Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-91/2024 ~ М-48/2024 от 02.04.2024

Дело № 2а-91/2024 г.

УИД 76RS0020-01-2024-000096-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» мая 2024 г. <адрес>

Мышкинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Акутиной Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Луцеевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

<адрес> обратился в Мышкинский районный суд ЯО с административным иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В исковом заявлении указано, что прокуратурой района при проведении надзорных мероприятий выявлены в сети «Интернет» сайты: <данные изъяты>/, на которых в свободном доступе размещена информация о продаже SIM-карт операторов без предоставления паспорта или иных обязательных документов, распространение которой запрещено действующим законодательством. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» названной информации формирует положительное мнение о возможности получения услуг связи в нарушение установленного порядка, подрывает авторитет государственной власти РФ, действующих законов. Исковые требования основаны на положениях ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» и ФЗ РФ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи».

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора МР ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, по двум сайтам <данные изъяты>. От поддержания исковых требований о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>/, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отказался.

Представители заинтересованных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Управления Роскомнадзора по ЯО в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили. Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по ЯО представил отзыв по делу, в котором указал, что в ходе осмотра страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам, указанным в исковом заявлении прокурора МР, на ДД.ММ.ГГГГ выявлено наличие противоправной информации. Возражений против административного иска прокурора МР не имеет.

Выслушав представителя административного истца помощника прокурора МР ФИО1, оценив отзыв представителя заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по ЯО, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> с учетом частичного отказа являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также Центральный банк Российской Федерации в отношении информации, указанной в статье 6.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Ст. 9 данного ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Российской Федерации распространение информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется свободно при условии соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности (ст.ст. 10 и 15 ФЗ).

Частью 6 ст. 10 ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, в том числе в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В силу п. 2 ст. 27 ФЗ РФ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее ФЗ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ) предметом федерального государственного контроля в области связи является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований в области связи, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также лицензионных требований в области связи.

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (ст. 29 ФЗ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 44 ФЗ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, настоящим Федеральным законом и правилами оказания услуг связи.

Оператор связи или уполномоченное им лицо для заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи должны использовать: помещения, части помещений, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде; оборудованные торговые места в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.

Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается, за исключением случаев заключения оператором связи или уполномоченным им лицом договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов и требования к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи, либо договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с абзацами третьим-пятым п. 1 настоящей статьи с учетом особенностей, установленных абзацем пятым настоящего пункта.

Услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляются абоненту - физическому лицу или абоненту - юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю и пользователю услугами связи такого абонента, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Абонент - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель обязаны предоставить оператору связи сведения о пользователях услугами связи в соответствии с правилами оказания услуг связи (п. 1.1 ст. 44 ФЗ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ).

Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 ФЗ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ).

В п. 6 ст. 44 ФЗ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ указано, что оператор связи или лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи обязаны внести в такой договор достоверные сведения об абоненте, перечень которых установлен правилами оказания услуг связи. Лицо, действующее от имени оператора связи, обязано направить один экземпляр подписанного договора оператору связи в течение десяти дней после его заключения, если меньший срок не предусмотрен указанным договором. Оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, в том числе представленных лицом, действующим от имени оператора связи, в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами оказания услуг связи. Проверка достоверности сведений об абоненте - физическом лице, сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя осуществляется путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также других данных документа, удостоверяющего личность абонента или пользователей услугами связи, подтверждаемых одним из следующих способов: предоставление документа, удостоверяющего личность; использование единой системы идентификации и аутентификации; использование усиленной квалифицированной электронной подписи; использование информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия. В случае неподтверждения достоверности сведений об абоненте, сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, представленных лицом, действующим от имени оператора связи, оператор связи приостанавливает оказание услуг связи в порядке, установленном правилами оказания услуг связи.

Заключение юридическими и физическими лицами, не являющимися операторами связи, договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и осуществление расчетов за данные услуги с абонентами допускаются при наличии в письменной форме документа, подтверждающего полномочия указанных юридических и физических лиц действовать от имени оператора связи (п. 7 ст. 44 ФЗ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ).

Во исполнение ФЗ «О связи» и Закона РФ «О защите прав потребителей» Правительство РФ Постановлением от 09.12.2014 г. № 1342 утвердило Правила оказания услуг телефонной связи, которые регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи (далее - подвижная связь) в сети связи общего пользования (далее - услуги телефонной связи) (п. 1 Правил).

Согласно п. 2 Правил телефонной связи абонентом является пользователь услуг телефонной связи, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; а абонентским номером является телефонный номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) оконечный элемент сети связи или подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленным в ней (в нем) идентификационным модулем.

В силу п. 13 Правил телефонной связи услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров. Сторонами по договору выступают гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Договор, заключаемый с гражданином, является публичным договором (п. 14 Правил).

Пунктом 18 Правил телефонной связи предусмотрено, что физическое лицо при заключении договора предъявляет документ, удостоверяющий его личность, оператору связи или уполномоченному оператором связи третьему лицу, за исключением случаев заключения договора, предусматривающего оказание услуг телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, или заключения договора с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с п. 21, абз. 2 п.п. г п. 22 Правил телефонной связи в договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность.

За нарушение требований законодательства в области связи предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность (ст. 68 ФЗ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ).

КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, в том числе способом, не предусмотренным законодательством Российской Федерации в области связи, за заключение от имени оператора связи договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи лицом, не имеющим полномочий от оператора связи на заключение такого договора, либо невыполнение оператором связи или лицом, действующим от имени оператора связи, требований о включении в такой договор установленных правилами оказания услуг связи сведений об абоненте, либо включение оператором связи или лицом, действующим от имени оператора связи, недостоверных сведений в такой договор и др. (ст. 13.29 КоАП), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 ст. 14.1 КоАП), которую, соответственно, несут граждане, должностные и юридические лица.

Из анализа вышеперечисленных норм следует, что предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей сведения о продаже SIM-карт операторов без предоставления паспорта или иных обязательных документов.

Кроме того, ст. 174 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, т.е. за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположены страницы с адресами - <данные изъяты>, на которых в свободном доступе размещена информация о продаже SIM-карт операторов без предоставления паспорта или иных обязательных документов, т.е. распространение которой запрещено действующим законодательством. Указанные электронные страницы имеют открытый для всех интернет-пользователей вид, т.е. вход на страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с их содержанием может любой интернет-пользователь. На них размещен информационный материал в форме текста, содержащий информацию с указанием приобретения SIM-карт операторов без оформления.

Суд приходит к выводу, что свободное распространение информации, предлагающей приобретение SIM-карт операторов без оформления, нарушает требования, установленные ФЗ РФ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи», что ведет к совершению административных правонарушений и уголовных преступлений.

Таким образом, в силу положений ч. 1 и ч. 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, размещенная на сайтах - <данные изъяты>, относится к информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основанием для включения в реестр сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Учитывая приведенные выше положения законодательства, а так же тот факт, что информация, размещенная на сайтах - <данные изъяты>/, относится к информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, то она подлежит включению в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Прокуратурой МР предприняты меры для установления лиц, которым принадлежат доменные имена сайтов - <данные изъяты>. Из информационных ресурсов сайта хостинг-провайдера ru-center.ru при помощи сетевого протокола whois регистраторы сайта и их местонахождение не установлены.

До настоящего времени доступ к сайтам и страницам <данные изъяты>/не ограничен, что подтверждается сведениями Универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет».

Административное исковое прокурора МР подано в защиту интересов неопределенного круга лиц, в пределах полномочий, предусмотренных ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 39 КАС РФ.

Размещенная на указанных интернет-сайтах информация не только побуждает граждан, должностных лиц и юридических совершать преступления, но и создает условия для противоправного поведения, предоставляет возможность лицам придать легитимность денежным средствам, заведомо приобретенных преступным путем, возможности оборота данных денежных средств в дальнейшей преступной деятельности, в том числе связанных с финансированием терроризма, а равно получение денежных средств в учреждениях кредитно-банковской сферы путем предоставления данной справки о якобы полученных доходах для совершения новых преступлений.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования прокурора МР.

В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>/, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░ c░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-91/2024 ~ М-48/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мышкинского МР ЯО
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области
Другие
Роскомнадзор
Суд
Мышкинский районный суд Ярославской области
Судья
Акутина Нина Юрьевна
Дело на сайте суда
myshkinsky--jrs.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация административного искового заявления
02.04.2024Передача материалов судье
02.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
11.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее