Дело №а-2185/2024
54RS0№-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Борисовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельниковой О. В. к Министерству строительства <адрес> о признании незаконными отказа в предоставлении субсидии,
у с т а н о в и л:
Мельникова О.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным отказ Министерства строительства <адрес> в предоставлении субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «Об оказании государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков в <адрес>», обязать Министерство строительства <адрес> включить Мельникову О.В. в реестр граждан на предоставление субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «Об оказании государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков в <адрес>».
В обоснование заявленного административного иска указано, что административный истец обратился с заявлением в Министерство строительства <адрес> о предоставлении субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «Об оказании государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков в <адрес>».
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства <адрес> было отказано в связи с не подтверждением исполнения в полном объеме обязанности по уплате цены договора. Кроме этого, Министерством строительства <адрес> было указано, что для целей получения субсидии используется понятие «граждане, пострадавшие от действий недобросовестных застройщиков».
Административный истец считает, что указанный отказ является незаконным, в связи с чем обратился в суд.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель административного истца – Худайкулова Н.М. на основании доверенности, требования, изложенные в исковом заявлении поддержала.
Представитель административного ответчика – Сухомлинова Н.В. на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав мнение представителей административного истца и административного ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании, оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из представленных материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Стройконтакт» (застройщик) и Мельниковой О.В. (участник) был заключен предварительный договор № об участии в долевом строительстве объекта недвижимости, по условиям которого застройщик и участник обязуются заключить договор об участии в долевом строительстве объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9,10,11).
Согласно пункту 1.2 договора № (в редакции дополнительных соглашений), застройщик (ЗАО «Стройконтакт») передает участнику (Мельникова О.В.) однокомнатную квартиру согласно проектной документации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В свою очередь участник (Мельникова О.В.) обязуется осуществлять финансирование объекта в соответствии с пунктом 2.1 договора № в размере 1 806 000 руб.
Между Мельниковой О.В. (займодавец) и ЗАО «Стройконтакт» (заемщик) во исполнение предварительного договора № были заключены договоры беспроцентного займа на общую сумму 1 776 000 (л.д. 16-34).
Мельниковой О.В. указанная сумма займа внесена в кассу застройщика, что подтверждается приходными кассовыми ордерами (л.д. 35-39).
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, требования Мельниковой О.В. о передаче жилого помещения – <адрес> (стр.) по <адрес> в <адрес>, размер неисполненных обязательств – 30 000 руб., включены в реестр требований кредиторов ЗАО «Стройконтакт» о передаче жилых помещений (л.д. 12-14).
Мельникова О.В. является членом ЖСК «Первомайская 200б». Исходя из справки ЖСК «Первомайская 200Б» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), Мельникова О.В. оплатила частично паевой взнос в размере 1 815 050 руб., из которых:
- 1 776 000 руб. оплачено ЗАО «Стройконтакт» по договору № от ДД.ММ.ГГГГ;
- 30 000 руб. задолженность по договору № от ДД.ММ.ГГГГ;
- 9 050 руб. задолженность по договору № от ДД.ММ.ГГГГ (по решению общего собрания членов кооператива, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
Размер задолженности по оплате дополнительного паевого взноса составляет 299 460 руб.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па утверждено положение об условиях и порядке предоставления гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, субсидий на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов.
Данное положение определяет условия и порядок предоставления гражданам, вложившим денежные средства в строительство многоквартирных домов в <адрес> и пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, субсидий на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов (далее Положение).
Согласно п. 6 Положения, субсидия предоставляется гражданину при соблюдении следующих условий:
1) наличие заключенного гражданином договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, инвестиционного договора, договора паенакопления либо наличие заключенного договора уступки права требования или соглашения о передаче правомочий по договору участия в долевом строительстве, инвестиционном договоре, договоре паенакопления, заключенных до указанного в договоре участия в долевом строительстве, инвестиционном договоре, договоре паенакопления срока ввода в эксплуатацию многоквартирного дома и/или срока передачи гражданам жилых помещений, по которым нарушение застройщиком (жилищным, жилищно-строительным кооперативом) обязательства о сроке ввода в эксплуатацию многоквартирного дома превышает один год;
2) исполнение гражданином в полном объеме обязанности по уплате цены договора (паевого взноса), подтвержденное соответствующими платежными документами (приходным кассовым ордером, актом о взаиморасчетах между застройщиком и участником долевого строительства или платежным поручением) либо решением (определением) суда;
3) членство гражданина в товариществе собственников жилья (далее - ТСЖ), либо в товариществе собственников недвижимости (далее - ТСН), либо в жилищно-строительном кооперативе (далее - ЖСК), действующем в целях завершения строительства многоквартирного дома;
4) наличие действующего разрешения на строительство многоквартирного дома, выданного и (или) продленного в порядке, установленном градостроительным законодательством, ТСЖ (ТСН) либо ЖСК, членом которого является заявитель, и действующему в целях завершения строительства многоквартирного дома.
Субсидия предоставляется гражданину для полной либо частичной оплаты его доли дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома, в размере не более 200 000 рублей.
В п. 10 Положения определены основания для отказа в предоставлении субсидий:
1) представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 8 настоящего Положения;
2) несоблюдение условий предоставления субсидий, указанных в пункте 6 настоящего Положения;
3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, выявленная при проведении проверки министерством;
4) на момент обращения заявителем в полном объеме оплачены дополнительные расходы, необходимые для завершения строительства многоквартирного дома;
5) заявитель и/или члены семьи заявителя не являются гражданами, нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения;
6) наличие на дату подачи заявления на получение субсидии разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, для завершения строительства которого заявитель обратился за субсидией.
Как следует из уведомления Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Мельниковой О.В. было отказано в предоставлении субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов в связи с несоблюдением условий предоставления субсидий, указанных в подпункте 2 пункта 6 настоящего Положения, а именно: не подтверждено исполнение в полном объеме обязанности по уплате цены договора (л.д. 7).
Кроме этого в указанном уведомлении сказано, что для целей получения субсидии в рамках постановления №-па используется понятие граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, - это граждане, заключившие договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов, инвестиционные договоры, члены жилищных, жилищно-строительных кооперативов, в полном объеме исполнившие обязанность по уплате цены договора (паевого взноса) и не получившие по истечении одного года со дня установленного срока жилое помещение, являющееся предметом договора, в связи с неисполнением в установленный срок застройщиком (жилищным, жилищно-строительным кооперативом) обязательств по вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и передаче гражданам жилых помещений.
Суд не может согласиться с законностью и обоснованностью уведомления об отказе Мельниковой О.В. в предоставлении субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов.
Так, Мельниковой О.В. предоставлены документы, подтверждающие исполнение в полном объеме обязанности по уплате цены договора.
То обстоятельство, что Мельниковой О.В. часть денежных средств внесена не застройщику, а ЖСК «Первомайская 200Б», не имеет правового значения, поскольку Положением не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии именно не внесение денежных средств застройщику.
Действительно, Мельниковой О.В. не была произведена оплата застройщику в сумме 30 000 руб., что им не оспаривается, а также следует из определения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, указанная сумму была внесена Мельниковой О.В. в качестве паевого взноса, что следует из выданной ЖСК «Первомайская 200Б» справки (л.д. 15).
Кроме этого, как пояснила представитель административного истца, оставшаяся сумма выплаты застройщику им была прекращена ввиду отсутствия строительно-монтажных работ, а также не заключения договора участия в долевом строительстве в предусмотренных предварительным договором срок (до ДД.ММ.ГГГГ). При этом из представленных квитанций видно, что Мельникова О.В. производила оплату застройщику до декабря месяца 2016 года.
Поскольку административным ответчиком принято незаконное решение в виде уведомления об отказе в предоставлении субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования о признании незаконным отказа Министерства строительства <адрес> в предоставлении субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «Об оказании государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков в <адрес>».
Рассматривая споры в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.
Кроме этого, необходимо исходить из того, что суд не вправе подменять собой компетенцию административного органа.
Из анализа положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что, признавая оспариваемое решение незаконным суд вправе обязать орган, принявший оспариваемое решение, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым возложить на Министерство строительства <адрес> повторно рассмотреть заявление Мельниковой О.В. о предоставлении субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «Об оказании государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков в <адрес>», в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
О результатах повторного рассмотрения заявления необходимо сообщить суду и Мельниковой О.В. в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ №-░░ «░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ №-░░ «░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>» – ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «04» ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░