Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-1648/2023 ~ М-1-1363/2023 от 01.12.2023

УИД 66RS0035-01-2023-002047-71

производство № 2а-1-1648/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красноуфимск

28 декабря 2023 года

Красноуфимский районный суд в составе:

председательствующего судьи Четиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Ярушиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального отдела управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ к судебным приставам-исполнителям Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Третьяковой И. Ю., Масленниковой Т. Е., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 4 мая 2023 года по исполнительному производству № 59272/23/66062-ИП, в обоснование заявленного требования указывая, что решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 15 ноября 2022 года, вступившим в законную силу 22 декабря 2022 года, по делу № 2-1-1399/2022 на Муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ возложена обязанность в срок до 1 марта 2023 года выделить денежные средства, обеспечивающие финансирование установки автономной системы оповещения и управления эвакуацией людей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации с возможностью звукового и речевого оповещения в здании муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Тавринская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, с. Русская Тавра, ул. Мира, д. 10. Муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ является учредителем образовательных организаций и осуществляет выделение (финансирование) бюджетных средств на расходные обязательства образовательных организаций. Вместе с тем, бюджет муниципального образования Красноуфимский округ на 2023 год был сформирован и утвержден в декабре 2022 года решением Думы муниципального образования Красноуфимский округ № 26 от 22 декабря 2022 года. Следовательно, денежные средства на исполнение указанного требования в установленный срок в бюджете не были предусмотрены. Муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ не имел возможности исполнить требования судебного акта в установленный срок по независящим обстоятельствам.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебные приставы-исполнители Специализированного отделения судебных приставов по Свердловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Третьякова И. Ю., Масленникова Т. Е., Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов.

Представители административного истца, административные ответчики судебные приставы-исполнители Специализированного отделения судебных приставов по Свердловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Третьякова И.Ю., Масленникова Т.Е., представители административных ответчиков Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, представители заинтересованного лица Красноуфимского межрайонного прокурора в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 218, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), действия (бездействие), решения (постановления) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке.

Согласно части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что на основании решения Красноуфимского районного суда Свердловской области от 15 ноября 2022 года, вступившего в законную силу 22 декабря 2022 года, выдан исполнительный лист № ФС 042061443, на основании которого 10 апреля 2023 года возбуждено исполнительное производство № 59272/23/66062-ИП. Предмет исполнения: Обязать Муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ выделить в срок до 1 марта 2023 года денежные средства, обеспечивающие финансирование установки автономной системы оповещения и управления эвакуацией людей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации с возможностью звукового и речевого оповещения в здании муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Тавринская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, с. Русская Тавра, ул. Мира, д. 10. В день возбуждения исполнительного производства согласно выписке постановление направлено должнику через систему электронного документооборота в личный кабинет ЕПГУ.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

В ходе исполнительного производства 4 мая 2023 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Масленниковой Т.Е. вынесено постановление о взыскании с Муниципального отдела управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Согласно пункту 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года № 1-П было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.

Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в пункте 75 которого указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

В пункте 78 того же постановления разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Из изложенного следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для возложения на него ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Как усматривается из материалов дела, решением Красноуфимского районного суда от 15 ноября 2022 года по делу № 2-1-1399/2022 на Муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ возложена обязанность выделить денежные средства, обеспечивающие финансирование установки автономной системы оповещения и управления эвакуацией людей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации с возможностью звукового и речевого оповещения в здании муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Тавринская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, с. Русская Тавра, ул. Мира, д. 10.

Неисполнение в установленный срок данной возложенной судом обязанности Муниципальным отделом управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ послужило основанием для взыскания судебным приставом-исполнителем Масленниковой Т.Е. на основании постановления от 4 мая 2023 года в рамках исполнительного производства № 59272/23/66062-ИП с Муниципального отдела управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ исполнительского сбора.

Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора не учтено следующее.

В соответствии с положением о Муниципальном отделе управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ, утвержденным решением Думы муниципального образования Красноуфимский округ от 28 февраля 2013 года № 102, Муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевые счета в финансовом органе муниципального образования Красноуфимский округ, принимает решение по вопросам предоставления финансовых средств, их объема и направлений реализации, устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, согласует бюджетные сметы муниципальных казенных организаций, планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных, автономных организаций (пункты 1.4, 2.3.8, 3.3.3). Также согласно пунктам 4.1, 4.5 основными источниками финансирования являются средства бюджета муниципального образования Красноуфимский округ, отдел осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Финансирование деятельности отдела осуществляется из бюджета Муниципального образования Красноуфимский округ в соответствии с бюджетной сметой, отдел самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами (пункты 6.5, 6.6 Положения).

Административный истец, ссылаясь на невозможность исполнения решения суда в установленный в нем срок, указывает, что бюджет муниципального образования Красноуфимский округ на 2023 год был сформирован и утвержден в декабре 2022 года решением Думы муниципального образования Красноуфимский округ от 22 декабря 2022 года. В связи с чем в бюджете не могли быть предусмотрены средства на исполнение указанного в решении от 15 ноября 2022 года требования в предусмотренный решением суда срок, то есть до 1 марта 2023 году. Решение суда исполнено в 2023 году, необходимые для проведения работ для установки автономной системы оповещения и управления эвакуацией людей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации с возможностью звукового и речевого оповещения в здании муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Тавринская средняя общеобразовательная школа» денежные средства выделены в полном объеме за счет образовавшейся экономии бюджета, работы проведены в срок, указанный в решении суда, до 1 августа 2023 года.

При таких обстоятельствах, Муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ в силу объективных обстоятельств не имел возможности исполнить требование исполнительного документа в части выделения денежных средств в установленный решением суда срок.

В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора и удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ 4 ░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 59272/23/66062-░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                (░░░░░░░)                         ░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1-1648/2023 ~ М-1-1363/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ
Ответчики
ГУФССП по Свердловской области
Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по СО - Масленникова Т.Е.
Главное межрегиональное (специализированное) управление ФССП
Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по СО - Третьякова И.Ю.
Другие
Красноуфимский межрайонный прокурор
Суд
Красноуфимский районный суд Свердловской области
Судья
Четина Евгения Александровна
Дело на сайте суда
krasnoufimsky--svd.sudrf.ru
01.12.2023Регистрация административного искового заявления
01.12.2023Передача материалов судье
06.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее