Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3571/2022 ~ М-2087/2022 от 05.04.2022

Копия дело ...а-3571/22

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Казань 15 июня 2022 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Булатова И.Х., при секретаре судебного заседания МубаракшинойА.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан ФИО4 к судебным приставам-исполнителям МРОСП и ФИО6 Управления Федеральной службы судебных приставов ФИО6 по ФИО5 ФИО1 ФИО3 и ФИО2, МРОСП и ФИО6 Управления Федеральной службы судебных приставов ФИО6 по ФИО5 и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан об освобождении от взыскания исполнительного сбора,

УСТАНОВИЛ:

представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан Борисова Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МРОСП и ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан (далее – УФССП России по РТ) об освобождении от взыскания исполнительного сбора.

В обоснование требования указано, что 29 марта 2022 года судебным приставом-исполнителем Сагдеевым Р.В. в рамках исполнительного производства № 105297/22/16001-ИП вынесено постановление о взыскании с Министерства образования и науки Республики Татарстан исполнительного сбора по 50000 рублей. Административный истец просит суд освободить его от взыскания исполнительного сбора, поскольку после получения постановления о возбуждении исполнительного производства от 28 февраля 2022 года были приняты все возможные меры по исполнению судебного акта, формирование и управление специализированным жилищным фондом для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей осуществляется Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Исламовой А.Р. была предложена квартира в г. Казань, от которой она отказалась в связи с проживанием в г. Набережные Челны, где в настоящее время в собственности Республики Татарстан отсутствуют жилые помещения, свободные от прав третьих лиц, отнесенные к составу специализированного жилого фонда Республики Татарстан.

Представитель административного истца ЗиннатуллинР.Р., действующий на основании доверенности в судебном заседании требование поддержал по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МРОСП и ОИПУФССП России по РТ Сагдеев Р.В. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, поскольку административным истцом не были приняты все возможные меры по исполнению решения суда.

Заинтересованное лицо Исламова А.Р. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, поскольку до настоящего времени решение суда не исполнено, факт отказа от предложения получить квартиру в г. Казань подтвердила, пояснила, что в настоящее время проживает в г. Набережные Челны и квартира ей нужна в г. Набережные Челны.

Представители административных ответчиков МРОСП и ОИПУФССП России по РТ и УФССП России по РТ, административный ответчик судебный пристав-исполнитель МРОСП и ОИПУФССП России по РТ ГалеевА.И., представители заинтересованных лиц Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и прокуратуры г. Набережные Челны в судебное заседание не явились, о времении месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, возражений не представили, отложить разбирательство не просили.

На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие надлежащим образом извещенных неявившихся сторон, поскольку допустимых и достоверных доказательств уважительности причины неявки в судебное заседание суду не представлено.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства и выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также вцелях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно статье 36 Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 статьи 36 Закона.

В статьях 64 – 68 Закона приведен перечень мер принудительного исполнения требований исполнительных документов, а также регламентирован порядок совершения связанных с этим исполнительных действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления.

Согласно частям 1 и 2 статьи 112 Закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В соответствии с частями 12 и 17 статьи 30 Закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.

Из материалов дела усматривается, что 28 февраля 2022 года судебным приставом-исполнителем МРОСП и ОИПУФССП России по РТ ГалеевымА.И. на основании исполнительного листа № 2-2926/2021, выданного 13 апреля 2021 года Вахитовским районным судом города Казани возбуждено исполнительное производство № 105297/22/16001-ИП о понуждении Министерства образования и науки Республики Татарстан предоставить Исламовой А.Р. специализированное жилое помещение в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ.

Согласно штампу, постановление о возбуждении исполнительного производства № 105297/22/16001-ИП от 28 февраля 2022 года получено Министерством образования и науки Республики Татарстан 28 февраля 2022 года.

Поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не был исполнен, 29 марта 2022 года в рамках вышеуказанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем МРОСП и ОИПУФССП России по РТ Сагдеевым Р.В. вынесено постановление о взыскании с Министерства образования и науки Республики Татарстан исполнительского сбора в размере 50000 рублей, которое согласно подписи представителя получено должником 29 марта 2022 года.

6 апреля 2022 года определением Вахитовского районного суда города Казани отказано в удовлетворении заявления Министерства образования и науки Республики Татарстан о предоставлении отсрочка исполнения решения Вахитовского районного суда города Казани от 13 апреля 2021 года по гражданскому делу № 2-2926/2021.

В рамках исполнения вступившего в законную силу решения суда, Министерством образования и науки Республики Татарстан 18 февраля 2021 года и 20 мая 2022 года в адрес мэра г. Набережные Челны были направлены письма о предоставлении информации о наличии специализированных жилых помещений для предоставления детям-сиротам, 4 марта 2022 года и 8 апреля 2022 года в адрес Исламовой А.Р. были направлены письма о направлении в адрес Министерства образования и науки Республики Татарстан заявления о согласии на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда в границах Республики Татарстан, отсутствии свободных от третьих лиц квартир в г. Набережные Челны и предложением рассмотреть возможность закрепления квартиры в г. Казань.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и в судебном заседании сторонами не оспаривались.

Из пункта 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее – Постановление Пленума) следует, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату вкачестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции, он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления овозбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.

Такое толкование закона приведено и в пункте 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 08 июля 2014 года N 0001/16, содержащих указание о том, что в силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление о взыскании исполнительного сбора от 29 марта 2022 года является законным и обоснованным, поскольку должник о возбужденном исполнительном производстве на момент вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора был осведомлен и в установленный Законом срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства № 105297/22/16001-ИП от 28 февраля 2022 года исполнительный лист добровольно не исполнил.

Однако суд усматривает основания для освобождения должника от взыскания исполнительного сбора по следующим основаниям.

Согласно частям 6 и 7 статьи 112 Закона должник вправе в порядке, установленном Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Закона. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с пунктами 74 и 75 Постановления Пленума суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения административного искового заявления Министерства образования и науки Республики Татарстан, является наличие в его поведении как должника в исполнительном производстве признака противоправности.

Следовательно, для правильного разрешения заявленного требования об освобождении от взыскания исполнительного сбора правовое значение имеет решение вопроса, принял ли административный истец все зависящие от него меры в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, имеются ли причины, находящиеся вне его контроля и препятствующие предоставлению взыскателю специализированного жилого помещения в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 84КАСРФ представленные по делу доказательства, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и необходимость соблюдения баланса интересов должника и взыскателя, с учетом того, что должник является бюджетным учреждением, им были приняты все зависящие от него меры в целях надлежащего исполнения решения суда и в настоящее время проводится работа по предоставлению Исламовой А.Р. специализированного жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что административный истец подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 105297/22/16001-ИП от 28 февраля 2022 года.

Поскольку административным истцом требований к судебному приставу-исполнителю МРОСП и ОИПУФССП России по РТ ГалеевуА.И., МРОСП и ОИПУФССП России по РТ и УФССП России по РТ не заявлено, допустимых и достоверных доказательств того, что действием или бездействием указанных административных ответчиков нарушены его права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению им прав и законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, не представлено, административное исковое заявление к данным административным ответчикам подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░5 ░░░4 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░5 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ...-░░ ░░ ....

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░5 ░░░4 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░6 ░░ ░░ ░░░3 ░ ░░░2, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░ ░░░6 ░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

...

...

...

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3571/2022 ~ М-2087/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство образования и науки
Ответчики
Ведущий судебный пристав-исполнитель МРОСП по ОИП Сагдеев Р.В.
Ведущий судебный пристав-исполнитель МРОСП по ОИП Галеев А.И.
МРОСП по ОИП УФССП России по РТ
Другие
Прокурор г.Набережные челны
Исламова Алия Рафиковна
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан
Борисова Елена Сергеевна
Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан
Суд
Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан
Судья
Булатов Ильдар Хайдарович
Дело на сайте суда
vahitovsky--tat.sudrf.ru
05.04.2022Регистрация административного искового заявления
05.04.2022Передача материалов судье
06.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2022Судебное заседание
08.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2023Дело оформлено
05.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее