Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1083/2023 ~ М-1007/2023 от 11.07.2023

Дело № 2а-1083/2023

УИД 89RS0002-01-2023-001295-09

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД/ММ/ГГ                         ...

Лабытнангский городской суд ... в составе: председательствующего судьи              Михайловой О.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО о признании незаконными действий ответчика по взысканию денежных средств с лицевого счета,

у с т а н о в и л:

ФИО11 обратился в Лабытнангский городской суд ЯНАО с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО о признании незаконными действий по удержанию денежных средств с лицевого счета в период с февраля 2023 года по настоящее время по исполнительному производству, с возложением обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование административного иска указано, что ДД/ММ/ГГ ... судом по делу № были выданы исполнительные листы по взысканию с истца задолженности в отношении ряда лиц, которые были направлены для исполнения в соответствии с положениями УИК РФ по месту содержания истца и приобщены к личному делу истца. В период с ДД/ММ/ГГ по февраль 2023 истец периодически производил добровольные погашения исковых задолженностей, по некоторым были возвращены как невостребованные, о чем имеются записи в ряде исполнительных листов от ДД/ММ/ГГ. С февраля 2023 по настоящее время ответчик стал производить удержания с поступающих на имя истца денежных средств в размере 50 % со ссылкой на положение ч. 2 ст. 100 ФЗ «Об исполнительном производстве», считая свои действия законными и обоснованными. Однако истец убежден, что удержание ответчиком с поступающих на имя истца денежных средств без его добровольного согласия является незаконным, нарушающим права истца и подлежат отмене. В системе АИС ФССП РФ в отношении истца никаких исполнительных производств нет, исполнительные производства в отношении истца по исполнительным листам от ДД/ММ/ГГ не возбуждались, какие-либо постановления судебных приставов-исполнителей о принудительном исполнении исполнительных листов от ДД/ММ/ГГ не выносилось. Соответственно, учитывая положения ч. 1 ст. 1, ст. 5, ст. 68 Закона «Об исполнительном производстве» учитывая, что данный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов непосредственное осуществление которого возлагает исключительно на основании их постановлений с обязательным внесением в АИС ФСП РФ положения Закона «Об исполнительном производстве» по принудительному удержанию денежных средств с поступающих истцу не применимы к исполнительным листам от ДД/ММ/ГГ находящихся в личном деле истца. Действия ответчика по удержанию денежных средств с поступающих на счет истца со ссылкой на ч. 2 ст. 100 Закона «Об исполнительном производстве» являются незаконными и противоправными, поскольку ответчик, не имея какого-либо постановления судебного-пристава исполнителя предоставляющего ему такое право после возбуждения исполнительного производства на принудительное исполнение судебного акта. Подменяет и возлагает на себя полномочия пристава-исполнителя, а также его функции только в части принудительного исполнения по взысканию задолженности исключая другие нормы данного закона.

Определением судьи от ДД/ММ/ГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФСИН России.

Протокольным определением суда от ДД/ММ/ГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по ЯНАО.

В судебном заседании административный истец ФИО11, участие которого обеспечено посредством видеоконференцсвязи заявленные требований поддержал, по доводам административного иска, в части требования о возложении обязанности устранить допущенные нарушения пояснил, что не желает, что бы ему возвращали удержанные денежные средства, так как они были перечислены потерпевшим по принадлежности. Достаточным будет признать действия незаконными. Также отметил, что после подачи в суд административного иска, удержания с его лицевого счета прекратились.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО ФИО3 действующая на основании доверенности от ДД/ММ/ГГ, полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, в связи с их необоснованностью.

Представитель заинтересованных лиц ФСИН России и УФСИН России по ЯНФИО4 А.О., действующая на основании доверенности от ДД/ММ/ГГ, также полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Заслушав доводы лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, су приходит к следующему.

Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 218 КАС РФ).

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами являются: установление нарушения закона, допущенное государственным органом; наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца.

По смыслу ч. 11 ст. 266 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Согласно ч.2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, ФИО11 осужден приговором Свердловского областного суда от ДД/ММ/ГГ по п.п. «а, г» ч.2 ст.161, п. «б» ч.2 ст.132, п.п. «ж, к» ч.2 ст.105 УК РФ; п. «в» ч.4 ст.162 и п.п. «ж, з» ч.2 ст.105 УК РФ; ч.2 ст.162 УК РФ; ст.162 ч.4 п. «в» и 105 ч.2 п. «з» УК РФ; ст. ст.222 ч.1 и 105 ч.2 п. «ж» УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

С ДД/ММ/ГГ ФИО11 отбывает наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, куда прибыл из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН МЮ РФ по ....

Согласно справке заместителя главного бухгалтера ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, за осужденным ФИО1 числиться оригиналы исполнительных листов по делу № от ДД/ММ/ГГ выданные ... судом:

- в пользу взыскателя ФИО5, предмет взыскания: моральный вред в размере 300 000 руб., материальный ущерб в размере 80 488 руб., солидарно взыскать с ФИО6 и ФИО7 Удержания не производились;

- в пользу взыскателя ФИО8, предмет взыскания: моральный вред в размере 250 000 руб., материальный ущерб в размере 14 500 руб. солидарно взыскать с ФИО6 и ФИО7 и расходы на погребение в размере 54 800 руб. солидарно взыскать с ФИО6 и ФИО7 Удержано 366 руб. 19 коп. Остаток долга составляет 318 933 руб. 81 коп.;

- в пользу взыскателя ФИО9, предмет взыскания: моральный вред в размере 250 000 руб., материальный ущерб в размере 66 250 руб. солидарно взыскать с ФИО6 и ФИО7 и расходы на погребение в размере 11 498 руб. солидарно взыскать с ФИО6 и ФИО7 Удержано 33 475 руб. Остаток долга составляет 294 273 руб.;

- взыскание процессуальных издержек в доход государства по делу №г. от ДД/ММ/ГГ выданный ... судом в размере 2 530 руб. Удержания не производились.

По делу 1-1/2007 от ДД/ММ/ГГ, выданный мировым судьей судебного участка №... в доход Федерального бюджета в размере 1 265 руб. Удержания не производились;

По делу 1-74/2008 от ДД/ММ/ГГ, выданный Сысертским районным судом ... в доход Федерального бюджета в размере 632 руб. 50 коп. Удержания не производились.

По делу 1-83/2006 от ДД/ММ/ГГ, выданный мировым судьей судебного участка №... в доход государства в размере 783 руб. 34 коп. Удержания не производились.

Перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава- исполнителя.

Исполнительные листы по делу № были выданы ДД/ММ/ГГ в период нахождения ФИО1 в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН МЮ РФ по ....

Согласно выписке из личного счета ФИО1 №Л-15449 начиная с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ бухгалтерией ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО удерживались денежные средства в счет взысканий по исполнительным листам. А именно: ДД/ММ/ГГ удержано 10 000 руб.; ДД/ММ/ГГ удержано 375 руб., 750 руб., 1 500 руб., 750 руб., 1 650 руб., 1 500 руб., 1 500 руб.; ДД/ММ/ГГ удержано 750 руб.; ДД/ММ/ГГ удержано 750 руб. и 750 руб.

Согласно сведениям представленным Отделением судебных приставов по ... от ДД/ММ/ГГ в отношении ФИО1 находится исполнительное производство № возбужденное ДД/ММ/ГГ о взыскании исполнительного сбора.

Исследовав предоставленные сторонами в материалы дела доказательства, суд исходит из того, что действия ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО по удержанию из доходов ФИО1 задолженностей в пользу взыскателей без возбужденного службой судебных приставов исполнительного производства являются незаконными.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон от ДД/ММ/ГГг. № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом. Исполнительное производство возбуждается без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 6 настоящей статьи, а также в случаях, если суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляет исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Часть 1 ст. 9 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 229-ФЗ предусматривает, что исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей (до ДД/ММ/ГГг. - денежных средств, не превышающих в сумме двадцать пять тысяч рублей), может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Таким образом, с 2007 года, с момента введения в действие Федерального закона от ДД/ММ/ГГг. № 229-ФЗ, исправительное учреждение, в котором отбывает наказание осужденный, вправе принять к исполнению без наличия возбужденного службой судебных приставов исполнительного производства на исполнение исполнительные документы в отношении трудоустроенного и получающего заработную плату осужденного, если предметом взыскания являются периодические платежи либо сумма взыскания не превышает 100 000 руб. в настоящее время и 25 000 руб. до ДД/ММ/ГГг.

Поскольку предметом исполнения в отношении ФИО1 являются не периодические платежи, сумма взыскания по исполнительным документам превышает 100 000 руб., ФИО11 не трудоустроен в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, то исправительное учреждение не имело прав принимать исполнительные листы к исполнению без возбужденного службой судебных приставов исполнительного производства, а также производить взыскания с доходов осужденного.

Ранее действующий Федеральный закон от ДД/ММ/ГГг. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» не устанавливал право направления взыскателем исполнительного листа для исполнения непосредственно в орган, исполняющий наказание.

Согласно ч. 2 ст. 100 Федерального закона от ДД/ММ/ГГг. № 229-ФЗ, взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО по удержанию денежных средств с лицевого счета, осужденного ФИО1 по исполнительным листам без возбужденных исполнительных производств, являются незаконными.

Разрешая требования о возложении на ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО обязанности устранить допущенные нарушения, суд исходя из доводов административного истца данных в судебном заседании о том, что в настоящее время денежные средства с его лицевого счета исправительным учреждением не удерживаются, что также не оспаривалось стороной ответчика, а удержанные в спорный период и перечисленные на счета потерпевших должны остаться в их пользу, не усматривает оснований к принятию мер направленных на защиту административного истца в данной части, поскольку сторона административного ответчика самостоятельно прекратила действия нарушающие права осужденного.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░-18 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ... ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░/░░/░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1083/2023 ~ М-1007/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лимарев Олег Максимович
Ответчики
ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО
Другие
УФСИН России по ЯНАО
ФСИН России
Суд
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Михайлова Ольга Васильевна
Дело на сайте суда
labytnangsky--ynao.sudrf.ru
11.07.2023Регистрация административного искового заявления
12.07.2023Передача материалов судье
13.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
13.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2023Судебное заседание
11.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
01.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2023Дело оформлено
22.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее