Дело № 3а-217/2023
УИД 55OS0000-01-2023-000059-42
Строка стат.отчета 3.123
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Щевровской Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2023 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибкоопторг» к Бюджетному учреждению Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» об оспаривании решений и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Сибкоопторг» (далее – ООО «Сибкоопторг», общество) является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
- № <...> площадью 14 854 кв.м, местоположение: Омская область, г. Омск, <...>, вид разрешенного использования: железнодорожные пути (7.1.1) (том 3 л.д. 2-11, 37-42);
- № <...> площадью 8 640 кв.м, местоположение: Омская область, г. Омск, <...>, вид разрешенного использования: земли населенных пунктов (том 3 л.д. 1).
31 октября 2022 года административный истец обратился в Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» (далее – бюджетное учреждение) с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной согласно отчетам об оценке от 18 октября 2022 года № <...> и № <...> (том 2 л.д. 216-217, 218-219).
На момент обращения в бюджетное учреждение действовала кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, утвержденная актом № <...> от 17 января 2022 года по состоянию на 28 декабря 2021 года, которая составляла <...> (том 3 л.д. 12, 35, 182-183); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, утвержденная актом № <...> от 22 марта 2021 года по состоянию на 28 сентября 2020 года - <...> (том 3 л.д. 13).
В настоящее время кадастровая стоимость указанных земельных участков определена в соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 9 сентября 2022 года № 78-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области» и по состоянию на 1 января 2022 года для земельного участка с кадастровым номером № <...> составляет <...>, для земельного участка с кадастровым номером № <...> – <...> (том 3 л.д. 33, 34).
29 ноября 2022 года бюджетным учреждением были приняты решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости № № <...> и № № <...> (том 2 л.д. 221-223, 225-227, том 4 л.д. 8-9).
Указывая на несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав административного истца как собственника земельных участков, общество просило признать незаконными принятые бюджетным учреждением решения об отказе и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости <...>, земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости <...> по состоянию на <...> (том 1 л.д. 3-7).
Представитель административного истца Чепилко Т.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом их уточнения, просила признать незаконными решения бюджетного учреждения от 29 ноября 2022 года № № <...> и № <...>, установить по состоянию на 1 сентября 2022 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости в сумме <...>, земельного участка с кадастровым номером № <...> – <...> согласно заключению эксперта № <...> от 19 апреля 2023 года (том 4 л.д. 124).
Представитель Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» Малышкин Д.И. в судебном заседании заявленные административным истцом уточненные требования не признал в полном объеме и просил отказать в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях (том 4 л.д. 5-6).
Представитель Администрации города Омска Окишев К.В. просил в удовлетворении требования об оспаривании решений Бюджетного учреждения отказать, против удовлетворения требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной не возражал.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ).
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 9 сентября 2022 года № 78-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области, по состоянию на 1 января 2022 года.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановлением Правительства Омской области от 16 декабря 2020 года № 542-п установлено, что применение на территории Омской области положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется с 1 января 2021 года.
Таким образом, с 1 января 2021 года в Омской области применяются положения статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 указанного закона.
Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» наделено полномочиями на территории Омской области по определению кадастровой стоимости, а также предоставляет услугу по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (статьи 6 и 7 Закона № 237-ФЗ, пункт 1.1.1 Регламента рассмотрения бюджетным учреждением заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, утвержденного приказом бюджетного учреждения от 31 декабря 2020 года № 116 (том 4 л.д.16-20).
В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...> являлась действующей на момент обращения в бюджетное учреждение, затрагивает права и законные интересы административного истца как плательщика земельного налога, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, соответственно административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
На основании частей 3 и 5 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ 31 октября 2022 года ООО «Сибкоопторг» обратилось в бюджетное учреждение с заявлениями об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 сентября 2022 года (том 4 л.д. 7). К заявлению прилагались отчеты об оценке № <...> и № <...> от 18 октября 2022 года (том 1 л.д. 12-229, том 2 л.д. 1-215).В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ бюджетное учреждение вправе принять решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.
29 ноября 2022 года бюджетным учреждением приняты решения №№ № <...> и № <...> об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в связи с несоответствием представленных отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (том 2 л.д. 221-223, 225-227).
Так, в отношении отчета № <...> от 18 октября 2022 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> бюджетным учреждением отмечены нарушения статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ, пункта 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» (том 2 л.д. 221-223, том 4 л. д. 8).
В отношении отчета № <...> от 18 октября 2022 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> бюджетным учреждением отмечены нарушения статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ, пункта 5, 13 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» (том 3 л.д. 225-227, том 4 л.д. 9).
Согласно части 15 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
С целью проверки обоснованности выводов бюджетного учреждения относительно представленных административным истцом отчетов об оценке, указанных в решениях от 29 ноября 2022 года №№ № <...>, № <...> и послуживших основанием для отказа в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, определением суда от 28 февраля 2023 года по ходатайству представителя административного истца Чепилко Т.В. назначена судебная экспертиза по вопросам о наличии в отчетах об оценке №№ <...>, № <...> от 18 октября 2022 года, подготовленных оценщиком М., нарушений законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, указанных в решениях Бюджетного учреждения, о соответствии данных отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...> (том 4 л.д. 33-36).
По результатам экспертизы в материалы административного дела представлено заключение эксперта № <...> от 19 апреля 2023 года, согласно которому:
- отчеты об оценке №№ <...>, № <...> от 18 октября 2022 года об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...> не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки, Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков;
- в отчетах об оценке №№ <...>, № <...> от 18 октября 2022 частично имеются нарушения требований законодательства Российской Федерации, указанные в решениях бюджетного учреждения от 28 ноября 2022 года №№ № <...>, № № <...>;
- рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 сентября 2022 года с кадастровым номером № <...> составляет <...>, с кадастровым номером № <...> – <...> (том 4 л.д. 50-107).
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая заключение № <...> от <...>, подготовленное экспертом ФБУ Р., суд не усматривает оснований сомневаться в достоверности и обоснованности выводов о несоответствии представленных административным истцом отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности. Эксперт Р. обладает достаточным опытом и необходимой квалификацией, не имеет заинтересованности в исходе спора. Отчет содержит подробное описание проведенного исследования и сделанные на его основе выводы. Об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупрежден (том 4 л.д. 49).
Поскольку судебным экспертом было установлено, что представленные отчеты об оценке №№ <...>, № <...> от 18 октября 2022 года требованиям законодательства Российской Федерации не соответствуют, то они не могут быть приняты в качестве доказательства рыночной стоимости спорных земельных участков, при таком положении основания для удовлетворения требований административного истца о признании оспариваемых решений незаконными отсутствуют, имелись основания для отказа в удовлетворении заявлений, предусмотренные пунктом 2 части 11 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ, оспариваемые решения были приняты уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы принятия.
Относительно требований ООО «Сибкоопторг» об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...> в размере рыночной стоимости согласно заключению № <...> от 19 апреля 2023 года, подготовленному экспертом ФБУ Р., суд исходит из следующего.
В предмет доказывания по данной категории дел входит такое юридически значимое обстоятельство как размер рыночной стоимости объекта недвижимости, подлежащей установлению в качестве кадастровой на дату ее определения в отчете об оценке, который был предметом рассмотрения обжалуемого решения, в случае его несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Экспертное заключение № <...> от 19 апреля 2023 года содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости рассматриваемого объекта. Расчет рыночной стоимости произведен с применением сравнительного подхода и обоснованием отказа от применения затратного и доходного подходов.
Экспертом изучен рынок недвижимости, проведен анализ объекта оценки, определен сегмент рынка, к которому принадлежит оспариваемый объект, проанализированы фактические данные о ценах предложений, описаны и обоснованы применяемые корректировки.
Оценка проводилась по состоянию на 1 сентября 2022 года.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы эксперта, свидетельствующих об иной рыночной стоимости объектов, чем отражено в заключении, суду не представлено.
Участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной судебной экспертизы не просили.
При таком положении оснований сомневаться в достоверности и обоснованности выводов эксперта о величине рыночной стоимости объектов недвижимости суд не усматривает и находит возможным определить кадастровую стоимость спорных земельных участков на основании указанного экспертного заключения.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 18 Закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
С учетом изложенного датой подачи заявлений следует считать 31 октября 2022 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...> ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...>.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...> ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...>.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░ 2023 ░░░░.