Мотивированный текст решения изготовлен 17.11.2022
Дело № 2а-2673/2022
25RS0005-01-2022-003037-88
Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2022 года г. Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Лысенко Е.А.
при секретаре Каражеляскове Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Приморскому краю к Соколову Сергею Владимировичу о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Приморскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России №14 по Приморскому краю, инспекция) обратилась в суд с данным административным иском, указывая, что административный ответчик владел на праве собственности земельными участками, транспортными средствами и недвижимым имуществом, в связи с чем являлся плательщиком земельного налога, транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Налоговый орган исчислил в отношении земельных участков сумму земельного налога за 2019, 2020 и 2021 годы, в отношении транспортных средств сумму транспортного налога за 2020 год, в отношении недвижимого имущества за 2020, 2021 годы сумму налога на имущества физических лиц и направил налоговое уведомления от 01.09.2021 №, налоговое уведомление от 01.09.2020 № и налоговое уведомление от 15.08.2019 №, в которых сообщил о необходимости уплатить исчисленные суммы налога в установленный законом срок. В связи с тем, что в установленный законом срок Соколов С.В. указанные в налоговых уведомлениях суммы налогов не уплатил, налоговый орган на суммы недоимок начислил суммы пени. Налоговым органом выставлены требование от 30.06.2020 №, требование от 17.12.2020 №, требование от 15.12.2021 № об уплате налогов, пени, в которых сообщалось о наличии у него задолженности по земельному налогу, транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также предлагалось в установленный срок погасить указанные суммы задолженности. 19.05.2022 мировым судьей судебного участка № 13 Первомайского судебного района г. Владивостока вынесено определение об отмене судебного приказа от 04.05.2022 № 2а-1154/2022(13). Просит суд взыскать с Соколова С.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 года в размере 780 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 2,54 руб., задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере 5 642 руб., пени по земельному налогу за 2019-2021 годы в размере 311,24 руб., задолженность по земельному налогу за 2020 год в размере 4388 руб., задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 395 руб.
В судебное заседание стороны не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик направил письменное возражение на административное исковое заявление, согласно которому взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика – физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, что соответствует абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации. На момент обращения в суд срок исполнения требований об уплате налогов с учетом указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации истек. Считает, что у административного истца истек срок на обращение в суд с административным иском.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст. 100 и ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Судом установлено, что Соколов С.В. состоит в инспекции на налоговом учете в качестве налогоплательщика.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст.ст. 397, ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 8 Закона Приморского края от 28.11.2002 г. № 24-КЗ «О транспортном налоге» уплата земельного налога, налога на имущество физических лиц, транспортного налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Факт наличия в собственности у Соколова С.В. имущества, указанного в налоговых уведомлениях, административным ответчиком не опровергнут. Административный ответчик в соответствии с нормами ст.ст. 357, 400, 409 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога транспортного налога, налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом исчислены суммы налога, направлены налоговые уведомления от 15.08.2019 №, от 01.09.2020 №, от 01.09.2021 №, в которых сообщено о необходимости уплатить исчисленные суммы налога в установленный законом срок.
Налоговые органы, как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).
Поскольку обязанность по уплате налогов не была исполнена административным ответчиком в установленные законом сроки, налоговым органом начислены пени. В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации выставлены требования об уплате налогов, пени, требование от 15.12.2021 сроком до 01.02.2022.
Определением мирового судьи судебного участка № 13 Первомайского судебного района г. Владивостока от 19.05.2022 отменен судебный приказ от 04.05.2022 № 2а-1154/2022(13) о взыскании с Соколова С.В. в пользу МИФНС № 14 по Приморскому краю задолженности по налогам и пеням.
Размер налогов и пеней рассчитан правильно, проверен судом, ответчиком не оспорен. До настоящего времени задолженность по уплате налогов, пени административным ответчиком не погашена.
В части доводов административного ответчика о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд учитывает следующие положения.
Согласно абзацу второму п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 23.12.2020, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
До 23.12.2020 действовала редакция статьи, согласно которой общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов указана была в 3000 руб.
Требование от 30.06.2020 № содержало сумму 287,18 руб., то есть сумма пени не превышала 3000 руб. Требование от 17.12.2020 № содержало сумму 5642 руб. налогов, пени со сроком исполнения 12.01.2020, то есть на момент истечения срока исполнения данного требования подлежала применению норма, содержащаяся в абзаце втором п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 23.12.2020.
Общая сумма налогов, пени по требованиям от 30.06.2020, от 17.12.2020, от 15.12.2021 превысила 10 000 руб., следовательно, у налогового органа возникли право и обязанность обращения в суд – в течение шести месяцев со дня исполнения требования от 15.12.2021 (01.02.2022).
При указанных обстоятельствах срок обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа, подачи настоящего административного искового заявления не пропущен. Требования о взыскании задолженности по налогам, пени подлежат взысканию в полном объёме.
Кроме этого в соответствии с положениями ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В доход бюджета Владивостокского городского округа подлежит взысканию госпошлина в размере 461 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №14 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №14 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░: 2540088123, ░░░░: 1042504383261, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 395 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2020 ░░░: ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 780 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 2,54 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019 ░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░ – 5642 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019-2021 ░░░░ – 311,24 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ – 4388 ░░░., ░░ ░░░░░ ░░░░░ 11 518,78 ░░░. (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░. 78 ░░░.).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 461 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░