РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 февраля 2023 г. | г. Балашиха |
Железнодорожный городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мазур В.В.,
при секретаре Орловой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» к судебному приставу-исполнителю СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП по МО России по Московской области Давыдову Я.А. о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными, отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» обратилось в суд с вышеназванными требованиями, указав, что 13 октября 2022 года судебный пристав-исполнитель СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП по МО Давыдов Я.А на основании исполнительного листа серии ФС № от 12.10.2022, выданного Железнодорожным городским судом, возбудил исполнительное производство №-ИП. По исполнительному листу должник Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» обязан приостановить исполнение решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. проведенного в период с 15.06.2022 г. по 30.07.2022 г., а также приостановить исполнение решения о внесении изменений в реестр лицензий Московской области с 01.10.2022 г. 31 октября 2022 года в рамках указанного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель Я.А. Давыдов вынес постановление о взыскании с Госжилинспекции Московской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением исполнительного документа. Копия данного постановления поступила в адрес Госжилинспекции Московской области 02 ноября 2021 года. Госжилинспекция Московской области считает указанные действия судебного пристава-исполнителя Я.А. Давыдова по взысканию исполнительского сбора незаконными.
Просит суд признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП по МО Я.А. Давыдова по вынесению постановления от 31 октября 2022 года о взыскании с Госжилинспекции Московской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства №-ИП и отменить указанное постановление.
Административный истец Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом.
Судебный пристав-исполнитель СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП по МО России по Московской области Давыдов Я.А. области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Можаева Н.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дне и месте рассмотрения дела.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон N 229-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ст. 24 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить. Извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Так, согласно части 1 статьи 64 названного Закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К числу исполнительных действий отнесено взыскание исполнительского сбора (пункт 13).
В пункте 74 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В пункте 75 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Судом установлено, что 13 октября 2022 года на основании исполнительного листа ФС №, выданного Железнодорожным городским судом Московской области по делу 2-5926/2022 судебным приставом-исполнителем СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП по МО России по Московской области Давыдовым Я.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области». Предмет исполнения: приостановление исполнения решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенного в период с 15.06.2022 г. по 30.07.2022 г., приостановление исполнения решения ГУ МО «ГЖИ МО» о внесении изменений в реестр лицензий Московской области с 01.10.2022 г.
Данным постановлением требования исполнительного документа подлежат немедленному исполнению, в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления.
Из письма Госжилинспекции Московской области в адрес судебного пристава-исполнителя СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП по МО России по Московской области Давыдова Я.А. следует, что Госжилинспекция Московской области рассмотрела постановление о возбуждении исполнительного производства от 13.10.2022 №-ИП по вопросу приостановления исполнения решения о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, приостановления исполнения решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>. В Госжилинспекцию Московской области 06.09.2022 поступило заявление ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» с пакетом документов о внесении изменений в Реестр лицензий в отношении данного МКД в связи с заключением договора управления МКД на основании протокола проведенного общего собрания собственников помещений от 05.08.2022 № 1/22. По результатам рассмотрения указанного заявления и представленных документов Госжилинспекцией Московской области 27.09.2022 принято решение о внесении в Реестр лицензий сведений об осуществлении ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» предпринимательской деятельности по управлению данным МКД с 01.10.2022. Определением Железнодорожного городского суда Московской области от 05.10.2022 приняты обеспечительные меры в виде приостановления исполнения решения ОСС в МКД по адресу: <адрес>, проведенного в период с 15.06.2022 по 30.07.2022, приостановления исполнения решения Госжилинспекции Московской области о внесении изменений в Реестр лицензий с 01.10.2022. Указанное определение поступило в адрес Госжилинспекции Московской области 06.10.2022. Таким образом, Госжилинспекция Московской области совершила юридически значимые действия путем принятия решения о внесении изменений в Реестр лицензий до получения определения Железнодорожного городского суда Московской области о принятии обеспечительных мер. Протокол ОСС в МКД от 05.08.2022 № 1/22 по выбору в качестве управляющей организации ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» на момент проведения проверки в судебном порядке недействительным не признан. Решение Госжилинспекции Московской области от 27.09.2022 № о внесении изменений в Реестр лицензий об осуществлении ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» предпринимательской деятельности по управлению данным МКД в судебном порядке незаконным не признано. На основании п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» просили исполнительное производство №-ИП, возбужденное в отношении Госжилинспекции Московской области, окончить.
31 октября 2022 года судебным приставом-исполнителем СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП по МО России по Московской области Давыдовым Я.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и усыновлении нового срока исполнения, из которого следует, что с Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» по исполнительному производству №-ИП взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей с установлением нового срока для исполнения требований исполнительного документа – 01.11.2022 г.
Судебным приставом-исполнителем СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП по МО России по Московской области Давыдовым Я.А. также направлено требование Госжилинспекции Московской области о явке на прием для дачи пояснений в рамках исполнительного производства, вручении предупреждения об уголовной ответственности, а также предоставлении фактов, подтверждения исполнения требования исполнительного документа.
02.11.2022 г., 14.11.2022 г., 16.11.2022 г., 08.12.2022 г., 29.12.2022 г. Госжилинспекцией Московской области в адрес судебного пристава-исполнителя СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП по МО России по Московской области Давыдова Я.А. направлены заявления об окончании исполнительного производства №-ИП.
Из постановлений по делу об административном правонарушении от 10.11.2022 и 19.12.2022 г. следует, что в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП по МО России по Московской области Давыдовым Я.А., после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, требования исполнительного документа – исполнительного листа Госжилинспекцией Московской области не исполнены, в связи с чем на организацию дважды наложен штраф в размере 30 000 руб.
В обоснование своих требований, административный истец указывает, что Госжилинспекция Московской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в рамках полномочий, определенных Положением о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», утвержденным постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 № 485/27 «Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области и Положения о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области». В соответствии с пунктом 5 Положения финансирование деятельности Госжилинспекции Московской области осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете Московской области. Таким образом, исполнительные документы в отношении Госжилинспекции Московской области по взысканию задолженности, в соответствии с требованиями положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, должны быть, в первую очередь, предъявлены для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации и только при наличии отметки указанного органа, что отсутствует возможность исполнения судебного акта, могли быть направлены в службу судебных приставов. Вышеуказанные нормы действующего законодательства были нарушены судебным приставом-исполнителем Я.А. Давыдовым, так как постановление о взыскании исполнительского сбора для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации - Министерство экономики и финансов Московской области - не поступал, и указанный орган не ставил на нем отметку об отсутствии возможности исполнения судебного акта.
Таким образом, взыскание исполнительского сбора, как исполнительное действие, должно быть направлено на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что должником -Госжилинспекцией Московской области каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ей были предприняты все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, не представлено, и в течение установленного срока добровольно требования исполнительного документа по исполнительному производству не исполнены, а обстоятельства, указанные должником, не препятствовали исполнению судебного акта, и не свидетельствуют об отсутствии вины в ее действиях, в связи с чем, к должнику - Госжилинспекции Московской области подлежат применению меры ответственности в виде уплаты исполнительского сбора, таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от 13.10.2022 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░.