Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-227/2023 ~ М-79/2023 от 08.02.2023

Дело №а-11-227/2023

УИД 53RS0№-04

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес>                                  28 марта 2023 года         

Окуловский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Петрова А.С.,

при секретаре Павловой В.Б.,

с участием и.о. прокурора <адрес> Агаян Е.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению заместителя прокурора Окуловского муниципального района <адрес> в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

установил:

заместитель прокурора Окуловского муниципального района <адрес>, действуя в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Окуловского муниципального района <адрес> с требованием о возложении на административного ответчика в срок не позднее года со дня вступления решения суда в законную силу поставить водозаборную колонку, расположенную у <адрес> <адрес> и водопроводную сеть, пролегающую по д.<адрес>, на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, как бесхозяйное имущество. Также в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу определить организацию, ответственную за эксплуатацию вышеуказанной водозаборной колонки до определения его собственника. Кроме того, административный истец просил обязать административного ответчика организовать холодное водоснабжение граждан, проживающих в <адрес>, <адрес>.

В обоснование заявленных требований заместитель прокурора указал, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Муниципальным образованием «Окуловский муниципальный района» в лице администрации Окуловского муниципального района с ООО «Д-Групп» ДД.ММ.ГГГГ заключено концессионное соглашение в отношении объектов центральных систем водоснабжения и водоотведения на территории Окуловского муниципального района. Как следует из приложения к концессионному соглашению, сети централизованного водоснабжения, пролегающие в д.<адрес> ООО «ВСК» не передавались. В ходе проверки установлено, что в <адрес> имеется две водозаборные колонки, одна из которых находится в разрушенном состоянии. Специалистами ООО «ВСК» выявлена водоразборная колонка у <адрес> и водопроводная сеть, проходящая по <адрес>, используемая без оформленных документов. Данная колонка технологически связана с централизованной системой холодного водоснабжения <адрес>, но отсутствует в числе объектов, переданных ООО «ВСК» в рамках концессионного соглашения. Вновь выявленная водопроводная сеть находится в ветхом состоянии со стопроцентным износом, требующая капитального ремонта. Меры по замене сетей водоснабжения административным ответчиком не принимаются.

Невыполнение администрацией действий по постановке водозаборной колонки у <адрес> и водопроводной сети, пролегающей по д.Окуловка на учет как бесхозяйных, препятствует дальнейшему определению его балансовой принадлежности и надлежащему состоянию, а также нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, обеспечению надлежащего технического состояния указанного колодца, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе его эксплуатации.

Определениями Окуловского районного суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Водо-сбытовая компания» (далее ООО «ВСК»), ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях.

Определением Окуловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части требований к ответчику администрации Окуловского муниципального района <адрес> в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу поставить водозаборную колонку, расположенную у <адрес>.<адрес>, и водопроводную сеть, пролегающую по д.<адрес>, на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, как бесхозяйное имущество; в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу определить организацию, ответственную за эксплуатацию вышеуказанной водозаборной колонки водопроводной сети, пролегающей по д.<адрес>, до определения его собственника.

С учетом изменения заявленных требований прокурор просит обязать Администрацию Окуловского муниципального района в соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ в течение 3 месяцев по истечении одного года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи - водопроводной сети, пролегающей по д.<адрес>, на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, как бесхозяйное имущество, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности.

При этом административный истец также просит обязать административного ответчика организовать холодное водоснабжение граждан, проживающих в д.Окуловка, <адрес>.

В судебном заседании и.о. прокурора <адрес> Агаян Е.Т., уточненные административные исковые требования поддержала.

В судебное заседание представители административного ответчика администрации Окуловского муниципального района <адрес> и заинтересованных лиц ООО «ВСК», ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, вследствие чего суд определил рассмотреть дело в их отсутствие. При этом административным ответчиком представлены возражения относительно заявленного административного иска.

Заслушав объяснения и.о. прокурора <адрес> Агаян Е.Т., исследовав материалы дела, суд считает необходимым частично удовлетворить заявленные требования на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 4 ст. 218 КАС РФ установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо.

В силу ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения Окуловского муниципального района относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся в числе прочего организация водоснабжения населения, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.9.1 Устава Окуловского муниципального района, на территориях Березовикского, Боровёнковского, Котовского, Турбинного сельских поселений органами местного самоуправления Окуловского муниципального района решаются вопросы местного значения в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.11 Устава Окуловского муниципального района, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Окуловского муниципального района обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Исходя из приведенных положений закона, обязанность по обеспечению населения водоснабжением в границах Окуловского городского поселения возложена на администрацию Окуловского муниципального района.

Из материалов дела следует, что жители д.<адрес> неоднократно направляли обращение на имя прокурора <адрес> относительно отсутствия обеспечения водоснабжением населения <адрес>. Аналогичные обращения были направлены и в администрацию Окуловского муниципального района.

На данные обращения администрацией Окуловского муниципального района направлены ответы, из которых следует, что в <адрес> существует централизованное водоснабжение. Подача воды населению осуществляется из водозаборных колонок.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Окуловского муниципального района с ООО «Д-Групп» заключено концессионное соглашение № в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории Окуловского муниципального района.

Согласно приложениям к указанному Концессионному соглашению сети централизованного водоснабжения, пролегающие в д. Окуловка, <адрес>, ООО «ВСК» (правопреемнику ООО «Д-Групп») не передавались.

Из материалов дела также следует, что в ходе осуществления совместного выезда ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с представителем администрации Окуловского муниципального района установлено, что в д. Окуловка имеются две водозаборные колонки, одна из которых находится в разрушенном состоянии.

Согласно информации, предоставленной ООО «ВСК» от ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления производственной деятельности специалистами ОOO «ВСК» выявлена водопроводная сеть, проходящая по <адрес>, используемая без оформленных документов, которая находится в ветхом состоянии со стопроцентным износом, требующая капитального ремонта. В районе <адрес>. Окуловка имелась водоразборная колонка, технологически связанная с централизованной системой холодного водоснабжения <адрес>. В <адрес> имеется одна водоразборная колонка у <адрес>, которая находится в 170 метрах от <адрес>.

При этом согласно пункту 11.19 "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84", утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. N 35/14), радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м.

Актом от ДД.ММ.ГГГГ также зафиксирован стопроцентный износ сети водоснабжения в д. Окуловка.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно информации, предоставленной ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ согласно лабораторным испытаниям проб воды с водоразборной колонки у <адрес> <адрес>, взятым ДД.ММ.ГГГГ, было установлено не соответствие пробы воды требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.

Выпиской из ЕГРН подтверждается, что сеть водоснабжения в <адрес> принята ДД.ММ.ГГГГ на учет как бесхозяйный объект недвижимости с кадастровым номером №.

Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная сеть водоснабжения Администрацией Окуловского муниципального района передана ООО «ВСК» до признания на сеть права собственности.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией Окуловского муниципального района обязанности по организации холодного водоснабжения населения д. Окуловка.

Сторона административного ответчика, доводов и оснований позволяющих освободить от обязанности по обеспечению качественной питьевой водой, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, не приведено. Сведения о передаче сети водоснабжения ООО «ВСК», являющейся гарантирующим поставщиком в сфере холодного водоснабжения, до признания на сеть права собственности, также не свидетельствуют о принятии мер по надлежащей организации холодного водоснабжения в Окуловка.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Как установлено п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года с момента постановки недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, приведенная выше правовая норма, регулирующая порядок обращения с бесхозяйными вещами, в том числе бесхозяйными недвижимыми вещами, возлагает на орган местного самоуправления, на территории которого находится данное имущество, обязанность обратиться с заявлением о постановке данного имущества на учет в качестве бесхозяйного в орган, осуществляющий государственную регистрацию, но не предусматривает обязанность органа местного самоуправления обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на такое имущество.

Не предусмотрена такая обязанность и федеральными законами, в том числе Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Кроме того, право собственности на объект недвижимого имущества, зарегистрированного как бесхозяйное, может быть признано только в судебном порядке (ст. 290 ГПК РФ).

Административный истец, заявляя требования о возложении обязанности на орган местного самоуправления обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на сеть водоснабжения, не учел, что обращение в суд является субъективным правом, а понуждение к реализации субъективного права не предусмотрено нормами действующего законодательства. Как установлено п. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В связи с чем, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований прокурора в данной части следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░                                      ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-227/2023 ~ М-79/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор Окуловского района
Ответчики
администрация Окуловского муниципального района
Другие
ООО "Водо-сбытовая компания"
МТУ Росимущество в Псковской и Новгородской областях
ТО Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Боровичском районе
Суд
Окуловский районный суд Новгородской области
Судья
Петров Александр Сергеевич (11)
Дело на сайте суда
okulovsky--nvg.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация административного искового заявления
09.02.2023Передача материалов судье
10.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2023Судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Судебное заседание
10.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2023Дело оформлено
22.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее