УИД 37RS0021-01-2023-000896-44
№ 2а-827/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2023 года город Фурманов Ивановской области
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Рукосуевой Л.В.,
при помощнике судьи Карасевой И.А.,
с участием прокурора Царькова С.В.,
представителя административного истца – УМВД России по Ивановской области
Чурина Н.А.,
административного ответчика Саражинской К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению УМВД России по Ивановской области к Саражинской Кристине Анатольевне о продлении срока временного размещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства внутренних дел России по Ивановской области (далее - УМВД России по Ивановской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Саражинской К.А. о продлении срока временного содержания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области.
Административный иск мотивирован тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> УМВД России по <адрес> на основании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, вынесенного Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> (УФСИН России по <адрес>), в соответствии с ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», утверждено решение о депортации в отношении гражданки Украины Саражинской К.А., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения. Саражинская К.А., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, освободилась из мест лишения свободы <ДД.ММ.ГГГГ>, однако исполнить вышеуказанное решение не представлялось возможным, ввиду закрытия всех дипломатических представительств Украины на территории Российской Федерации. <ДД.ММ.ГГГГ> гражданка Украины Саражинская К.А., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, решением Фурмановского городского суда <адрес> была помещена в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> по адресу: <адрес>, сроком на 2 месяца, то есть по <ДД.ММ.ГГГГ> Срок содержания административного ответчика в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> судом дважды продлевался. В настоящее время исполнить решение о депортации не представляется возможным, поскольку со стороны УМВД России по <адрес> предприняты все исчерпывающие меры по исполнению административной процедуры в отношении гражданки Украины Саражинской К.А. Поскольку срок временного содержания иностранного гражданина в специальном учреждении истекает <ДД.ММ.ГГГГ>, административный истец просит суд продлить срок временного содержания гражданки Украины Саражинской К.А., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> на два месяца.
В судебном заседании представитель УМВД России по <адрес>
Чурин Н.А. административные исковые требования поддержал полностью, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, и просил их удовлетворить.
Административный ответчик Саражинская К.А. в судебном заседании возражала против продления срока пребывания ее в специальном учреждении, пояснив, что намерена проживать у свекрови в г<данные изъяты>, свекровь ее ждет, готова предоставить ей жилье и помочь в трудоустройстве швеей. Саражинская К.А. заверила суд в своем исправлении.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, проверив, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Производство по административным делам о продлении срока пребывания в специальном учреждении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, осуществляется в порядке, установленном главой 28 Кодекса административного судопроизводства РФ и Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
В силу положений статьи 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
В силу пункта 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в п. 11, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 ФЗ № 115).
Согласно пункту 9 статьи 31 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
В силу ч. 4 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что помещение иностранного гражданина в специальное учреждение, продление срока содержания в специальном учреждении является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного необходимостью депортации.
Судом установлено, что <ДД.ММ.ГГГГ> УФСИН России по <адрес> вынесено решение <№> о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданки Украины Саражинской К.А. (л.д.10).
<ДД.ММ.ГГГГ> УМВД России по <адрес> принято решение о депортации Саражинской К.А. за пределы Российской Федерации; исполнение решения о депортации постановлено осуществить после отбытия Саражинской К.А. наказания, назначенного по приговору суда (л.д.11-12).
Личность административного ответчика установлена соответствующим заключением, из которого следует Саражинская К.А. является гражданкой Украины (л.д.13-14).
Решением Фурмановского городского суда <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ>, вступившим в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ>, гражданка Украины Саражинская К.А. помещена в Центр временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел по <адрес> до исполнения решения о депортации на срок 2 месяца, т.е. по <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.15-18).
Решением Фурмановского городского суда <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> срок содержания Саражинской К.А.., в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> был продлен сроком на 2 месяца, то есть по <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.19-22).
Решением Фурмановского городского суда <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> срок содержания Саражинской К.А.., в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> был продлен сроком на 2 месяца, то есть по <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.23-26).
Из пояснений представителя административного истца следует, что в настоящее время в связи с проводимой специальной военной операцией государственные границы Республики Украина и Российской Федерации закрыты, что препятствует исполнению решения о депортации Саражинской К.А. по объективным, не зависящим от административного истца причинам.
Оценивая собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что установленные судом обстоятельства свидетельствуют о принятии со стороны административного истца полного комплекса мер, направленных на установления гражданской принадлежности административного ответчика.
Вместе с тем суд учитывает, что в случае удовлетворения административного иска Саражинская К.А. будет находиться в специальном учреждении более 6 месяцев, с момента вынесения административным истцом решения о депортации прошло более 7 месяцев, административный истец, несмотря на принятые меры, в настоящее время объективно лишен возможности исполнить решение о депортации, сроки исполнения данного решения от административного истца не зависят.
При этом суд принимает во внимание наличие у административного ответчика возможности проживания на территории Российской Федерации, а также ее намерение вести законопослушный образ жизни, трудоустроиться.
Таким образом, изложенные в административном иске обстоятельства не могут служить основанием для продления срока размещения административного ответчика в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> на срок более 6 месяцев.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 г. №14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных прав человека, приверженность к всеобщему пониманию и соблюдению которых получила широкое международно-правовое признание: как следует из ст. 1, 2, 15, 17, 19, 21, 46, 62, 64 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы России положений Всеобщей декларации прав человека (ст.ст. 3, 8, и 9), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 2 и 9) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (т. 5), это право воплощает в себе наиболее значимое социальное благо, без которого немыслимы достоинство и ценность человеческой жизни и демократическое правовое устройство общества и государства, а его уважение и судебная защита исключают возможность произвольного вмешательства в сферу индивидуальной автономии личности; это означает, что ограничение права на свободу и личную неприкосновенность допускается лишь на основе принципов правовой определенности и справедливости при соблюдении конституционных критериев необходимости и соразмерности, препятствующих невосполнимой утрате самого существа данного права, в равной степени гарантированного российским гражданам, иностранцам и лицам без гражданства и образующего, наряду с иными конституционными правами и свободами, основы правового статуса личности в Российской Федерации. Выявляя смысл конституционных гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что они распространяются не только на прямо указанные в ст. 22 Конституции Российской Федерации арест, заключение под стражу и содержание под стражей, но и на все другие виды лишения свободы; понятие «лишение свободы», имея по своему конституционно-правовому смыслу автономное значение, охватывает собой любые вводимые в отраслевом законодательстве ограничения, если они фактически влекут лишение свободы.
При установленных обстоятельствах суд полагает, что правовых оснований для продления срока пребывания Саражинской К.А. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области не имеется. Следовательно, в удовлетворении административного искового заявления УМВД России по Ивановской области о продлении срока временного размещения гражданки Украины
Саражинской К.А. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173-180, 268 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░