га и №166 от 17.05.1992 года утвержден генеральный план садово-огороднического товарищества «Надежда».
Поскольку спорный земельный участок находится в границах муниципального образования город-курорт Анапа, то этот земельный участок, пока не доказано иное, является муниципальной собственностью города-курорта Анапа, который в качестве собственника вправе распоряжаться этим земельным участком, в том числе обременять его правами других лиц, предоставлять его другим лицам, а также совершать в отношении него иные сделки в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, согласно представленному межевому плану, подготовленному кадастровым инженером Москалевым И. Г., образование 17 земельных участков осуществляется из земель, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно пунктам 3, 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости или лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, при государственном кадастровом учете в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничение или обременение возникают независимо от момента их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости; собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 5 данной статьи, в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или Муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или Муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» со дня его вступления в силу, а именно с 01.01.2017 г. к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель).
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, с заявлением о кадастровом учете обратился Москалев И.Г. председатель СНТ «Надежда». Однако документов подтверждающий его полномочия на обращение в орган регистрации прав с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации от имени администрации Муниципального образования город-курорт Анапа предоставлено не было.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст.6 ЗК РФ)
Согласно ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 данного Федерального закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с п. 1 ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, границы исходного земельного участка с кадастровым номером № не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, отсутствуют координаты (описание местоположения границ).
В виду отсутствия сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № не представляется возможным идентифицировать земельный участок, а также местоположение границ образуемых земельных участков при его разделе в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 этого же Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В связи с чем, доводы Управления Росреестра по КК о невозможности осуществить действия по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, садово-огородническое товарищество «Надежда» являются законными. Для образования земельных участков путём раздела исходного земельного участка с кадастровым номером № необходимо выполнить кадастровые работы по уточнению границ исходного земельного участка,и послеэтого выполнять кадастровые работы в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером №.
Кроме того, в соответствии с подпунктами 4, 5, 7 и 8 пункта 22 Требований, установленных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании; утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения; решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; вступившие в законную силу судебные акты.
Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории или проекта организации и застройки, либо иной документ, подтверждающий распределение земельных участков в садоводческом товариществе.
Однако в представленном межевом плане от 21.12.2021г. отсутствует какой-либо указанный выше документ, что также послужило основанием для вынесения Решения Управлением Росреестра по КК от 24.10.2021г. о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, садово-огородническое товарищество «Надежда», и в последующем отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Решение Управления Росреестра по КК от 20.07.2022г. об отказе государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, садово-огородническое товарищество «Надежда», принято уполномоченным органом, в установленный срок, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь, ст. ст. 175-180, 188, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» (░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: