к делу № 2а-1659/2022
23RS0012-01-2022-002160-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Горячий Ключ 29 августа 2022 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Величко Ж.П.
при секретаре Васюковой И.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ростовской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы к Чуприну Р. Н. о взыскании суммы таможенных платежей и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Ростовская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы обратилась в суд с административным иском к Чуприну Р.Н. о взыскании суммы таможенных платежей и пени.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что 27.02.2015 года через таможенный пост МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни (правопреемник - Ростовская таможня) гражданином Украины Чуприна Р.Н. по ПТД №«...» было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования транспортное средство - ВАЗ 21051, 1982 года выпуска, VIN №«...», объем двигателя - 1200 куб. см. Срок временного ввоза вышеуказанного ТСЛП по ПТД - до 27.05.2015 по истечении которого ТСЛП с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было.
Порядок совершения физическими лицами таможенных операций с товарами для личного пользования на момент ввоза транспортного средства регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, главой 45 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
По факту не вывоза с территории ЕАЭС в установленный срок транспортного средства таможенным постом МAПП Матвеев Курган Ростовской таможни вынесено решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования №«...»/ТСЛП/0078.
После Ростовской таможней в адрес Чуприна Р.Н. было направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 24.05.2021 №«...» в размере 468 244 рублей 48 копеек.
Порядок совершения физическими лицами таможенных операций с товарами для личного пользования на момент выставления уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, регулируется ТК ЕАЭС, вступившим в силу с 01.01.2018, главой 35 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107.
Уведомление о не уплаченных в установленные сроки суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 24.05.2021 №«...» ни в установленный срок, ни до настоящего времени Чуприна Р.Н. не исполнено.
Обратившись в суд с административным иском, истец просит взыскать с Чуприна Р.Н. задолженность по уплате таможенных платежей и сумму пени в размере 468 244 рублей 48 копеек. Одновременно истцом заявлено о восстановлении срока обращения, поскольку он пропущен по уважительной причине, так как в связи со сложной политической ситуацией на границе с Украиной в период 2015-2017 гг., также в связи с отсутствием почтовой связи с рядом населенных пунктов Донецкой и Луганской Народных Республик - украинское государственное предприятие почтовой связи «Укрпочта» возвращало почтовую корреспонденцию с пометкой о причине возврата: циркуляр Всемирного Почтового Союза от 19.01.2015 № 7 (отсутствие возможности доставки почтовых отправлений в ряд населенных пунктов Донецкой и Луганской областей Украины), таможня была лишена возможности направить Уведомления о не уплаченных в установленные сроки суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в сроки, установленные таможенным законодательством, следовательно, выполнить досудебный порядок.
Представитель Ростовской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы в судебное заседание не явился, изложив в иске ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя таможни.
Административный ответчик Чуприна Р.Н. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, представленные доказательства находит срок обращения с административным иском в суд подлежащим восстановлению, а административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 8 статьи 270 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования в срок, указанный в уведомлении, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС. В соответствии с пунктом 6 статьи 68 ТК ЕАЭС меры по взысканию таможенных пошлин, налогов принимаются в соответствии с законодательством государства- члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов. Порядок взыскания таможенных платежей и иных платежей регламентирован главой 12 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании).
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Закона о таможенном регулировании меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Процессуальным законодательством не установлены критерии, по которым причины пропуска срока признаются уважительными или неуважительными. Вопрос о том, являются ли уважительными причины пропуска срока на обжалование, а также оценка доказательств и доводов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока, являются прерогативой суда, рассматривающего ходатайство, который учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению.
Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ, положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 № 611- О, от 17.07.2018 № 1695-0).
Указанную административным истцом в административном исковом заявлении причину пропуска срока для обращения с требованиями к Чуприна Р.Н. о взыскании таможенных платежей и пеней, суд признает уважительной, а срок подлежащим восстановлению.
Разрешая исковые требования по существу, суд считает их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленной в дело пассажирской таможенной декларации от 27.02.2015 года, следует, что 27.02.2015 года на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования гражданином Украины Чуприна Р.Н. было временно ввезено транспортное средство - ВАЗ 21051, 1982 года выпуска, VIN №«...», объем двигателя - 1200 куб. см.
Согласно штампа пассажирской таможенной декларации срок временного ввоза был установлен до 27.05.2015 года.
Порядок совершения физическими лицами таможенных операций с товарами для личного пользования на момент ввоза транспортного средства регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, главой 45 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
В соответствии с требованиями, установленными таможенным законодательством, ст. 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего на момент возникших правоотношение) иностранные физические лица могут временно ввозить на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов транспортные средства, зарегистрированные в иностранном государстве, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год.
В соответствии с п.15 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 311 «Об инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем» при выпуске временно ввозимых транспортных средств для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, с освобождением от уплаты таможенных платежей, в основном и дополнительных листах основного формуляра декларации должностным лицом таможенного органа в графу «Для служебных отметок» вносится запись: «Срок временного ввоза до __________» с указанием даты (день, месяц и год) включительно, до истечения которой декларант обязан обратиться в таможенный орган за продлением срока временного ввоза, вывезти транспортные средства с таможенной территории либо совершить иные действия, предусмотренные международными договорами и актами, составляющими право Союза.
В случае, если транспортное средство не вывозится за пределы таможенной территории РФ по истечении установленного срока, в отношении таких временно ввезенных транспортных средств взимаются таможенные пошлины и налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (п.5 ст.358 ТК РФ, п.5 ст. 268 ТК ЕАЭС).
В судебном заседании установлено, что по истечении указанной даты и установленного Чуприну Р.Н. срока временного ввоза, он не выполнил требования таможенного законодательства, то есть с таможенной территории ЕАЭС транспортное средство вывезено не было.
В соответствии с п. 17 ст. 266 ТК ЕАЭС, плательщиками таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Расчет таможенных платежей произведен в соответствии со ст. 266 ТК ЕАЭС, таблицей № 2, приложения № 2 «Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношений которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа» к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107, а также Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
Судом по делу установлено, представленными в дело доказательствами подтверждено, что задолженность по уплате таможенных платежей, подлежащих уплате административным ответчиком Чуприным Р.Н. составляет 264 882 рубля 33 копейки.
Согласно ч. 3 ст. 270 ТК ЕАЭС, при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок уплачиваются пени.
В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено ч. 28 ст.76 Закона № 289-ФЗ. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности, по уплате которых начислены пени.
Таким образом, в соответствии с правилами, установленными ст. 72 Закона №289-ФЗ, исходя из расчета, представленного истцом, сумма пени за просрочку уплаты таможенных платежей за период с 28.05.2015 года и по состоянию на 27.06.2015 года, составляет 226 064 рубля 33 копейки.
Всего сумма задолженности составляет 490 946 рублей 38 копеек.
25.05.2021 года Ростовской таможней в адрес Чуприна Р.Н. было направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в размере 468 244 рублей 48 копеек.
Порядок совершения физическими лицами таможенных операций с товарами для личного пользования на момент выставления уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, регулируется ТК ЕАЭС, вступившим в силу с 01.01.2018, главой 35 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107.
Добровольно требование административного истца о погашении суммы задолженности по уплате таможенных платежей и пени административным ответчиком не выполнено.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налогов, данный налог взыскивается в судебном порядке.
Согласно п. 2 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов. Не выполнение выше указанных требований ответчиком, нарушают требования действующего законодательства, согласно п. 2 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ все суммы средств, взыскиваемые, в принудительном порядке в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов. Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, а, следовательно, недополучение государством денежных средств.
Суд, анализируя изложенное, дав оценку представленным доказательствам, находит исковые требования обоснованными и считает правильным взыскать с Чуприна Р.Н. в пользу государства указанную сумму задолженности.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования административного истца, суд считает, что взысканию с административного ответчика в доход государства подлежит сумма государственной пошлины, исходя из подлежащей взысканию суммы административного иска, что составляет 8 109 рублей 46 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 264 882 ░░░░░░ 05 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 226 064 ░░░░░ 33 ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 490 946 ░░░░░░ 38 ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░ ░░░░░░), ░░░ 7730176610, ░░░ 773001001, ░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░, № ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░: 40102810045370000002, № ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: 03100643000000019502, ░░░ 024501901, ░░░░ 45328000, ░░░ 15311005000011000110 (░░░░░░░), ░░░ 15311005000012000110 (░░░░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 109 ░░░░░░ 46 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░-