УИД 24RS0048-01-2024-004452-23
Дело № 2а-8323/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2024 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Жихаревой И.С.,
при секретаре Скрынниковой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Шушенского района Красноярского края к судебным приставам-исполнителям МОСП по ИНХ по г. Красноярску ФИО2, ФИО5, ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шушенского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Требования мотивировала тем, что решением Шушенского районного суда Красноярского края от 09.09.2019 возложена обязанность на администрацию Шушенского района предоставить ФИО3 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта предоставления жилья. На момент вступления указанного решения в законную силу, денежных средств на его исполнение из краевого бюджета не поступало. В 2021 году в результате перераспределения жилых помещений ФИО3 предложена квартира, от которой он отказался, написав заявление (22.12.2021) с указанием на отдаленное расположение жилого помещения от места работы. По договору найма специализированного жилого помещения от 16.08.2022 ФИО3 предоставлена квартира. В связи с неисполнением решения суда, 14.02.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Администрацией Шушенского района предпринимались исчерпывающие меры для исполнения возложенных на нее обязанностей. При появившейся возможности перераспределить жилые помещения, ФИО3 была предложена квартира, от которой он отказался. Неисполнение решения суда в связи с отсутствием надлежащего финансирования из краевого бюджета является обстоятельством, тождественным непреодолимой силе, поскольку приобретение жилых помещений специализированного жилого фонда возможно с учетом выделенных субвенций на основании муниципальных контрактов, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков более длительных, чем тот, который установил судебный пристав-исполнитель. В связи с чем, просит освободить от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления № от 14.02.2022, принятого в рамках исполнительного производства №-ИП от 25.11.2021.
Определением суда от 15.03.2024 привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков судебные приставы-исполнители МОСП по ИНХ по г. Красноярску ФИО2, ФИО5.
Представитель административного истца администрации Шушенского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание не явились административные ответчики: судебные приставы-исполнители МОСП по ИНХ по г. Красноярску ФИО2, ФИО5, представитель ГУ ФССП России по Красноярскому краю, о слушании дела извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исходя из ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.Судом установлено, и следует из материалов дела, 09.09.2019 Шушенским районным судом Красноярского края вынесено решение, которым на администрацию Шушенского района возложена обязанность предоставить ФИО3 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта предоставления жилья. Указанное решение вступило в законную силу 17.10.2019.
Администрация Шушенского района Красноярского края 11.11.2019 (МКУ-1082) обращалась с письмом к заместителю министра образования Красноярского края о выделении дополнительных денежных средств для исполнения судебных решений, вступивших в законную силу, предписывающих предоставить жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот, в том числе ФИО3
На указанное обращение заместителем министра образования Красноярского края представлен ответ от 13.12.2019 №, согласно которому средства, выделенные в на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены министерством в полном объеме. Министерством направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств.
18.02.2020 заключено соглашение № о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации Шушенского района по реализации в 2020 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет. Приложением к соглашению является список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно списку (приложение к соглашению № от 18.02.2020) детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств бюджета Красноярского края в 2020 году, ФИО3 не значился.
03.07.2020 заключено дополнительное соглашение № о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации Шушенского района по реализации в 2020 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет к соглашению № от 18.02.2020. Согласно списку (приложение к соглашению № от 03.07.2020) детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств бюджета Красноярского края в 2020 году, ФИО3 не значился.
Согласно дополнительному соглашению № от 26.10.2020 к соглашению № от 18.02.2020 о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации Шушенского района по реализации в 2020 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств бюджета Красноярского края в 2020 году, ФИО3 не значился.
Согласно справке № от 19.11.2020 удельный вес межбюджетных трансфертов и краевого бюджета в собственных консолидированных доходах бюджета Шушенского района по состоянию на ноябрь 2020 года составляет 86,5%.
25.11.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации Шушенского района Красноярского края, предмет исполнения: обязать администрацию Шушенского района предоставить ФИО3 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта предоставления жилья, в пользу взыскателя ФИО3
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП направлена в адрес должника посредством ЕПГУ.
Из протокола заседания комиссии по обеспечению жильем детей-сирот от 11.12.2021 следует, что ФИО3 было предложено жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>. От предложенного жилья он отказался, указав, что работает в <адрес>, добираться из <адрес> для него затратно, в связи с чем, им собственноручно было написано заявление об отказе от заключения договора найма специализированного помещения.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, 14.02.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ФИО2 вынесено постановление о взыскании с администрации Шушенского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Копия постановления о взыскании исполнительского сбора направлена должнику посредством ЕПГУ – 14.02.2022, получена им – 01.04.2022.
16.08.2022 в соответствии с договором найма специализированного жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № ФИО3 предоставлена квартира по адресу: <адрес>.
Постановлением от 14.02.2023 исполнительное производство №-ИП окончено, в связи с исполнением требования исполнительного документа в полном объеме.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Администрация Шушенского района Красноярского края является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и за счет средств краевого бюджета.
Учитывая, что исполнить решение суда по предоставлению благоустроенного жилого помещения на территории Шушенского района по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств местного бюджета невозможно, а финансирование за счет средств краевого бюджета в свою очередь, требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, более длительных, чем тот, который установил судебный пристав-исполнитель (пять дней), то обстоятельства, препятствовавшие исполнению решения суда в установленный срок, не могли быть устранены действиями администрации Шушенского района Красноярского края.
Также следует отметить, что в 22.12.2021 результате перераспределения жилых помещений, ФИО3 была предложена квартира, от которой он отказался, написав заявление.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что должник предпринимал исчерпывающие меры для исполнения возложенной на него обязанности, в результате чего 16.08.2022 решение суда исполнено, а исполнительное производство окончено, в связи с чем, в его действиях отсутствует вина в неисполнении в установленный срок исполнительного документа.
Таким образом, административное исковое заявление администрации Шушенского района Красноярского края подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ 14.02.2022 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 23.04.2024.