РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2021 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Олесик О.В.,
при секретаре Рамазановой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО к прокурору Приморского края о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности,
установил:
ФИО обратился в суд с названным административным иском, указав, что 26.01.2021 подал надзорную жалобу в прокуратуру Приморского края по принесению прокурорского протеста на постановления Советского районного суда г. Владивостока и Приморского краевого суда, отразив в ней статьи, которые были нарушены судьями. Однако прокурор отказал ему во внесении протеста, чем нанес ущерб его конституционным правам на судебную защиту и доступ к правосудию в разумные сроки. Просит признать незаконными действия (бездействие) прокурора Приморского края, выразившиеся в непроведении проверки по доводам его жалобы; признать письмо от 25.02.2021 незаконным; возложить на прокурора обязанность по устранению всех указанных нарушений и осуществить прокурорский надзор.
В судебном заседании ФИО поддержал требования по изложенным в них доводам и основаниям, указав, что причиной подачи настоящего административного иска послужило то обстоятельство, что прокуратурой Приморского края нарушен порядок рассмотрения надзорных производств, вместо решения, ему направлено письмо. Оспаривает данный ответ, который не соответствует обстоятельствам дела. Также просил вынести частное постановление, которое направить руководителям вышестоящих организаций для устранения нарушений.
Представитель административного ответчика ФИО2 возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Дополнил, что по доводам обращения административного истца прокуратурой Приморского края была проведена проверка, в ходе которой из Советского районного суда г.Владивостока истребован материал по жалобе ФИО По результатам рассмотрения жалобы было установлено, что судом не допущено каких-либо нарушений, о чем 25.02.2021 административному истцу был дан ответ с разъяснением порядка его обжалования. Административный ответчик не может давать оценку вынесенным судебным актам.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности с учетом требований ст.ст. 62, 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ст.ст. 218, 226, 227 КАС РФ для признания решения, действий (бездействия) должностного лица необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца. При отсутствии одного из указанных условий, основания для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в силу пп.1, 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме (ч. 4 ст. 10 Закона).
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 8 Закона). В порядке главы 22 КАС РФ суды не вправе рассматривать дела об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях», прокуроры района обязаны организовать учет и рассмотрение поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и настоящим приказом. При осуществлении этой деятельности исходить из того, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях.
Поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях согласно прилагаемому образцу, а сами сообщения безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144, 151 УПК РФ.
Согласно п. 2.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры России от 30.01.2013 № 45, обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей и дознавателей к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ. Об этом заявители уведомляются начальником отдела управления Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта РФ, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем с разъяснением права и порядка обжалования.
В соответствии с п. 2.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан, жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, а также на действия (бездействие), приговоры, определения, постановления и решения суда, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 123 УПК РФ, действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Из материалов дела следует, что 26.01.2021 года Мануйлов Ю.Г. обратился в прокуратуру Приморского края с надзорной жалобой на незаконные действия судьи Советского района г.Владивостока и судьи апелляционной коллегии, зарегистрированной за вх. 34.
25.02.2021 по результатам рассмотрения жалобы, за подписью и.о. начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе направлен ответ под номером 8-378-2012, в котором подробно разъяснены все вопросы, озвученные ФИО в жалобе. Также ему разъяснено право в случае несогласия с указанным ответом обжаловать его прокурору края и (или) в суд.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 КАС РФ, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Таким образом, необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления в порядке публичного производства является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.
Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218 КАС РФ следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Согласно материалам дела на поданную 26.01.2021 года ФИО жалобу был дан соответствующий ответ, в установленные законом сроки, с разъяснением прав и возможности обжалования.
При этом фактически доводы административного истца о несогласии с ответом на обращение прокуратурой Приморского края, непринятии прокурором мер прокурорского реагирования сводятся к несогласию ФИО с судебными постановлениями судов первой и апелляционной инстанций по материалу о рассмотрении его жалобы в порядке ст.125 УПК РФ (материал № 3/10-28/2020).
Постановление Советского районного суда г. Владивостока от 08.10.2020 по делу № 3/10-28/2020 было обжаловано ФИО в апелляционном порядке в Приморский краевой суд. Апелляционным постановлением Приморского краевого суда от16.12.2020 оно оставлено без изменения, его апелляционная жалоба с дополнениями – без удовлетворения.
Несогласие административного истца с данными судебными актами не лишает его права обжаловать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, в том числе, главы 47.1 УПК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что в совокупности изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны прокурора Приморского края, на обращение ФИО был дан надлежащий ответ, в установленный законом срок, в соответствии с действующим законодательством, в пределах представленных законом полномочий.
Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, и несоответствия действий прокурора Приморского края.
В силу ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемыми действиями прокурора Приморского края прав и законных интересов ФИО не приведено, совокупность условий для признания их незаконными отсутствует, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит.
С учетом установленных обстоятельств, а также исходя из смысла ст. 200 КАС РФ, оснований для вынесения частного постановления также не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02.07.2021.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░