Уникальный идентификатор дела: 18RS0013-01-2022-002120-68
Дело № 2а-313/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2023 года село Завьялово УР
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гущиной С.Д.,
при секретаре судебного заседания Суворовой Е.С.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике к Шаклеина В.А. о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике обратилась в суд с исковыми требованиями к Шаклеину В.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 593,00 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4, 38 рублей, недоимки по земельному налогу в размере 849 573,92 рублей, пени по земельному налогу в размере 2 409,21 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что Шаклеин А.С. состоит на налоговом учёте в качестве налогоплательщика и в соответствии со ст.ст. 23, 45 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги. На основании сведений, представленных в налоговый орган, административный ответчик является собственником имущества и земельных участков. Налоговым органом с учетом требований налогового законодательства административному ответчику были начислены соответствующие налоги и в сроки, установленные ст. 52 НК РФ, направлены налоговые уведомления. Неисполнение ответчиком обязанности по уплате налогов в установленный срок послужило основанием для направления ему требований об их уплате и пени в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ.
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в силу ч. 7 ст. 150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту также - КАС РФ).
Суд, изучив доводы заявления, исследовав и оценив предоставленные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Положениями ст. 57 Конституции РФ и ст.ст. 3, 23 НК РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
НК РФ содержит систему гарантий соблюдения прав налогоплательщиков при реализации установленной ст. 48 процедуры принудительного исполнения налоговой обязанности, предусматривающую обязательное направление требования об уплате налога с установлением в нём срока для добровольного погашения возникшей недоимки.
Судом установлено, что Шаклеин В.А. состоял на налоговом учете по месту жительства в Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике и, поскольку у ответчика в собственности имеется имущество, он является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Межрайонная ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике реорганизована в форме преобразования в Управление Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике.
Согласно ст. 400, ст. 401, ст. 409 НК РФ лицо является плательщиком налога на имущество физических лиц на основании сведений, предоставляемых в налоговые органы государственными органами, осуществляющими регистрацию государственного кадастрового учета и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ. Согласно, сведений, представленных регистрирующими органами, административный ответчик является собственником следующих объектов налогообложения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Порядок исчисления суммы налога, ставки и сроки уплаты налога на имущество установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На территории муниципального образования «город Ижевск» налог на имущество установлен решением Городской думы г. Ижевска от 20 ноября 2014 года № 658 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ижевск».
В соответствии с решением Городской думы г. Ижевска от 20 ноября 2014 года № 658 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ижевск» налоговая ставка в отношении квартир устанавливается 0,12 процента.
Налог на имущество физических лиц уплачивается на основании главы 32 «Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
В силу ст. 403 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом,
Согласно ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих ставок, предусмотренных п.2 ст.406 НК РФ.
В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговый период по налогу на имущество физических лиц устанавливается как календарный год.
Ст. 408 НК РФ устанавливает порядок исчисления суммы налога. Так, согласно п.1 ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым органом по адресу регистрации налогоплательщика, полученному в соответствии с п. 3 ст. 85 НК РФ от органов, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органов опеки и попечительства, которые обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц, было направлено налоговое уведомление, в котором в соответствии с п. 3 ст. 52 НК РФ указаны имущество, земля, транспорт принадлежащие административному ответчику и являющиеся объектами налогообложения, указаны суммы налога, подлежащие уплате, налоговая база, а также срок уплаты налога.
На основании п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление в котором в соответствии с п.3 ст. 52 НК РФ в разрезе налогов указаны находящиеся в собственности у налогоплательщика объекты налогообложения, налоговая ставка, произведен расчет налоговой базы, суммы исчисленного налога, а также указан срок уплаты налога.
На основании вышеуказанных сведений налоговым органом сделан расчет налога на имущество физических лиц за период 2020 год, который составил 1 593,00 руб., в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от 01.09.2021 года сроком уплаты 01.12.2021 года.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора по уплате недоимки и пени за несвоевременную уплату налога в адрес должника направлено требование № по состоянию на 13.12.2021 года со сроком добровольной оплаты до 14.01.2022 года.
Поскольку в установленные законодательством сроки налогоплательщиком не были уплачены суммы налога за 2020 года, указанные в направленном ранее налогоплательщику налоговом уведомлении, налоговым органом были начислены пени на задолженность по налогу на основании ст. 75 НК РФ.
Суммы пеней начислены в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.).
Таким образом, в связи с отсутствием уплаты, в установленный законодательством о налогах и сборах срок, налога на имущество физических лиц, начисленного налогоплательщику, за период с 02.12.2021 по 12.12.2021 года пени начислены в общей сумме 4,38 руб.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
По данным административного истца Шаклеин В.А. пени в сумме 4,38 руб. на сегодняшний день не уплатил.
В связи с указанным суд находит требование истца о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 593 руб. и пени по налогу в сумме 4,38 руб. подлежащими удовлетворению.
Также судом установлено, что административный ответчик имеет в собственности земельные участки: <адрес>, кадастровый номер; №; <адрес>; кадастровый №; УР, <адрес>, кадастровый №; УР, <адрес>, кадастровый №; УР, <адрес>, кадастровый №; УР, <адрес>, кадастровый №; УР, <адрес>; кадастровый №; УР, <адрес>, кадастровый №; УР, <адрес>, кадастровый №; УР, <адрес>, кадастровый №; УР, <адрес>; 261, земельный участок; согласно уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок исчисления суммы налога, ставки и сроки уплаты налога на имущество установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с решением Совета депутатов МО «Завьяловское» Удмуртской Республики от 18 ноября 2019 года № 188 «О земельном налоге на территории муниципального образования "Завьяловское"» ставка земельного налога в отношении иных земельных участков установлена в размере 1,5 процента.
Таким образом, на вышеуказанные земельные участки установлена налоговая ставка 1,5 %.
В соответствии со ст. 338 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На основании ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором в соответствии с п.3 ст. 52 НК РФ в разрезе налогов указаны находящиеся в собственности у налогоплательщика объекты налогообложения, налоговая ставка, произведен расчет налоговой базы, суммы исчисленного налога, а также указан срок уплаты налога.
На основании вышеуказанных сведений был сделан расчет земельного налога за период 2020 года в размере 849 573,92 руб. и направлено налоговое уведомление № от 01.09.2021 по сроку уплаты 01.12.2021 года. Расчет земельного налога, произведенный административным истцом, судом проверен, суд находит его верным и возможным положить его в основу решения.
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 3 ст. 363 и п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На основании п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором в соответствии с п.3 ст. 52 НК РФ в разрезе налогов указаны находящиеся в собственности у налогоплательщика объекты налогообложения, налоговая ставка, произведен расчет налоговой базы, суммы исчисленного налога, а также указан срок уплаты налога.
Налогоплательщиком в установленные сроки суммы начисленного земельного налога не уплачены.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора по уплате недоимки и пени за несвоевременную уплату налогов в адрес Шаклеина В.А. направлено требование № по состоянию на 13.12.2021 года со сроком добровольной оплаты до 14.01.2022 года.
Поскольку в установленные законодательством сроки налогоплательщиком не были уплачены суммы налога за 2020 года, указанные в направленном ранее налогоплательщику налоговом уведомлении, налоговым органом были начислены пени на задолженность по налогу на основании ст. 75 НК РФ.
Таким образом, в связи с отсутствием уплаты, в установленный законодательством о налогах и сборах срок, земельного налога, начисленного налогоплательщику, пени начислены за период 02.12.2021 по 12.12.2021 года и в общей сумме составили 2 409,21 руб.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
По данным Инспекции Шаклеин В.А. пени в общей сумме 2 409,21 руб. на сегодняшний день не уплатил.
Нормой п. 1 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В установленные ст. 48 НК РФ сроки, налоговый орган обратился в суд за взысканием задолженности.
Так как в установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджет задолженности по налогу, в связи с чем административным истцом подано заявление о вынесении судебного приказа, по которому мировым судьей судебного участка №4 Завьяловского района Удмуртской Республики Янчуриной А.Г. был вынесен судебный приказ от 02.03.2022 года. От должника в суд поступило возражение 21.03.2022 года относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, судебный приказ от 02.03.2022 года был отменен определением суда от 22.03.2022 года.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В установленный законом срок, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
До настоящего времени обязанность по уплате указанной неисполненной обязанности по уплате пени административным ответчиком не произведена.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Обратное, как и наличие оснований для освобождения от уплаты налога, в силу положений ст. 62 КАС РФ, подлежит доказыванию ответчиком.
Таким образом, оценив представленные административным истцом доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ суд приходит к выводу, что они являются относимыми и допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности в достаточной мере подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Поскольку административный ответчик имеет задолженность по уплате недоимки по пени по налогам, а административным истцом соблюден установленный действующим законодательством порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, постольку в условиях доказанности приведенных юридически значимых обстоятельств, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что административный истец на основании ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ в доход федерального бюджета в размере 11735,81 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>,
- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 593,00 ░░░.,
- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 4,38 ░░░.
- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 849 573,92 ░░░.
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 409,21 ░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
░░░ ░░░░░░░░░░: 7727406020; ░░░ ░░░░░░░░░░: 770801001; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░; ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: 017003983; ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 40102810445370000059; ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ ░░░░░░); ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03100643000000018500; ░░░ 18201061201010000510
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 11 735,81 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░.