Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-539/2023 ~ М-457/2023 от 18.08.2023

                             Административное дело № 2а-539/2023

                                                                              24RS0050-01-2023-000600-11

копия

     Р Е Ш Е Н И Е

                          Именем Российской Федерации

26 сентября 2023 г.                                                              с. Сухобузимское

Сухобузимский районный    суд Красноярского края в составе

председательствующего - судьи Белобородовой Е.В.,

с участием помощника прокурора Сухобузимского района Красноярского края Юшина О.В.,

при секретаре Шейфер В.В.,

рассмотрев административное дело по административному иску прокурора Сухобузимского района Красноярского края, действующего в интересах Макарчук Алены Владимировны, к администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,

                              У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сухобузимского района Красноярского края, действующий в интересах Макарчук А.В., обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей. Требования административного искового заявления мотивированы тем, что прокуратурой Сухобузимского района по обращению Макарчук А.В. об отсутствии дороги на <адрес>, проведена проверка исполнения администрацией Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края законодательства при организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. В ходе проведения проверки установлено, что на основании постановления главы администрации Сухобузимского района № 487-п от 20.06.2013 Макарчук А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей и воспитывающей пятерых детей, безвозмездно в собственность, как многодетной гражданке, предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, общей площадью 1333 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. До настоящего времени, в нарушение требований действующего законодательства администрацией Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края не приняты меры по обеспечению инфраструктурой земельных участков, выделенных многодетным семьям в <адрес>. Так, в ходе проверки, проведенной с участием ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» установлено, что к земельному участку, выделенному Макарчук А.В., как многодетной, на котором построен объект недвижимости, проезд не возможен, дорога не обустроена. Невыполнение администрацией Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края обязанностей при организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, нарушает права и законные интересы граждан. Ранее прокуратурой района 30 июня 2013 г. в связи с нарушением законодательства об обеспечении инфраструктурой земельных участков в <адрес>, выделенных многодетным гражданам в адрес главы администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района вносилось представление, вместе с тем, несмотря на то, что нарушения администрация Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района признала, надлежащие меры к их устранению не приняла. Просит признать незаконным бездействие администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, связанное с непринятием надлежащих мер по организации дороги к земельным участкам, предоставленным многодетным гражданам; обязать администрацию Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края принять меры к организации дороги к земельному участку с кадастровым номером 24:35:0020106:535, общей площадью 1333 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, выделенному Макарчук А.В., как многодетной семье.

Административный истец – помощник прокурора Сухобузимского района Красноярского края Юшин О.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.

Административный истец – Макарчук А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в соответствии с требованиями закона.

Представитель административного ответчика – администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края в судебное заседание не явился, от представителя Лапенковой Н.В. поступила телефонограмма о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражений не имеет.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 39.19 ЗК РФ предусматривает, что порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Такой порядок на территории Красноярского края установлен Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".

Согласно статьям 14, 29.1 поименованного Закона Красноярского края многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, в том числе для целей индивидуального жилищного строительства.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" установлена задача государства но обеспечению граждан доступным и комфортным жильем. Пунктом 2 указа Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано разработать комплекс мер но улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предел в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 г. N 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на основании постановления администрации Сухобузимского района Красноярского края № 487-п от 20 июня 2013 г. Макарчук А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как многодетной гражданке предоставлен безвозмездно в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, общей площадью 1333,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.

Земельный участок зарегистрирован Макарчук А.В. в предусмотренном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 24ЕК № 790049 от 15 июля 2013 г.

29 мая 2023 г. в прокуратуру Сухобузимского района Красноярского края от Макарчук А.В. поступило заявление с просьбой провести проверку по факту отсутствия дороги к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, предоставленному ей как многодетной матери.

По данному факту прокуратурой Сухобузимского района Красноярского края совместно с сотрудниками ГИБДД МО МВД России «Емельяновский» проведена проверка, по результатам которой было установлено, что проезд транспорта от <адрес> до <адрес> не возможен, дорога не обустроена.

По результатам проверки 30 июня 2023 г. прокуратурой Сухобузимского района Красноярского края вынесено представление главе администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края ФИО7, согласно которому требуют безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные и действенные меры к установлению отмеченных в представлении нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, и недопущению впредь подобных нарушений.

Из ответа администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края от 24 июля 2023 г. на представление прокурора Сухобузимского района Красноярского края от 30 июня 2023 г. следует, что в летний период времени, в текущем году, в микрорайоне «Культурка» <адрес>, в соответствии с договором №15 от 01 июня 2023 г. поставки и оказания услуг, заключенным между администрацией Сухобузимского сельсовета и АО «Большемуртинское ДРСУ», были проведены работы по отсыпке дорог ПГС из средств бюджета на 2023 год, направленного на содержание дорог и их благоустройство, на части <адрес>, в том числе, примыкание с <адрес>. В соответствии с постановлением администрации Сухобузимского сельсовета от 05.11.2019 № 170-п «Об утверждении Реестра автомобильных дорог общего пользования местного значения Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красногорского края» дорога по <адрес> внесена в реестр автомобильных дорог. Идентификационный №, протяженностью 0,29 км., ширина 6 м., тип покрытия грунтовое. При рассмотрении вопроса по отсыпке дорог в первую очередь подлежат отсыпке те улицы, где наибольшее количество благополучателей. В данный момент на <адрес> зарегистрированы и проживают две семьи, остальные владельцы земельных участков не приступили к строительству.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что право на жилище обеспечивается не только формальным предоставлением земельного участка, но и созданием условий для жилищного строительства, обеспечением возможности реальной реализации этого права.

Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления земельного участка (2013 год) до момента обращения прокурора в суд (2023 год) прошло значительное количество времени, между тем обязанность органа местного самоуправления по обеспечению земельного участка необходимой транспортной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования жилым объектом, в целях строительства которого и был предоставлен земельный участок, как льготной категории граждан, не выполнена.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

                        Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1333 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                  ░░░░░░░                               ░.░. ░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2023 ░.

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                       ░.░. ░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-539/2023 ~ М-457/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Макарчук Алёна Владимировна
прокурор
Ответчики
администрация Сухобузимского сельсовета
Суд
Сухобузимский районный суд Красноярского края
Судья
Белобородова Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
suhbuz--krk.sudrf.ru
18.08.2023Регистрация административного искового заявления
18.08.2023Передача материалов судье
21.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2024Дело оформлено
14.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее