Принято в окончательной форме 06.06.2023 г.
УИД 76RS0021-01-2023-000573-38
Дело № 2а-705/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 июня 2023 года г. Тутаев
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Мазевич Я.Ю.,
при секретаре Тихомировой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Ярославской области к Пантелееву А.В. о восстановлении процессуального срока, взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Ярославской области обратилась в суд с административным иском к Пантелееву А.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2019 год в размере 4130 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года в размере 275,78 руб., транспортный налог за 2019 год в размере 11495,55 руб., пени за 2016, 2017, 2019 года в размере 267,39 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2019 год в размере 54 руб., пени по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 года в размере 5,66 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2019 год в размере 2131 руб., пени по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 года в размере 214,02 руб.. Кроме того, инспекция ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления.
В обоснование требований указано, что в соответствии с п. 1 Приказа Управления ФНС России по Ярославской области от 26.07.2021 № 01-05/0087 @ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области» специализированной инспекцией с функциями по управлению долгом, в полномочия которой входит взыскание в установленном порядке недоимки, а также пени, процентов и штрафов по налогам, сборам и страховым взносам в отношении всех налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Ярославской области является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Ярославской области, которая с 01.11.2021 принимает меры по взысканию задолженности. Пантелеев А.В. являлся собственником следующих жилых помещений: 1) 20.10.2009 года по 27.05.2019 года жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, 2) с 09.04.1997 года жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, 3) с 25.10.2016 года по 27.05.2019 года жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, 4) с 11.10.2018 года жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, 5) с 11.10.2018 года жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, 6) с 29.05.2019 года жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Кроме того, Пантелеев А.В. с 18.12.2018 года по 16.11.2019 года являлся собственником транспортного средства – <данные изъяты>, г.р.з. №, а также с 25.10.2016 года по 27.05.2019 года земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с 29.05.2019 года по настоящее время является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1617 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и с 15.04.2014 года по настоящее время земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> участок №. За 2019 год административному ответчику исчислен к уплате налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 4130 руб., транспортный налог в размере 11495,55 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 54 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 2131 руб. Административному ответчику были направлены налоговые уведомления на уплату налогов, однако в установленные законом сроки, начисленные за 2019 год налоги не уплачены, в связи с чем были начислены пени. В соответствии со ст. 69 НК РФ должнику были направлены требования об уплате налогов, пени, которые до настоящего времени не исполнены. 6 февраля 2023 года Межрайонная ИФНС России №10 по Ярославской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам, пени с Пантелеева А.В. к мировому судье судебного участка №1 Тутаевского судебного района Ярославской области. 13 февраля 2023 года мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в связи с чем, в соответствии со ст. 48 НК РФ предъявлен настоящий иск о взыскании задолженности по обязательным платежам в указанном размере.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 10 по Ярославской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Административный ответчик Пантелеев А.В., надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, отношения к заявленным требованиям не выразил.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В соответствии со ст. 357 НК РФ Пантелеев А.В. являлся плательщиком транспортного налога.
В силу п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 3 ст. 363 НК РФ, пункту 3 Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Судом установлено, что Пантелеев А.В. являлся собственником транспортного средства <данные изъяты>, г.р.з. №, что подтверждается представленными РЭО ГИБДД МО МВД России «Тутаевский» и МРЭО ГИБДД УМВД РФ по <адрес> сведениями. За 2019 год ему был начислен транспортный налог в общей сумме 13668 руб., что подтверждается налоговым уведомлением от 3 августа 2020 года №.
В соответствии со ст. 400 НК РФ Пантелеев А.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В силу п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу п.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Судом установлено, что Пантелеев А.В. являлся собственником недвижимого имущества: 1) 20.10.2009 года по 27.05.2019 года жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, 2) с 25.10.2016 года по 27.05.2019 года жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, а также является собственником следующего недвижимого имущества: 1) с 09.04.1997 года жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, 2) с 11.10.2018 года жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> 3) с 11.10.2018 года жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, 4) с 29.05.2019 года жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
С учетом данных об актуальной инвентаризационной стоимости имущества, определяемой в соответствии с этим размером налоговой ставки, а также с учетом коэффициента, используемого при определении налогового периода, Межрайонной ИФНС России № 4 по Ярославской области был рассчитан налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2019 год в размере 4130 руб.
В соответствии п.1 ст. 388 НК РФ Пантелеев А.В. является плательщиком земельного налога.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. При этом в силу п.1 ст.393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Судом установлено, что Пантелеев А.В. с 25.10.2016 года по 27.05.2019 года являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с 29.05.2019 года по настоящее время является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1617 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и с 15.04.2014 года по настоящее время земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>», участок №.
С учетом данных об актуальной инвентаризационной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с этим размером налоговой ставки, а также с учетом коэффициента, используемого при определении налогового периода, Межрайонной ИФНС России № 4 по Ярославской области был рассчитан земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2019 год в сумме 54 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2019 год в сумме 2131 руб.
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. 6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст. ст. 46, 47, 69 НК РФ).
Поскольку в установленные сроки Пантелеев А.В. не уплатил налоги, ему в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года в размере 275,78 руб., по транспортному налогу за 2016, 2017, 2019 года в размере 275,02 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2017, 2018, 2019 года в размере 5,66 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2017, 2018, 2019 года в размере 214,02 руб.
В связи с тем, что в установленный срок налоги уплачены не были, в адрес налогоплательщика в порядке ст. 69 НК РФ были направлены:
- требование № от 29 июня 2020 года об уплате пени по транспортному налогу за 2016, 2017 года, пени по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за 2017, 2018 года со сроком уплаты до 30 ноября 2020 года,
- требование № от 15 февраля 2021 года об уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога и пени за 2019 год со сроком уплаты до 26 марта 2021 года.
Указанные требования в добровольном порядке налогоплательщиком исполнены не в полном объеме, задолженность составляет: по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2019 год в размере 4130 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года в размере 275,78 руб., транспортный налог за 2019 год в размере 11495,55 руб., пени за 2016, 2017, 2019 года в размере 267,39 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2019 год в размере 54 руб., пени по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 года в размере 5,66 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2019 год в размере 2131 руб., пени по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 года в размере 214,02 руб., что подтверждается в том числе карточкой «Расчеты с бюджетом».
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 указанного Кодекса (абзац 2 пункта 2).
В силу положений статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей (п.3).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 указанной статьи, может быть восстановлен судом. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о принятии мер предварительной защиты (п.5).
Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании вышеуказанной задолженности, определением мирового судьи от 13 февраля 2023 года налоговому органу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском срока, установленного для обращения в суд. С настоящим административным иском налоговый орган обратился 6 апреля 2023 года.
Сроки обращения в суд, предусмотренные ст. 48 НК РФ, налоговым органом пропущены по всем приведенным выше требованиям.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ во взаимосвязи с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установление данного срока, а также момента начала его исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления о взыскании налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога, пени не подлежит удовлетворению, поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, имеет правовой отдел, в полномочия которого входит, в том числе подача в суд соответствующих заявлений, исков, соответствующих требованиям закона, и в сроки, установленные законом. Каких-либо уважительных причин, действительно свидетельствующих о невозможности заблаговременного направления административного искового заявления в суд, налоговым органом не приведено.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств отсутствия возможности своевременно обратиться в суд с данным иском в виду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, административным истцом суду не представлено.
На основании изложенного, суд отказывает административному истцу в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с заявленными требованиями. Пропуск срока на обращение в суд является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 289, 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 10 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░