№ 2а-255/2023
УИД 10RS0008-01-2023-000316-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2023 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Кудашкиной К.Н.,
с участием административного ответчика Карапетяна С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к Карапетяну Спартаку Арушовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л :
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия обратилось в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что Карапетян С.А., являющийся плательщиком транспортного налога, а также налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, своевременно и в полном объеме установленную законом обязанность по уплате налогов не исполнил, кроме того, представил декларацию по упрощенной системе налогообложения с пропуском установленного срока. Направленное налоговым органом требование об уплате недоимки оставлены административным ответчиком без внимания. В данной связи административный истец просит взыскать недоимку по налогам, пени и штрафам в общем размере 29 857 руб.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании административный ответчик Карапетян С.А. против удовлетворения заявленных требований не возражал, пояснил, что расчеты налогового органа и размер недоимки не оспаривает, не представил своевременно декларацию по УСН по причине значительного ухудшения состояния здоровья, потребовавшего лечения в медицинских учреждениях в Медвежьегорске, Петрозаводске и Санкт-Петербурге, из-за болезни не мог уделять время своей работе в качестве индивидуального предпринимателя, а также проконтролировать составление декларации бухгалтером. Он является инвалидом второй группы по общему заболеванию, иных доходов помимо пенсии по инвалидности не имеет, родственников, способных оказать ему материальную помощь, у него нет, несет расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, приобретению лекарств, свое материальное положение охарактеризовал как сложное, просил суд учесть это при определении размера штрафных санкций.
На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя административного истца.
Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей. В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, автобусы и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя. На территории Республики Карелия ставки транспортного налога установлены статьей 6 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 №384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия».
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 3 статьи 363, пункт 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как установлено судом, Карапетян С.А. является плательщиком транспортного налога, исчисленный налог (налоговое уведомление №35065917 от 03.08.2020) своевременно и в полном объеме уплачен не был.
В данной связи в адрес Карапетяна С.А. было направлено требование об уплате сумм налога и пени №5531 по состоянию на 25.05.2021 со сроком исполнения 13.07.2021.
Требование налогового органа в добровольном порядке не исполнено.
Кроме того, Карапетян С.А. в период с 23.05.2011 по 21.02.2022 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с 23.05.2011 по 21.02.2022 с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Срок представления налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2020 год – 30.04.2021.
Карапетян С.А. представил первичную налоговую декларацию с суммой налога, подлежащей уплате в размере 148 166 руб., 28.06.2021, уточненную №1 налоговую декларацию с суммой налога, подлежащей уплате в размере 365 004 руб., - 12.10.2021.
Таким образом, Карапетян С.А. нарушил срок предоставления налоговой декларации на два полных месяца, кроме того, сумму налога по сроку уплаты 30.04.2021 уплатил лишь 23.11.2021.
В связи с установленными нарушениями по результатам проведенной камеральной проверки составлен акт №218 от 26.01.2022 с предложением о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения материалов проверки было принято решение №43 от 04.04.2022 о привлечении Карапетяна С.А. к налоговой ответственности, сумма штрафа (с учетом установленных налоговым органом обстоятельств, смягчающих ответственность) по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации составила 18 352 руб., по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации – 10 841 руб. 90 коп.
Налогоплательщику было направлено требование №11383 по состоянию на 23.05.2022, которым ему в срок до 01.07.2022 было предложено уплатить штраф в размере 29 093 руб. 90 коп.
Требование налогового органа в добровольном порядке не исполнено.
Пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2023, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации») установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей (до 29.12.2020 – 3 000 руб.), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации») налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
В случае внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявление о взыскании задолженности, в отношении которой в реестре решений о взыскании задолженности не размещены поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности и (или) постановление о взыскании задолженности, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если соответствующее решение вступило в силу после дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации») установлено, что рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что общая сумма заявленной ко взысканию недоимки превысила 10 000 руб., шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки – до 01.01.2023 включительно.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговой орган обратился к мировому судье 27.07.2022, судебный приказ №2а-1357/2022 вынесен мировым судьей Судебного участка №1 Медвежьегорского района Республики Карелия 01.08.2022, отменен 01.02.2023 в связи с поступлением возражений должника.
В связи с наличием спора о праве исковое заявление подано в Медвежьегорский районный суд Республики Карелия 15.03.2023.
Таким образом, срок обращения с требованием о взыскании задолженности административным истцом соблюден.
Расчеты административного истца судом проверены, признаны арифметически и юридически верными.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление является обоснованным.
Вместе с тем суд принимает во внимание следующее.
Согласно пункту 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются, в том числе, иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. В силу пункта 4 указанной статьи обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются налоговым органом или судом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 114).
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Аналогичное толкование закона дано в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 № 14-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 30.07.2001 года № 13-П, санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В пункте 18 постановление Пленума ВАС Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в случае выявления обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность налогоплательщика, суд, определяя конкретную сумму подлежащего взысканию штрафа, применяет нормы статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых возможно снижение штрафа и по сравнению с установленным статьей 119 Кодекса минимальным размером.
Тот факт, что налоговым органом при расчете штрафных санкций уже были приняты во внимание установленные им обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, не умаляет обязанность суда выяснить вопросы, связанные со степенью вины правонарушителя, а также установить и учесть конкретные обстоятельства настоящего дела, имеющие существенное значение как для проверки оснований для наложения санкции, так и для индивидуализации ответственности гражданина, обеспечения справедливости и соразмерности наказания за налоговое правонарушение.
Суд принимает во внимание причины несвоевременного представления Карапетяном С.А. декларации по УСН за 2020 год, отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения, причины несвоевременной уплаты налога, инвалидность административного ответчика, его тяжелое материальное положение, обусловленное отсутствием иных источников дохода, помимо пенсии по инвалидности, размер которой не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по Республике Карелия на 2023 год постановлением Правительства Республики Карелия от 28.11.2022 №640-П «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Республике Карелия на 2023 год», а также необходимостью нести расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг и по приобретению лекарств и специального питания в связи с имеющимся заболеванием.
Кроме того, суд учитывает общеизвестные объективные препятствия нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и принятых в связи с этим ограничительными мерами, которые имели место, в том числе в 2021 году.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости снижения заявленного ко взысканию штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации до 4 000 руб., а штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - до 3 000 руб.
Государственная пошлина в силу требований статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район».
Административный ответчик Карапетян С.А. как инвалид 2 группы от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в силу положений статьи 107 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации освобожден.
Руководствуясь статьей 290, статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 7 763 ░░░. 10 ░░░., ░░ ░░░
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 744 ░░░.,
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2020 ░░ 24.05.2021 ░ ░░░░░░░ 19 ░░░. 10 ░░░.,
░░░░░ ░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 119 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 000 ░░░.,
░░░░░ ░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 122 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░ 2023 ░░░░