РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 февраля 2024 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,
при секретаре Ахметзяновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-544/2024 по административному исковому заявлению ТСН «Лукоморье» к ОСП Октябрьского района ФССП по Самарской области, судебному приставу-исполнителю ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО, врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО, ГУФССП России по Самарской области с участием заинтересованного лица ФИО об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
ТСН «Лукоморье» обратилось в суд с административным исковым заявлением к ОСП Октябрьского района г. Самары об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что дата судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г.Самары ФИО возбуждено исполнительное производство №... в отношении должника ФИО в пользу взыскателя ТСН Лукоморье. дата данным судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о внесении изменений в постановление о возбуждении исполнительного производства в части указания должником ТСН «Лукоморье», а взыскателем - ФИО, таким образом только дата ТСН «Лукоморье» приобрело статус должника по исполнительному производству. дата ТСН Лукоморье оплатило задолженность по исполнительному производству с учётом его изменений от дата в размере 22 881,06 руб., не нарушив 5-ти дневный срок для добровольного исполнения. Однако, судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора с ТСН «Лукоморье» в рамках исполнительного производства. дата. данные действия судебного пристава-исполнителя были оспорены ТСН Лукоморье в заявлении начальнику ОСП Октябрьского района г. Самары, однако ответа на данное заявление ТСН «Лукоморье» не получило.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным бездействие ОСП Октябрьского района г. Самары ГУФССП по Самарской области, выразившееся в не рассмотрении заявления ТСН «Лукоморье» от дата, обязать ОСП Октябрьского района г. Самары ГУФССП по Самарской области рассмотреть заявление ТСН «Лукоморье» от 15.08.2023г. в соответствии с действующим законодательством.
Протокольными определениями к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО, врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО, ГУФССП России по Самарской области, в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель административного истца ТСН «Лукоморье» - ФИО, действующий на основании протокола №... ООС ТСН «Лукоморье» от дата, в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Административные ответчики, заинтересованное лицо либо их представители в судебное заседание не явились, о дате и месте заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ОСП Октябрьского района г. Самары представлены материалы исполнительного производства.
Согласно положений части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведенных норм действия административных ответчиков при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) указано, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец оспаривает бездействие должностных лиц ОСП Октябрьского района г.Самары, выразившееся в не рассмотрении заявления об отмене исполнительского сбора, при отсутствии доказательств рассмотрения заявления и дачи заявителю ответа, суд полагает, что такое бездействие является длящимся, в связи с чем суд приходит к выводу что срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
Согласно позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2018 года № 2486-О, применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения задачи защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары УФССП России по Самарской области ФИО от дата возбуждено исполнительное производство №... от дата на основании исполнительного листа №№... от дата, выданного судебным участком №... Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области, о взыскании с ФИО в пользу ТСН «Лукоморье» задолженности в размере 22 881,06 руб.
дата судебным приставом-исполнителем ФИО вынесено постановление о внесении изменений в постановление о возбуждении исполнительного производства №... от дата в части указания должника и взыскателя, а именно, в качестве должника указано - ТСН «Лукоморье», в качестве взыскателя - ФИО
дата ТСН «Лукоморье» произвело погашение задолженности по исполнительному производству №... от дата в размере 22 881,06 руб., что подтверждается платежным поручением от дата №..., а также справкой о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству №... по состоянию на дата.
Как следует из данных официального сайта ФССП России, судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары УФССП России по адрес ФИО вынесено постановление о взыскании с ТСН «Лукоморье» исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №... от дата в сумме 6377,45 рублей.
дата председатель правления ТСН «Лукоморье» ФИО обратился в адрес УФССП России по Самарской области с заявлением, в котором просил отменить постановление о взыскании исполнительского сбора с ТСН «Лукоморье» в рамках исполнительного производства №... от дата Заявление ТСН «Лукоморье» было зарегистрировано в ОСП Октябрьского района г. Самары УФССП России по Самарской области за №... от дата, о чем свидетельствует штамп на заявлении.
Ссылаясь на то, что данное заявление не рассмотрено, меры по заявлению не приняты, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Статья 50 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229, Закон об исполнительном производстве) к числу прав сторон исполнительного производства относит права заявлять ходатайства.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве рассмотрение заявлений и ходатайств сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве, отнесено к исполнительным действиям.
Согласно статье 64.1 Закона об исполнительном производстве заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (часть 1). Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2). Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов (часть 3). В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство (часть 4). В случае поступления заявления, ходатайства, не содержащих просьб о совершении конкретных исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает их в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
На основании части 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 10 указанного Закона определены полномочия старшего судебного пристава, в том числе, он организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов.
Определениями суда от дата, дата у стороны административного ответчика были истребованы доказательства, в частности сведения о регистрации дата в ОСП Октябрьского района г. Самара заявления представителя должника ТСН «Лукоморье» об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, его рассмотрении, дачи и направлении ответа заявителю с приложением копии подтверждающих документов.
Согласно ответа ОСП Октябрьского района г. Самары на судебный запрос (сопроводительное письмо от дата поступившее на электронный адрес суда) обращения в рамках исполнительного производства №... от дата зарегистрированы не были.
Вместе с тем, данный довод ОСП Октябрьского района г. Самары опровергается представленной в материалы дела копией заявления ТСН «Лукоморье», содержащей входящий штамп ОСП Октябрьского района г. Самары УФССП России по Самарской области, о регистрации заявления за №б/н от дата.
Однако доказательств регистрации обращения, его рассмотрения и направления ответа на заявление ТСН «Лукоморье» от дата административным ответчиком не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что врио начальника отделения – старшим судебным приставом ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО, исполнявшей обязанности начальника ОСП по состоянию на дата, не обеспечен контроль за регистрацией заявления взыскателя и организацией рассмотрения ходатайства, в нарушение требований статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО рассмотрение ходатайства административного истца организовано не было, решение по нему не принято, что свидетельствует о бездействии должностного лица службы судебных приставов.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела установлена.
Так, в силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 10 указанного Закона определены полномочия старшего судебного пристава, в том числе, он организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов.
На основании изложенного суда приходит к выводу об удовлетворении иска и признании незаконным бездействия врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО по не рассмотрению заявления ТСН «Лукоморье» от дата об отмене исполнительского сбора.
С целью устранения нарушений прав, свобод и законных интересов на врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО следует возложить обязанность организовать рассмотрение в установленном действующим законодательством порядке заявление ТСН «Лукоморье» от дата об отмене исполнительского сбора, сообщив в суд об исполнении решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2024 ░.