УИД 38RS0№-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2024 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Васюниной Н.М., при секретаре судебного заседания Гадировой Б.И.,
рассмотрев в открытом ФИО5 заседании административное дело №а-№ по административному исковому заявлению министерства имущественных отношений <адрес> к ведущему ФИО5 приставу-исполнителю специализированного отделения ФИО5 приставов по <адрес> Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы ФИО5 приставов ФИО2, ФИО5 приставу-исполнителю специализированного отделения ФИО5 приставов по <адрес> Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы ФИО5 приставов ФИО3, Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы ФИО5 приставов по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
в обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на министерство имущественных отношений возложена обязанность предоставить ФИО4 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного, находящееся на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 (+/-5) кв.м. На основании указанного решения ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП. ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> (далее Министерство) получено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках указанного исполнительного производства, установлен новый срок для исполнения исполнительного документа. Полагает, что есть основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора, поскольку с момента вступления решения суда в законную силу министерством совершены действия, направленные на его исполнение. Однако, одной из причин, влияющих на длительность исполнения ФИО5 решений о предоставлении жилья, является низкая эффективность проведения аукционов по приобретению жилья в государственную собственность в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом, Министерством принимаются все меры для реализации прав детей-сирот в вопросе обеспечения жилыми помещениями. Ссылается на то, что дату обращения с настоящим административным иском решение Кировского районного суда <адрес> исполнено.
На основании изложенного просит суд освободить Министерство от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, полностью в размере 50 000 руб.
Участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте ФИО5 заседания, в ФИО5 заседание не явились, что в силу ст. 150 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Административный ответчик судеьбный пристав-исполнитель представила письменный отзыв, в котором полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления ФИО5 пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается ФИО5 приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил ФИО5 приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление ФИО5 пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим ФИО5 приставом.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления ФИО5 пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства ФИО5 пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок ФИО5 пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то ФИО5 пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2 ст. 105).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ межрайонный отдел ФИО5 приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы ФИО5 приставов по <адрес> на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ серии ФС №, выданного Кировским районным судом <адрес> по гражданскому делу № по исковому заявлению ФИО4 к министерству имущественных отношений <адрес> об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, в отношении министерства имущественных отношений <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Постановление о возбуждении исполнительного производства вручено должнику ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением ФИО5 пристава-исполнителя межрайонного отдела ФИО5 приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Главного управления Федеральной службы ФИО5 приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с министерства имущественных отношений <адрес> взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в сумме 50 000 рублей. В постановлении ФИО5 пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ министерством имущественных отношений <адрес> не исполнен без уважительных причин, а также отсутствуют доказательства подтверждающих уважительность причин неисполнения документа в срок, установленный для добровольного исполнения, ФИО5 приставу-исполнителю не предоставлено.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство передано на исполнение в МОСП по ИОИП ГУФССП России по <адрес>. В связи с чем исполнительному производству присвоен №-ИП.
В связи с образованием Специализированное отделение ФИО5 приставов по <адрес> ГМУ ФССП России, исполнительное производство №-ИП передано в СОСП по <адрес> ГМУ ФССП России с присвоением №-ИП.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного ФИО5 приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
При разрешении заявленных требований, суд учитывает положения ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, согласно которой, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в <адрес>» (далее <адрес> №-ОЗ) предусмотрен порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в <адрес>.
В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд <адрес> для детей-сирот. Формирование специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот осуществляется в установленном порядке органом по управлению имуществом (ст. <адрес> №-ОЗ). Таким органом по управлению имуществом является министерство имущественных отношений <адрес>.
В соответствии с указанным законом, министерство формирует списки на предоставление жилых помещений, в хронологической последовательности исходя из даты обращения лица с заявлением в указанный орган.
Приобретение жилых помещений осуществляется государственным органом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предполагает следование муниципального заказчика процедурам, установленным частью 2 статьи 63, статьей 70 данного федерального закона.
Формирование специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жильем детей-сирот осуществляется за счет средств, предусмотренных в подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы» государственной программы «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп.
Ответственным исполнителем по программе «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы» является министерство имущественных отношений <адрес> (далее - Министерство).
Согласно пункту 3 Порядка формирования специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется министерством имущественных отношений <адрес> в пределах средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных на эти цели областному бюджету.
Пунктом 4 Порядка предусмотрены способы формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот: 1) приобретение в собственность <адрес> жилых помещений на первичном рынке жилья; 2) участие в долевом строительстве жилых помещений на территории <адрес>; 3) строительство жилых помещений на территории <адрес>
Во исполнение обязательств по приобретению жилых помещений специализированного жилого фонда для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа Министерство имущественных отношений в соответствии с частью 2 статьи 92, частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает в специализированный жилищный фонд <адрес> жилые помещения и относит к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>, после чего не позднее пятнадцати календарных дней со дня включения в установленном законодательством порядке жилого помещения в специализированный жилищный фонд <адрес> для детей-сирот органом по управлению имуществом принимается решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу, включенному в список на предоставление жилых помещений, в хронологической последовательности, установленной данным списком.
В Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, предусматривающие, что общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти. Данные изменения в законе, отсутствие рынка недвижимости во многих муниципальных образованиях, сократили количество застройщиков, готовых участвовать в реализации мероприятий Подпрограммы.
Как указано административным истцом одной из причин, влияющих на длительность исполнения ФИО5 решений о предоставлении жилья, является низкая эффективность проведения аукционов по приобретению жилья в государственную собственность в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в то же время министерством принимаются все необходимые меры для реализации прав детей-сирот в вопросе обеспечения жилыми помещениями.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Министерство имущественных отношений <адрес> в своей деятельности по формированию специализированного жилого фонда и обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничено установленной Порядком административной процедурой, требующей существенных временных затрат.
Основные проблемы, связанные с исполнением ФИО5 решений, является, в том числе длительность проведения аукционов по приобретению жилья для детей-сирот. В ряде случаев проведение конкурсов по приобретению жилых помещений затягивается, в связи с отсутствием потенциальных застройщиков жилья.
Суду в подтверждения доводов об отсутствии злого умысла и невозможности исполнении решения суда в 5-дневный срок, указанный ФИО5 приставом для добровольного исполнения, представлены распечатка с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, государственный контракт №Ф№ от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого министерством в собственность <адрес> приобретено жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, мкр. 22, <адрес>, телефонограмма ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, телефонограмма ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из Единого государственного реестра недвижимости на вышеназванное жилое помещение, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности <адрес>.
В последующем указанное помещение ДД.ММ.ГГГГ предоставлено ФИО4, что подтверждается договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ №, актом приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено в связи с исполнением исполнительного документа.
Принимая во внимание, что финансирование программы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществляется в пределах выделенных государственному органу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, добровольно исполнить исполнительный документ в 5-дневный срок не представлялось возможным по объективным обстоятельствам, при этом злой умысел на неисполнение ФИО5 решения в данном случае отсутствует, суд полагает, что имеются основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ 3808174613, ░░░░ 1083808003564) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░5 ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.