Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-536/2021 ~ М-508/2021 от 13.09.2021

. Дело № 3а-536/2021

25OS0000-01-2021-000788-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2021 года г. Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Внуковой О.Н.,

при секретаре Перебейносове М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Строкач В.А к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо – администрация Славянского городского поседения Хасанского района Приморского края, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Строкач В.А. обратилась в Приморский краевой суд с данным административным исковым заявлением указав, что она является собственником нежилого здания – конторы бытовых услуг с кадастровым номером №, площадью 369,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 3 600 кв.м., по адресу: <адрес>. Право собственности на земельный участок Административным истцом не оформлено, находится в аренде. В силу п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ административный истец имеет преимущественное право на оформление земельного участка в собственность.

Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края №87-п от 15.10.2020, утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2020 года в размере 2930435,9 рублей, которая значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчёте № 68-21 от 08 сентября 2021, выполненном оценщиком ООО «Оценка Прим-Капитал», в соответствии с которым, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2020 года составляет 2096000 рублей.

В связи с тем, что размер земельного налога на земельный участок исчисляется из величины кадастровой стоимости, несоответствие такой стоимости указанного объекта недвижимости его рыночной стоимости, по мнению административного истца, нарушает ее права и законные интересы.

В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие.

Представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, согласно которого исковые требования административного истца не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагает, что государственная кадастровая оценка спорного объекта недвижимости проведена в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения. Результаты определения кадастровой стоимости были утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 15.10.2020 года № 87-п, который ни кем не обжалован. В этой связи, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.

В судебное заседание представители иных административных ответчиков, заинтересованного лица, своевременно и надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, не явились. Возражений относительно заявленных требований не поступало. Ходатайств и заявлений не поступало, о причинах неявки суд не располагает.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Статьей 65 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса РФ).

Как установлено пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В суде установлено и подтверждается материалами дела, зарегистрированное 01 апреля 2003 года право собственности Строкач В.А. на объект недвижимости нежилое здание - конторы бытовых услуг с кадастровым номером №, площадью 369,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись №.

Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 3 600 кв.м., по адресу: <адрес>, принадлежащий административному истцу на праве договора аренды земельного участка № 78 от 13 июня 2006 года.

Согласно информации ФГБУ "ФКП Росреестра" земельный участок с кадастровым номером 25:20:210102:489 был поставлен на государственный кадастровый учет 24.01.2006 года.

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Постановлением Администрации Приморского края от 21.12.2017 № 536-па «О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, на территории Приморского края проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» осуществляется с 1 января 2018 года.

Принятым во исполнение приведенных нормативных правовых актов постановлением Министерства земельных и имущественных отношений Приморского края №87-п от 15.10.2020, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по состоянию на 01 января 2020 года, утверждена в размере 2930435,9 рублей, сведения о данной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 30 декабря 2020 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 этого же Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.

При этом при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

Строкач В.А., являясь собственником нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося у административного истца в аренде, обладает предусмотренным статьей 39.20 Земельного кодекса РФ исключительным правом на его приобретение в собственность, выкупная цена которого зависит от кадастровой стоимости земельного участка.

Поэтому обращение Строкач В.А. в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса РФ, статьями 24.18, 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".

Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском административный истец указала на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, его рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении дела.

Так рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Согласно абзацам 22 и 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 2 статьи 246 КАС РФ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки, а также могут прилагаться иные документы.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен в Отчёт № 68-21 от 08 сентября 2021 года, выполненном оценщиком ООО «Оценка Прим-Капитал», из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 600 кв.м., по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2020 составляет 2096000 рублей.

Суд, оценивая представленный отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, приходит к выводу о том, что отчет соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьей 84 КАС РФ.

Представленный Отчет содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Оснований не доверять данному отчету, отвечающему установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения оценки, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.

Ходатайств о проведении по настоящему делу судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, заявлено не было, и оснований для этого судом не установлено.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета его уникальных характеристик. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки либо на уменьшение императивно установленного налогового платежа.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым №, равной его рыночной стоимости в размере 2096000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.

В силу разъяснений, приведенных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 сентября 2021 года.

Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 3 600 ░░.░., ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2096000 ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 13 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-536/2021 ~ М-508/2021

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Строкач Виктория Александровна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ПК
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Внукова Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
kraevoy--prm.sudrf.ru
13.09.2021Регистрация административного искового заявления
13.09.2021Передача материалов судье
14.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2021Подготовка дела (собеседование)
02.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2021Судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее