дело № 2-1374 /2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2023 года г. Адыгейск
Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе
председательствующего судьи Чич А.Х.,
при секретаре Уджуху М.Г.,
с участием представителя истца по доверенности Емтыль Рустама Казбековича,
представителя ответчика по доверенности Хачмамук Ш.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Духу ФИО7 к Администрации муниципального образования «Тлюстенхабльское городское поселение» о признании незаконным отказа администрации об отказе в заключении договора купли –продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Духу В.А. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» о признании незаконным действий муниципального органа.
В обоснование иска указано, что 07.08.2023г. между Духу В.А. и Гатагу Н.Н. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору Аренды земельного участка от 01.06.2023 г. с кадастровым номером: №, расположенного по адресу РА, Теучежский район, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение». Участок находится примерно в 3 000 м., по направлению на север от ориентира. Почтовый адрес ориентира: РА, Теучежский район, <адрес>. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
28.08.2023 г. Духу В.А. обратился в администрацию МО «Тлюстенхабльское городское поселение» с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером: №.
Письмом от 30.08.2023 г. № 02-05-510 администрация МО «Тлюстенхабльское городское поселение» отказала Духу В.А. в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: №. Поводом для отказа ответчика послужил
п. 19 ст. 39 ст.16 ЗК РФ, в связи с тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Так же в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 г. № 86 «О регулировании земельных отношений» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с 09.01.2050 г.
Истец считает отказ администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» не обоснованным и подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Между Гатагу Н.Н. и администрацией МО «Тлюстенхабльское городское поселение» заключен договор аренды земельного участка от 01.06.2023 г. с кадастровым номером: №, общей площадью 24 615 кв.м., расположенного по адресу: РА, Теучежский район, местоположение установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение». Участок находится примерно в 3 000 м., по направлению на север от ориентира. Почтовый адрес ориентира: РА, Теучежский район, <адрес>. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Гатагу Н.Н. заключил с Духу В.А. 07.08.2023 г. Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору Аренды земельного участка от 01.06.2023 г. с кадастровым номером: №.
Духу В.А. 28.08.2023 г. обратился в администрацию МО «Тлюстенхабльское городское поселение» с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером: №
Полагает, что данный отказ нарушает ее права, в связи с чем просит признать незаконным выраженный в письме от 30.08.2023 г. № 02-05-510 отказ в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 24 615 кв.м., категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках», расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, пгт. <адрес> и обязать ответчика пересмотреть ее заявление о выкупе земельного участка.
Административный истец Духу В.А., в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Его интересы в судебном заседании представлял по доверенности Емтыль Р.К., который поддержал иск и просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» Хачмамук Ш.Н. возражал против удовлетворения административного иска, представил письменные возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении иска,
ссылаясь на ч.4 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которой приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Согласно п.1 ст.14 Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 г. № 86 «О регулировании земельных отношений» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с 09.01.2050 г.
Суд, выслушав явившихся представителей сторон, исследовав представленные материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Оспаривание решения органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных
интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положения ч.1 ст.218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных
интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, необходимость в их восстановлении, является обязательным основанием для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно п.п.3-4 ППВС РФ от 28.06.2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ могут быть оспорены в том числе письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам), содержанию. К действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению. Наименование оспариваемого документа определяющего значения не имеет (п.6).
В соответствии с п.26 ППВС РФ от 28.06.2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных
правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 07.08.2023г. между Духу В.А. и Гатагу Н.Н. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору Аренды земельного участка от 01.06.2023 г. с кадастровым номером: №, расположенного по адресу РА, Теучежский район, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение». Участок находится примерно в 3 000 м., по направлению на север от ориентира. Почтовый адрес ориентира: РА, Теучежский район, <адрес>. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
28.08.2023 г. Духу В.А. обратился в администрацию МО «Тлюстенхабльское городское поселение» с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером: №.
Письмом от 30.08.2023 г. № 02-05-510 администрация МО «Тлюстенхабльское городское поселение» отказала Духу В.А. в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: №. Поводом для отказа ответчика послужил п. 19 ст. 39 ст.16 ЗК РФ, в связи с тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Так же в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 г. № 86 «О регулировании земельных отношений» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с 09.01.2050 г.
Истец считает отказ администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» не обоснованным и подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Между Гатагу Н.Н. и администрацией МО «Тлюстенхабльское городское поселение» заключен договор аренды земельного участка от 01.06.2023 г. с кадастровым номером: №, общей площадью 24 615 кв.м., расположенного по адресу: РА, Теучежский район, местоположение установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение». Участок находится примерно в 3 000 м., по направлению на север от ориентира. Почтовый адрес ориентира: РА, Теучежский район, пгт. Тлюстенхабль, ул. Ленина, 25. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Гатагу Н.Н. заключил с Духу В.А. 07.08.2023 г. Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору Аренды земельного участка от 01.06.2023 г. с кадастровым номером: №.
Духу В.А. 28.08.2023 г. обратился в администрацию МО «Тлюстенхабльское городское поселение» с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером: №.
В соответствии с ч.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.
Ст.39.1 ЗК РФ предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Ст.39.3 ЗК РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
Во исполнение ч.1 ст.8 Федерального закона от 14.03.2022 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 г. № 629 утверждены особенности регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году.
Из представленного в материалы дела заявления Духу В.А. о выкупе земельного участка следует, что он заявил право на приобретение земельного участка без торгов в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 09.04.2022 г. № 629.
Согласно подпункт «а» пункта 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы», согласно которому установлено, что в 2022 и 2023 годах допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного ст.39.2 ЗК РФ, информации о
выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 г. № 629 предоставляет дополнительные гарантии для реализации прав граждан для выкупа земельного участка без проведения торгов.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в своей информации от 12.05.2022 г. указывает, что для выкупа рассматриваемого земельного участка необходимо соблюдение только двух условий, а именно:
1) участок для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения садоводства или огородничества для собственных нужд должен быть предоставлен в аренду органами государственной власти или местного самоуправления;
2) арендатор не должен нарушать требования земельного законодательства.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по основаниям, предусмотренным Постановлением № 629, осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ с учетом особенностей, установленных Постановлением № 629.
В соответствии с пунктом 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется ФЗ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пункт 6 ст. 27 ЗК РФ не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые или огородные земельные участки, земельныеучастки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (п. 7 ст. 27 ЗК РФ).
Действие закона № 101-ФЗ не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, а так же на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянским (фермерским) хозяйствами для осуществления своей деятельности). Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ (ст. 1 Закона № 101-ФЗ).
Таким образом, ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренные Законом № 101-ФЗ в том числе мораторий на приватизацию таких земель, не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства.
Данная позиция так же разъяснена Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) от 02.06.2023 г. № 11-01346/23 в адрес администрации МО «Тахтамукайский район».
Довод административного ответчика о невозможности предоставления земельного участка на основании п.19 ст.39, ст.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, суд также находит необоснованным.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 28.08.2023 г., не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца, создает препятствия к их реализации, что является основанием для признания его незаконным.
Согласно ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка, с учетом вышеизложенных обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь ст.227, ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 30.08.2023 ░. № 02-05-510 ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 24 615 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░». ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 3 000 ░., ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ : ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░,
<░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 24 615 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░». ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 3 000 ░., ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ : ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░
░░░░░ ░░░░░