Дело № 2а-877/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Комсомольск-на-Амуре 13 июня 2023 года
Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Феоктистова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Пак С.Г.,
с участием помощника прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Напольской В.Н., представителя ответчика Пырьковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Комсомольска-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Комсомольска-на-Амуре, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным иском к администрации г. Комсомольска-на-Амуре, ссылаясь на то, что в ходе проведения по поручению прокуратуры края проверочных мероприятий установлено следующее. Администрацией города Комсомольска-на-Амуре с целью удовлетворения потребности многодетных граждан в земельных участках, на территории, расположенной в <адрес>, сформировано 172 земельных участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», из которых предоставлено в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, 165 земельных участков, 7 земельных участков не распределены. В отношении земельных участков выполнены проекты планировок и межеваний. В ходе проверки установлено, что указанная территория не обеспечена транспортной и коммунальной инфраструктурой по причине отсутствия финансирования на данные цели, что в свою очередь является обстоятельством, препятствующим использованию расположенных на указанной территории земельных участков, предназначенных для граждан, имеющих трех и более детей по целевому назначению – для строительства и эксплуатации жилых домов.
Прокурор г. Комсомольска-на-Амуре просит суд признать незаконным бездействие администрации г. Комсомольска-на-Амуре, выразившееся в необеспечении территории, расположенной в <адрес> объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, предусмотренными документацией по планировке, утвержденной постановлением главы г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №; возложить на администрацию г. Комсомольска-на-Амуре обязанность в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить обустройство и ввод в эксплуатацию на территории, расположенной в <адрес> объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных документацией по планировке, утвержденной постановлением главы г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №: автомобильных дорог шириной 6,0 м. с тротуаром вдоль жилых улиц шириной 1,0-2,0 м, системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, дождевой канализации, электроснабжения; возложить на администрацию г. Комсомольска-на-Амуре обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить ввод в эксплуатацию подъездных дорог и внутриквартальных проездов к земельным участкам, расположенным в границах территории, расположенной в <адрес>
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Хабаровского края.
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство строительства Хабаровского края, министерство финансов Хабаровского края.
Определением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП «Горводоканал», МУП «Теплоцентраль», Муниципальное унитарное производственное предприятие электрических сетей, АО «ДРСК».
В судебном заседании помощник прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Напольская В.Н. на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении настаивала. Ранее при рассмотрении дела уточняла описку в административном исковом заявлении, в части даты постановления главы города Комсомольска-на-Амуре №, верным является ДД.ММ.ГГГГ. Также пояснила, что бездействие административного ответчика и отсутствие необходимых коммуникаций не позволяет многодетным семьям освоить предоставленные земельные участки, начать строительство.
Представитель ответчика Пырькова О.С., действующая на основании доверенности в судебном заседании требования административного истца не признала, поддержала ранее представленные при рассмотрении дела возражения, дополнительно пояснила, что администрация г.Комсомольска-на-Амуре является ненадлежащим ответчиком по делу. Мероприятия по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья семьям, имеющих трех и более детей, не обеспечены софинансированием. Администрация <адрес> из краевого бюджета субсидий на указанные цели не получает, при этом администрация города выполнила поставленную перед ней задачу по проведению кадастровых работ и предоставлению многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Также представила акты выездных обследований земельных участков с кадастровыми номерами №, №, проведенных ДД.ММ.ГГГГ и просила принять во внимание, что при осуществлении муниципального контроля с целью установления фактов освоения земельных участков в районе территории Большевик выявлено отсутствие со стороны граждан каких-либо действий по освоению земельных участков, началу строительства. Также считает, что подключение к инженерным и электросетям является волеизъявлением граждан и носит заявительный характер путем обращения граждан непосредственно к поставщикам энергии, водоснабжения и т.д. Граждане в администрацию города сведения о предполагаемом строительстве, не представляли. Считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Трубникова И.В., действующая на основании доверенности представила письменные возражения, согласно которым указала следующее. Подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляется в целях реализации документов территориального планирования муниципального образования (п.1 ч.1 ст.26 ГрК РФ). Документом территориального планирования городского округа является генеральный план городского округа, утвержденный на срок не менее чем двадцать лет (ч.11 ст. 9, п.3 ч.1 ст.1 ГрК РФ). В силу ч.5.2 ст. 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов. Таким образом, не допустимо при разрешении указанных правоотношений руководствоваться документацией по планировке территории, которая только отражает объекты инфраструктуры, планируемые к созданию в границах её подготовки, не обязывает к исполнению и не устанавливает безусловное наличие указанных объектов на территории. Считает, что административным истцом в исковом заявлении не обосновано наличие у администрации <адрес> обязанности по организации, обустройству, вводу в эксплуатацию конкретных объектов электроснабжения. Административным истцом не представлено доказательств бездействия со стороны администрации <адрес>, поскольку не приведено оснований и норм законодательства, обязывающих администрацию <адрес> обеспечить инфраструктурой предоставленные земельные участки многодетным семьям. Также считает, что административным истцом заявлен несоразмерный исполнению срок, а также требования прокурора об обязании завершить работы заявлены без учета требований, установленных статьями 702, 740 ГК РФ. Также считает, что прокурором в обоснование заявленных требований не приведены сведения об объемах затрат, которые необходимо выполнить для завершения работ, не указаны доказательства реальности заявленных в иске сроков. Требования по обеспечению водоснабжением, водоотведением, электроснабжением не являются обязательствами органа местного самоуправления, так как обеспечение указанными объектами и их установление носит заявительный характер. Обеспечение земельных участков подъездными дорогами не подлежат удовлетворению, так как соответствующими полномочиями орган местного самоуправления не наделен. Просит учесть, что предоставленные земельные участки не осваиваются собственниками по целевому назначению. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители заинтересованных лиц <адрес>, министерства строительства <адрес>, министерства финансов <адрес>, МУП «Горводоканал», МУП «Теплоцентраль», Муниципальное унитарное производственное предприятие электрических сетей, АО «ДРСК» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствии, в связи с чем, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
МУП «Теплоцентраль» представило сведения об отсутствии у предприятия технической возможности подключения к инженерным сетям земельных участков в пределах спорного района индивидуальной жилой застройки, так как оборудование котельной не способно принять нагрузку на отопление и горячее водоснабжение.
Согласно сведениям, предоставленным заинтересованным лицом МУП «Горводоканал», в районе рассматриваемой территории отсутствуют городские централизованные сети водоснабжения и водоотведения, ближайший централизованный водопровод № находится по <адрес>, водоотведение (канализация) <адрес>. Подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованным системам холодного водоснабжения МУП «Горводоканал» осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и положений отдельных актов Правительства Российской Федерации". У МУП «Горводоканал» нет заключенных с гражданами имеющих трех и более детей договоров о технологическом присоединении к сетям водоснабжения на спорном участке.
Согласно отзыву Муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей, технологическое подключение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом. Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. Договор заключается независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения. Заказчик вносит сетевой организации плату по договору об осуществлении технологического присоединения с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению, а также разрабатывает проектную документацию в границах своего земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и выполняет технические условия, касающиеся обязательств заказчика (п.1 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункты 16,17 Правил № 861). При отсутствии энергопринимающих устройств на земельном участке и обращений заявителя, оснований для обеспечения соответствующей инфраструктурой – систем электроснабжения спорной территории у МУ ППЭС нет. Спорная территория не обеспечена сетями электроснабжения сетевой организации МУ ППЭС. Обеспечение указанной территории инфраструктурой – системой электроснабжения МУ ППЭС предусмотрено инвестиционной программой 2025-2029гг.
Также предоставили информацию о заключенных договорах на технологическое присоединение к электрическим сетям на спорной территории – заключено на ДД.ММ.ГГГГ 2 договора.
Согласно ответу АО «ДРСК» на запрос суда, АО «ДРСК» осуществляет подключение объектов к электрическим сетям при классе напряжения 35-110 Кв, если необходимый класс напряжения составляет 0,4-10 Кв (потребительские электрические сети), то сетевой организацией является МУ ППЭС г.Комсомольска-на-Амуре. Какой класс напряжения необходим для осуществления подключения к электрическим сетям объектов, распложенных на рассматриваемой территории АО «ДРСК» не известно. АО «ДРСК» не заключало договоры с гражданами на предмет осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объектов, расположенных на территории в Ленинском округе в границах индивидуальной усадебной застройки Большевик.
Согласно письменным возражениям, представленным представителем Правительства Хабаровского края Ширяевым А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, представитель заинтересованного лица полагает заявленные прокурором требования не подлежат удовлетворению. Полагает, прокурор не правомочен на подачу рассматриваемого административного иска. Требования прокурора заявлены вопреки положениям законодательства о стратегическом планировании, без учета сроков и этапов реализации программ комплексного развития коммунальной и транспортной инфраструктуры городского округа, содержащих перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло, водоснабжения и водоотведения, а также объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры местного значения и обеспечивающие сбалансированное, перспективное развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов инфраструктуры. Прокурор, требуя осуществить строительство инфраструктуры, вопреки ст.41 ГрК РФ не учел, что документация по планировке территории только отображает объекты инфраструктуры, подлежащие созданию в границах её подготовки, но не устанавливает конкретные сроки реализации мероприятий по строительству объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры. Прокурор, обращаясь к органу местного самоуправления не проверил, какие сроки предусмотрены для строительства объектов транспортной и инженерной инфраструктуры. В административном исковом заявлении не приведены ни размеры средств, необходимых- для обеспечения обустройства и ввода в эксплуатацию объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, ни нормативное обоснование возможности завершить работы в установленный прокурором срок. Выяснение вышеуказанных обстоятельств является обязательным для правильного разрешения дела по существу. Считает, что прокурором не учтено, что утверждённой документацией по планировке территории централизованная система водоотведения не предусматривается (сброс бытовых стоков запроектирован в автономные очистные сооружения при каждом доме или группе домов), а сброс дождевых стоков запроектирован на рельеф местности. Полагает, что законодательство не предусматривает обязанности органов государственной власти края по обеспечению инфраструктурой территорий, на которых предоставлены земельные участки многодетным семьям. Указанные полномочия возложены на органы местного самоуправления в порядке решения вопросов местного значения. В силу принципа самостоятельного осуществления полномочий органами местного самоуправления, организация и обеспечение строительства объектов дорожной сети к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям, находится в компетенции Администрации. Для реализации государственной инвестиционной политики предусмотрена разработка и реализация краевых адресных инвестиционных проектов (КАИП), предусматривающих финансирование из краевого бюджета объектов капитального строительства краевой государственной или муниципальной собственности. Перечень КАИП включает, в том числе, объекты капитального строительства, предназначенные для решения опросов местного значения и планируемые к созданию на территории соответствующих муниципальных образований края в соответствии и с пп.62 п.1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", финансируемые за счет бюджета. Уполномоченным органом по формированию перечня КАИП является министерство строительства Хабаровского края. Участие органов местного самоуправления в реализации краевых адресных инвестиционных проектах носит заявительный характер и осуществляется в форме предоставления органом исполнительной власти края субсидии, на цели, определенные Постановлением № 95-пр, среди которых строительство объектов транспортной и инженерной инфраструктуры к земельным участкам многодетных семей не предусмотрено, предоставление субсидии на указанные цели регулируются государственной программой края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае». По информации минстроя края Администрация не подавала заявки на участие в конкурсном оборе по предоставлению субсидии на строительство объектов инфраструктуры, указанных в иске
Также, в ранее представленном отзыве представитель указывал, что прокурором не представлено доказательств бездействия со стороны администрации, в просительной части административного иска не указаны ни размер средств, необходимых для организации, обеспечения обустройства и ввода в эксплуатацию объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, ни нормативные ссылки, свидетельствующие о возможности завершить такие работы в установленный прокурором срок. Требования истца заявлены без учета положений ст.ст. 702, 740 Гражданского кодекса РФ, требований градостроительного законодательства, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Уполномоченным органом исполнительной власти края по проведению конкурсных отборов и предоставлению субсидий муниципальным образованиям края на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам многодетных семей в соответствии с положениями государственной программы края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства края от 22.06.2012 № 205-пр, главным распорядителем бюджетных средств по данной статье расходов выступает министерство строительства края. Вопрос о формировании ассигнований на определенные цели в проекте бюджета региона решается по инициативе главного распорядителя бюджетных средств с участием министерства финансов края. Обязанность обеспечить составление и исполнение бюджета края законом возложена на министерство финансов края.
Ранее в письменном отзыве представитель заинтересованного лица министерства строительства Хабаровского края указал, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание объектов инженерной инфраструктуры земельных участков для многодетных семей относится к полномочиям органов местного самоуправления и является расходным обязательством местных бюджетов. Органы государственной власти края в пределах своей компетенции могут оказывать муниципальным образованиям края меры государственной поддержки в целях реализации органами местного самоуправления своих полномочий. Условия предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по реализации муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по комплексному развитию территорий в целях жилищного строительства, установлены Порядком предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на комплексное освоение и развитие территорий края в целях жилищного строительства, являющимся приложением № 12 к Государственной программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр. В рамках Госпрограммы предусмотрены меры поддержки муниципальным образованиям края в виде предоставления субсидий из краевого бюджета на конкурсной основе, в том числе на строительство. Администрация г.Комсомольска-на-Амуре документы на участие в конкурсном отборе по предоставлению субсидии на строительство автомобильных дорог на участке, указанном в административном иске, в министерство не подавала. Вопрос об удовлетворении административного иска представитель министерства строительства Хабаровского края оставил на усмотрение суда.
Ранее в письменном отзыве представитель заинтересованного лица министерства финансов Хабаровского края указал, что министерство финансов Хабаровского края с административным исковым заявлением не согласно. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Требования, заявленные прокурором, нарушают принцип самостоятельности бюджетов и право муниципального образования на самостоятельное формирование бюджета. В административном исковом заявлении не приведено обоснование указанных в заявлении сроков, не приведено сведений об объемах затрат для выполнения обязанностей, а также не приведено доказательств бездействия со стороны администрации г. Комсомольска-на-Амуре. Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ). Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» утвержден порядок предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на комплексное развитие территорий края в целях жилищного строительства, в соответствии с которым целью предоставления субсидии на комплексное развитие территорий является оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям края на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований края по вопросам местного значения по реализации мероприятий по комплексному развитию территорий, включая следующие мероприятия. Согласно данному Порядку субсидии на комплексное развитие территорий предоставляются по результатам конкурсного отбора, в соответствии с рейтингом в порядке убывания в пределах бюджетных ассигнований. Уполномоченным органом и главным распорядителем средств краевого бюджета на цели предоставления субсидии является министерство строительства Хабаровского края. Предоставление вышеуказанной субсидии возможно только в рамках Порядка № 205-пр, иное означало бы нарушение бюджетного законодательства и создание необоснованных преимуществ одного муниципального образования перед другими. Кроме того, бюджетам муниципальных образований предоставляется финансовая помощь на выравнивание финансовых возможностей и обеспечение потребности в первоочередных расходов (с учетом единых нормативов отчислений от налогов и сборов, подлежащих зачислению в краевой бюджет). Общий объем указанной финансовой помощи бюджету городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» на 2022 год предусмотрен в размере 1 339,9 млн. руб. с ростом по отношению к 2011 году на 354,7 млн. руб. Таким образом, Хабаровский край использует правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ и оказывает помощь муниципальным образованиям края, в том числе городскому округу «Город Комсомольск-на-Амуре» для исполнения его полномочий и расходных обязательств. Министерство является финансовым органом края, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. При этом осуществление указанной функции осуществляется исключительно на основании обоснований, расчетов, заявок, предложений главных распорядителей средств краевого бюджета по расходам, закрепленным за ними Ведомственной структурой расходов краевого бюджета.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, изучив материалы административного дела и отзывы заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.
Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принимая во внимание, что собственники земельных участков, имеющие трех и более детей с учетом их социального статуса, нуждающиеся в дополнительной государственной поддержке, являются социально слабой стороной, с учетом необходимого баланса интересов многодетных семей и публичных интересов, суд полагает обращение прокурора в суд в интересах указанной категории граждан обоснованным.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (в редакции, действовавшей на период спорных отношений) Российская Федерация на три года с даты принятия межведомственным коллегиальным органом вышеуказанного решения, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий по управлению и распоряжению земельными участками. К таким полномочиям, в частности, относятся право на предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части) (пункт 7.4 части 1 статьи 13).
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт «а» пункта 2).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года № 1119-р утвержден Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, предусматривающий в том числе внесение в Правительство Российской Федерации проекта Федерального закона о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части, касающейся коммунального сервитута в отношении земельных участков и земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5, подпунктом 6 которой предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1119-р, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372 утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, которыми даны рекомендации по обеспечению предоставляемых земельных участков объектами инфраструктуры (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 20 Методических рекомендаций, в законах субъектов Российской Федерации, устанавливающих случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, рекомендовано определить в том числе полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению порядка обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 16.08.2013 N 595-рп "О мерах, направленных на организацию работы по бесплатному предоставлению в собственность земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (в редакции, действовавшей на период распределения земельных участков), принятом в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Законом Хабаровского края от 29 июля 2015 г. N 104 "О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае", а также в целях принятия необходимых мер для сокращения сроков бесплатного предоставления в собственность земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей утвержден План предоставления в собственность бесплатно земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на 2013 - 2016 годы. Главам городских округов и муниципальных районов края необходимо принять меры к исполнению Плана.
Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Хабаровского края разработан и утвержден Законом Хабаровского края от 29 июля 2015 года № 104 «О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае» (далее - Закон Хабаровского края от 29 июля 2015 года № 104).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 29 июля 2015 года № 104, гражданам, имеющим трех и более детей земельные участки, находящиеся в государственной собственности края, муниципальной собственности, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти края в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», предоставляются гражданам в собственность бесплатно с учетом условий, установленных частью 2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года № 205-пр утверждена государственная программа Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае».
В соответствии с п. 1.2 Порядка предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на комплексное развитие территорий края в целях жилищного строительства, являющегося Приложением № 12 к Государственной программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», целью предоставления субсидии является оказание финансовой поддержки муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения на выполнение мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции или техническому перевооружению (в том числе в случае механизма реализации контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства) объектов капитального строительства муниципальной собственности (далее - расходные обязательства, мероприятия).
При предоставлении муниципальным образованиям края субсидии, источником финансового обеспечения которой является бюджетный кредит из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - бюджетный кредит), к мероприятиям относятся в том числе инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В целях предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей, постановлением главы г. Комсомольска-на-Амуре от 28 января 2015 года № 13 утверждена документация по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории, расположенной в <адрес>. В границах указанной территории предусмотрены автомобильная дорога шириной 6,0 м. с тротуаром вдоль жилых улиц шириной 1,0-2,0 м, системы теплоснабжения (предусматривается от существующих коллекторов ВК «Дземги»), водоснабжения (предусматривается от существующего городского водовода <адрес>), водоотведения (сброс бытовых стоков предусматривается через запроектированную внутриквартальную канализационную сеть в существующий канализационный коллектор Д=600 мм по <адрес>), дождевой канализации (отвод поверхностных вод – открытый, осуществляется по кюветам), электроснабжения (предусматривается путем строительства ТП и кабельной линии согласно техническим условиям).
На указанной территории сформировано 172 земельных участков, из которых 165 земельных участков предоставлено в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, 7 земельных участков не распределены.
Как установлено в результате проведенных прокуратурой г. Комсомольска-на-Амуре проверочных мероприятий и не оспаривалось ответчиком, инженерная и транспортная инфраструктура на вышеуказанной территории отсутствует.
Как следует из информации, представленной Управлением архитектуры и градостроительства администрацией г. Комсомольска-на-Амуре, содержащейся в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, спорная территория инженерной и транспортной инфраструктурой не обеспечена. Софинансирование муниципального образования город Комсомольск-на-Амуре по обеспечению инженерной (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям, государственной Программой не предусмотрено. В рамках реализации инвестиционной программы, муниципальное унитарное производственное предприятие электрических сетей осуществляет строительство и подключение к электрическим сетям индивидуальные жилые дома на основании обращения собственника (гражданина). Согласно плану комплексного освоения территорий города Комсомольска-на-Амуре с 2021 по 2030 годы, утвержденной главой города в октябре 2020 года, потребность в финансировании по обеспечению 21 территории инженерной и транспортной инфраструктурой, в том числе выполнение проектных работ, ориентировочно составляет 13,9 млрд. рублей, что в 5,6 раз превышает собственные доходы годового бюджета муниципального образования. Запланировать в местном бюджете указанные расходы не представляется возможным.
Рассматривая возражения ответчика и доводы, изложенные административным истцом, суд приходит к следующему.
Федеральным законом 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 часть 1 статья 16).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 29 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции данного ФЗ, действовавшего до 01.01.2023) организация и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения изложены в п.62 ч.1 ст.44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", а именно: к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований.
Таким образом, обеспечение социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований может осуществляться, в том числе, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке реализации полномочий, установленных статьей 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике определяет порядок и условия строительства и финансирования объектов электроэнергетики.
Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в сфере теплоснабжения определены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и предусматривают отнесение к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в том числе, утверждение правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, а также типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к системам теплоснабжения; утверждение правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (ст.4).
Таким образом, участие Хабаровского края как субъекта Российской Федерации в создании необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых на бесплатной основе гражданам, имеющих трех и более детей должно быть обеспечено путем софинансирования расходных обязательств муниципальных образований края субсидиями из краевого бюджета, что прямо определено Порядком предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на комплексное развитие территорий края в целях жилищного строительства, являющегося Приложением № 12 к Государственной программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае».
Указанным Порядком предусмотрено, что при предоставлении муниципальным образованиям края субсидии, источником финансового обеспечения которой является бюджетный кредит из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, к мероприятиям относятся в том числе инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (абз.2 п.1.2).
Из изложенного следует, что комплекс мер по обеспечению земельных участков инфраструктурой, предполагающей её проектирование, необходимые изыскания, строительство и т.д. не может быть обеспечен исключительно полномочиями муниципального образования.
Вместе с тем, поскольку определен порядок субсидирования в виде финансовой поддержки на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных образований края, в частности по обеспечению инженерной, транспортной инфраструктурой, сетями электроснабжения, административный ответчик должен представить доказательства принятия мер по получению субсидии для реализации указанных мер.
Как следует из п.1.3, 1.4 Порядка, субсидии предоставляются министерством строительства края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий финансовый год законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на текущий финансовый год и плановый период для предоставления субсидий. Источником финансового обеспечения субсидий являются в том числе средства федерального бюджета, предоставляемые в виде субсидии краевому бюджету в рамках реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации на основании соглашений о предоставлении субсидий краевому бюджету из федерального бюджета (далее - Субсидия) или в виде бюджетного кредита.
Доказательств принятия административным ответчиком мер по получению субсидии не представлено.
Согласно п.38 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372 рекомендуется учитывать, что согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 15, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.
При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.39 Методических рекомендаций, при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.
До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О, в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований на эти цели влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, на Администрации города Комсомольска-на-Амуре как муниципальном образовании, лежит обязанность по благоустройству территорий, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей необходимой инфраструктурой, в том числе, путем софинансирования расходных обязательств муниципальных образований края субсидиями из краевого бюджета.
В то же время при разрешении заявленных требований необходимо учитывать, что в силу требований ст.16 КАС РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 КАС РФ об исполнении судебных решений и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение суда должно быть исполнимым.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства рассматриваемого спора, принимая во внимание доводы административного ответчика об отсутствии со стороны граждан, получивших земельные участки каких-либо действий по их освоению, принятию решений о начале строительства и т.д., что подтверждается результатами выездного обследования, принимая во внимание отзывы заинтересованных лиц МУ ППЭС и АО «ДРСК» об отсутствии необходимости обеспечения соответствующей инфраструктурой – систем электроснабжения спорной территории при отсутствии энергопринимающих устройств на земельных участках и обращений заявителей по подключению, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств свидетельствующих о реальной нуждаемости в обеспечении спорных участков транспортной и инженерной инфраструктурой в том объеме, которая заявлена административным истцом.
В соответствии со ст.52.1 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи (далее - сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Поскольку при рассмотрении дела не представлено доказательств о наличии на спорной территории объектов жилищного строительства, введенных в эксплуатацию, как и доказательств начала строительства указанных объектов суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований о признании бездействия администрации города Комсомольска-на-Амуре не законной в части не обеспечения спорной территории объектами систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения электроснабжения, дождевой канализации. Суд не находит оснований для удовлетворения требований о возложении на административного ответчика обязательств в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить ввод в эксплуатацию внутриквартальных проездов к земельным участкам, расположенным в границах территории, расположенной в <адрес>; в течении 2-х лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить ввод в эксплуатацию спорной территории объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, предусмотренными документацией по планировке, утвержденной постановлением главы города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 28 января 2015 года № 13, а именно: автомобильных дорог шириной 6,0 м. с тротуаром вдоль жилых улиц шириной 1,0-2,0 м, системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, дождевой канализации, электроснабжения. Выполнение указанных работ, с учетом того, что предоставленные земельные участки не освоены, какое-либо строительство не начато являются преждевременными.
В тоже время необходимо учитывать, что Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения городского округа дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п.5 ч.1 ст.16).
В соответствии с п.6 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 30.04.2013 N 292-рп утвержден План мероприятий ("дорожной карты") по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, в целях индивидуального жилищного строительства", в частности, органам местного самоуправления края рекомендовано разработать в рамках муниципальных программ развития жилищного строительства мероприятия по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, в том числе предусмотрев строительство подъездных дорог не менее пятой категории и линий электропередач до границ вышеуказанных земельных участков.
Таким образом, отсутствие мероприятий по строительству подъездных дорог не менее пятой категории и линий электропередач до границ вышеуказанных земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства в течении длительного времени свидетельствует о бездействии административного ответчика в указанной части, в связи с чем, требования административного истца в части возложения обязанности организовать и обеспечить ввод в эксплуатацию подъездных дорог суд находит подлежащими удовлетворению частично, путем обязания административного ответчика организовать и обеспечить ввод в эксплуатацию подъездных дорог не менее пятой категории и линий электропередач до границ вышеуказанных земельных участков.
Неисполнение обязанности, установленной Планом мероприятий ("дорожной карты") утвержденного Распоряжением Правительства Хабаровского края от 30.04.2013 N 292-рп по строительству подъездных дорог не менее пятой категории и линий электропередач до границ вышеуказанных земельных участков существенно нарушает права собственников земельных участков на территории, расположенной в квартале индивидуальной усадебной застройки, на возможность использования земельных участков для освоения и строительства в соответствии с их назначением.
Доводы административного ответчика об отсутствии сроков в документации по планировке территории в составе проекта планировки, отсутствие софинансирования суд находит необоснованными, поскольку, не смотря на отсутствие конкретных сроков, в течение которых должно осуществляться обеспечении территории, объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, такие сроки должны отвечать требованиям разумности. Доказательств принятия необходимых и достаточных мер для получения субсидий на вышеуказанные цели административным ответчиком не представлено.
Довод административного ответчика об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по обеспечению земельных участков подъездными дорогами не обоснован, данные полномочия прямо предусмотрены Планом мероприятий ("дорожной карты") утвержденного Распоряжением Правительства Хабаровского края от 30.04.2013 N 292-рп.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация г.Комсомольска-на-Амуре является ненадлежащим ответчиком по делу, опровергаются вышеприведенными положениями действующего законодательства.
Рассматривая срок исполнения указанной обязанности суд учитывает доводы ответчика, и с учетом субъектного состава участников правоотношений, порядка планирования, организации и проведения работ, принимая во внимание порядок и сроки решения вопросов о бюджетных ассигнованиях, считает необходимым срок исполнения вопросов, связанных с организацией и обеспечением ввода в эксплуатацию подъездных дорог не менее пятой категории и линий электропередач до границ земельных участков, на территории, расположенной в <адрес>), установить –не позднее ДД.ММ.ГГГГ поскольку более ранний период будет явно не достаточен для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226 - 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27.06.2023