РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2022 г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего Куликовой М.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсуновой Ю.А., с участием прокурора Шияновой И.В., представителя административного истца Гусевой Е.А., административного ответчика Румянцева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Знаменске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: Астраханская область г. Знаменск, ул. Островского, д. 13, административное дело № 2а-1856/2022 по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО город Знаменск Астраханской области к Румянцеву А.А. об установлении административного надзора,
установил:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО город Знаменск Астраханской области (далее- МОМВД России по ЗАТО г. Знаменск) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Румянцева А.А., сроком на три года, установив ограничения:
- запрещение выезда за пределы Астраханской области без разрешения МО МВД России по ЗАТО г. Знаменск;
- обязательная явка три раза в месяц в МО МВД России по ЗАТО г. Знаменск для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22-00 часов до 6-00 часов ежедневно, за исключением случаев, связанных с работой;
- запрещение посещения мест проведения массовых и культурно- массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях
В обоснование требований административным истцом указано, что приговором Ахтубинского районного суда Астраханской области от 17 октября 2017 г. за совершение тяжкого преступления Румянцев А.А. осужден по пункту «в» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году лишения свободы; приговором Ахтубинского районного суда Астраханской области от 16 мая 2019 г. за совершение преступления средней тяжести при рецидиве преступлений Румянцев А.А. осужден по пункту «в» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам лишения свободы. Имея непогашенную и неснятую судимость, Румянцев А.А. в течение одного года совершил два и более административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, а именно 7 июня 2022 г. и 18 июля 2022 г. постановлениями заместителя начальника Отдела МВД России МОМВД России по ЗАТО г. Знаменск Румянцев А.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, Румянцев А.А. состоит на учете в МОМВД России по ЗАТО г. Знаменск как лицо, освободившееся из мест лишения свободы за совершение тяжкого преступления, по месту жительства участковым уполномоченным полиции характеризуется с отрицательной стороны.
На основании части 1 статьи 3, части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просило установить в отношении Румянцева А.А. административный надзор на срок 3 года с административными ограничениями в виде:
- запрещение выезда за пределы Астраханской области без разрешения МО МВД России по ЗАТО г. Знаменск;
- обязательная явка три раза в месяц в МО МВД России по ЗАТО г. Знаменск для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22-00 часов до 6-00 часов ежедневно, за исключением случаев, связанных с работой;
- запрещение посещения мест проведения массовых и культурно- массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях
Представитель административного истца Гусева Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Румянцев А.А. в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объеме.
Выслушав представителя административного истца Гусеву Е.А., административного ответчика Румянцева А.А., заключение прокурора Шияновой И.В., полагавшей необходимым удовлетворить административное исковое заявление, исследовав материалы административного дела, и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Административный надзор регламентирован Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 64-ФЗ), который определяет правовые основы осуществления административного надзора в Российской Федерации за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и устанавливает основания и порядок применения административного надзора.
В статье 2 Федерального закона № 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Таким образом, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора связывается с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 названной статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 приведенного Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 поименованного федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5).
Судом установлено, что вступившим в законную силу приговором Ахтубинского районного суда Астраханской области от 17 октября 2017 г. (с учетом изменений в соответствие с апелляционным определением суда апелляционной инстанции Астраханского областного суда от 18 января 2018 г.) Румянцев А.А. осужден за совершение тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением наказания в виде лишения свободы на срок один год без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
28 сентября 2018 г. Румянцев А.А. освобожден из Исправительной колонии ИК-10 г. Астрахани по отбытию наказания.
Вступившим в законную силу приговором Ахтубинского районного суда Астраханской области от 16 мая 2019 г. Румянцев А.А. осужден за совершение преступления средней тяжести, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации, при рецидиве преступлений с назначением наказания в виде лишения свободы на срок два года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
14 мая 2021 г. Румянцев А.А. освобожден из Исправительной колонии ИК-1 Республики Адыгея по отбытию наказания.
В связи с окончанием срока отбывания наказания Румянцевым А.А. 14 мая 2021 г. судимость может быть погашена 14 мая 2024 г.
Из характеристики старшего уполномоченного участкового полиции ОУУП и ПДН МОМВД России по ЗАТО г. Знаменск Д.А.К. от 28 сентября 2022 г. следует, что Румянцев А.А. по месту жительства характеризуется с отрицательной стороны, неоднократно привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлекался к уголовной ответственности, по своему характеру и образу жизни склонен к совершению преступлений и правонарушений, на профилактические беседы не реагирует, должных выводов не делает, по характеру лжив и скрытен.
Так, вступившим в законную силу постановлением заместителя начальника отдела МВД России МОМВД России по ЗАТО г. Знаменск от 7 июня 2022 г. Румянцев А.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Вступившим в законную силу постановлением заместителя начальника отдела МВД России МОМВД России по ЗАТО г. Знаменск от 18 июля 2022 г. Румянцев А.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 550 рублей.
Вступившим в законную силу постановлением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 28 сентября 2022 г. Румянцев А.А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
На основании изложенного, принимая во внимание, что Румянцев А.А. освобожден из мест лишения свободы и имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений, совершил в течение одного года более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, суд, руководствуясь положениями пункта 2 части 1 и пункта 2 части 3, пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ приходит к выводу об установлении в отношении Румянцева А.А. административного надзора на срок три года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания Румянцева А.А.
В решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Так, в силу части 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, исходя из части 2 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Административный истец ходатайствует об установлении Румянцеву А.А. административных ограничений, предусмотренных статьей 4 Федерального закона N 64-ФЗ в виде:
- запрещения выезда за пределы Астраханской области без разрешения МО МВД России по ЗАТО г. Знаменск;
- обязательной явки три раза в месяц в МО МВД России по ЗАТО г. Знаменск для регистрации;
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22-00 часов до 6-00 часов ежедневно, за исключением случаев, связанных с работой;
- запрещения посещения мест проведения массовых и культурно- массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Разрешая вопрос об административных ограничениях в отношении Румянцева А.А., суд, учитывая наличие непогашенной судимости по приговору Ахтубинского районного суда Астраханской области от 16 мая 2019 г. за совершение преступления средней тяжести, при наличии в его действиях рецидива, совершение административным ответчиком в течение одного года более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, отрицательную характеристику по месту жительства, приходит к выводу о том, что установление ему административных ограничений, указанных в административном исковом заявлении, отвечает целям и задачам административного надзора.
При этом, разъяснение к указанным выше ограничениям в виде наличия разрешения МОМВД России по ЗАТО г. Знаменск не требуется, поскольку пункт 3 статьи 10 Федерального закона № 64-ФЗ предоставляет право поднадзорному лицу обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 Федерального закона № 64-ФЗ.
Установление в отношении Румянцева А.А. административного надзора не свидетельствует о нарушении его конституционных прав, поскольку временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов прав и согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных целей и не являются чрезмерными. Административный надзор не является продолжением уголовного наказания либо дополнительным наказанием, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений с его стороны путем систематического наблюдения за ним и оказания на него индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел.
Следует отметить, что согласно части 3 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ и пункта 28 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░ 22-00 ░░░░░ ░░ 06-00 ░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.