Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1824/2022 от 10.03.2022

№ 2а-1824/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2022г.

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Кострыкиной И.В.,

при секретаре Гасановой А.Э.кызы,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Цыцаев А.Т. к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, УФК по Астраханской области, Министерству финансов России, ФСИН России, УФСИН России по АО, МВД России, ОБО и КПО УМВД России по г. Астрахани, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Астраханской области о признании бездействия незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержаний под стражей, содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Цыцаев А.А. обратился в суд с административным иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, УФК по Астраханской области, Министерству финансов России, ФСИН России, УФСИН России по АО, МВД России, ОБО и КПО УМВД России по г. Астрахани, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Астраханской области о признании бездействия незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержаний под стражей, содержания в исправительном учреждении, указав, что с 13.06.2002 г. по 11.11.2006г. он содержался в СИЗО-2 г. по адресу: г. Нариманов Астраханская область; а с 11.11.2006 г. по 11.01.2008 г. содержался в ФКУ ИК-6 г. Астрахани по адресу: 414057, г. Астрахань, ул. Рождественского,6.

Камера № 4 СИЗО-2, в которой он содержался, имела площадь примерно 11 кв.м., где было 3 двухъярусных кровати, то есть 6 спальных мест. На одного заключенного приходилось по 1 кв.м. личного пространства. В камере неизолированный туалет, который слишком близко находился от стола для приема пищи, поэтому никакой приватности не обеспечивалось. Нарушалось право на 8-часовой ночной сон, поскольку заключенным приходилось спать по очереди. Решетки закрывали окно, доступ дневного света и свежего воздуха был ограничен. Круглые сутки горела лампочка технического назначения. Ухудшалось зрение. В камере было очень сыро, летом душно, зимой очень холодно. Доступа к чистой питьевой воде не было, была доступна только техническая вода из крана, которой даже нет возможности вскипятить. В камере было очень много насекомых (тараканы, клопы, вши) и грызунов (крысы и мыши), которые очень сильно беспокоили заключенных. Никакой борьбы с ними администрация СИЗО не вела. Дезинфицирующих средств и средств личной гигиены не выдавали. Заключенным был доступен душ 1 раз в неделю в течение 15 минут. В рабочем состоянии было всего 6 леек из 10, поэтому помывка была доступна в течение 5-7 минут в неделю, что было явно недостаточно, для поддержания личной гигиены. В камере очень много курили и он, будучи не курящим человеком, вынужден был стать пассивным курильщиком.

В течение одного часа была доступна прогулка в прогулочном дворике площадью 18 кв.м., но поскольку вместе с ним содержались 8-11 заключенных, для какой-либо разминки или физических упражнений возможностей не было в связи с большим количеством людей. Во время нахождения в прогулочных двориках на протяжении всей прогулки включалась оглушающая высокочастотная музыка из динамиков под названием «КОЛОКОЛ». Администрация объясняла это тем, чтобы заключенные не переговаривались с другими заключенными из других прогулочных двориков.

Питание было скудным и не отличалось разнообразием, еда всегда была низкого качества. Продукты питания, которые родственники передавали, хранить было негде, так как холодильника в камере не было и поэтому продукты быстро портились.

Условия перевозки заключенных нарушали ст. 3 Конвенции, поскольку летом металлический корпус автозака сильно нагревался, было очень жарко и душно, температура в корпусе доходила до +50°С, зимой было очень холодно поскольку отопление не было предусмотрено. Автозак предусмотрен для перевозки 10-12 человек, тогда как в разное время вместе со ним перевозили от 20 до 28 человек, было доступно всего 30-35 см.2 личного пространства, поэтому доставка в суд и обратно, а также доставка на следственное действие и обратно он расценивает как уничижающие достоинство обращение. Кроме того, во всех судебных заседаниях, он содержался в металлической клетке, даже еще будучи не признанным виновным. Это очень сильно унижало его.

От всех вышеперечисленных нарушений его прав у <ФИО>1 не было на практике эффективных средств внутригосударственной правовой защиты, в том числе, полагает, в связи с пробелами в национальном законодательстве, повлекшие такие системные структурные проблемы.

Условия содержания в ФКУ-6 УФСИН России по Астраханской области не соответствовали требованиям закона. Жилые помещение отрядов требовали существенного ремонта. Площадь жилых помещений около 220 кв.м., туалет (санузел) площадью примерно 12 кв.м.. и умывальная комната 12 кв.м. В периоды времени: с 2006 г. по 2008 годы в данных помещениях находилось от 150 до 185 человек, то есть на 1 заключенного приходилось от 1,33 кв. м. до 1,46 кв. м. площади личного пространства. В указанный период у него не было отдельного спального места, он часто лишался ночного сна, поскольку заключенные спали по очереди из-за нехватки спальных мест.

С 2006 года по 2008 год в отрядах в наличии было по 3 рабочих унитаза и по 4 умывальника, которые не могли обеспечить пропускную способность для 110-165 заключенных, что очень часто ставило его в крайне унизительное положение. Он часто был лишен возможности беспрепятственно пользоваться туалетом и умывальником, когда ему это было необходимо. Он испытывал дискомфорт и унижение, поскольку туалеты не были оборудованы дверцами, к туалетам выстраивались большие очереди, заключенные торопили друг - друга, из-за чего часто возникали конфликты.

В холодное время года он сильно замерзал, когда был вынужден ежедневно стоять на улице во время утренних и вечерних проверках от 40 минут до нескольких часов, поскольку не выдавалась зимняя одежда и обувь.

Согласно графику время помывки осужденных - 1 раз в неделю. Время помывки для 1 заключенного в 2006-2008 годы составляло от 8 до 14 минут. Время помывки всегда являлось крайне ограниченным, с учетом того, что заключенные имеют возможность мыться только 1 раз в неделю.

Единственным местом для прогулок были прогулочные дворы, отгороженные бетонными заборами высотой 3,5 метра, с бетонной дорожкой шириной 1,5м. и длиной около 20 метров.

В отрядах отсутствуют: комната для приема пищи и хранения продуктов; гардеробная комната (для сушки и хранения одежды и обуви); комната для просмотра телепередач и отдыха; комната психологической разгрузки. Несмотря на то, что все эти помещения должны быть в каждом здании, в котором проживают заключенные. Администрация ссылается на большую перенаселенность колоний и недостаток площади. В этой связи, телевизор установлен в спальном помещении, который работает круглосуточно, на очень высокой громкости, что очень плохо сказывается на психике истца и других заключенных. Для хранения продуктов питания в отряде было предусмотрено всего 2 холодильника, объёма которых категорически не хватало для хранения скоропортящихся продуктов, которые заключенные получают в передачах, особенно ситуация обостряется летом.

Питание было очень скудным и не отличалось разнообразием, Истец очень часто испытывал чувство голода. Пища для заключенных, в основном, готовится из круп, макаронных изделий; свежие овощи, заменяются соленой или квашеной капустой; закладка овощей в супы производиться в основном в сушеном виде — все это свидетельствует о недостаточности, однообразии и скудности питания. К тому же продукты для приготовления пищи использовались самого низкого качества, очень часто пищу готовили из просроченных продуктов. Плохое качество питания, по его мнению, плохо отразилось на состоянии его иммунитета и здоровья, он часто ощущал слабость и головокружение, которые связывает с недостатком питания. Он часто испытывал физические страдания, в виде голода из-за нехватки и однообразия питания.

Читать в отряде возможно было только при естественном освещении. Искусственное освещение, предусмотренное в отряде очень тусклое и для чтения, или других занятий, требующих напряжения зрения не пригодно. За годы, проведенные в ИК- 2, у него существенно снизилось зрение.

Во всех помещениях отряда очень много насекомых (клопы, тараканы) и грызунов (мыши, крысы). Никаких значительных мер для борьбы с грызунами и насекомыми администрация колонии не предпринимала.

Доступ к питьевой воде был ограничен, поскольку воду из крана пить невозможно из-за того, что водопроводная система очень старая, вода имеет неприятный запах и сильный осадок. Для того, чтобы вскипятить воду кипятильником, иногда приходилось ждать несколько часов, из-за нехватки электрических розеток.

В соответствии с национальным законодательством «Правилами внутреннего распорядка» предусмотрена ежедневная физическая зарядка во всех исправительных колониях Российской Федерации, в том числе, в ИК-6. Ежедневная физическая зарядка, предусмотрена законодательством как обязательное массовое мероприятие для всех без исключения осужденных независимо от возраста, не посещают ее только лица, имеющие освобождение от врача. Физическая нагрузка в течение 15 минут (особенно зимой, в верхней одежде и обуви, не предназначенной для спортивных мероприятий), приводят к сильному потоотделению, а возможности принять душ или обмыться теплой водой у осужденных нет, так как душ в отряде не оборудован, а в умывальнике не предусмотрено горячего водоснабжения. Мыться в холодном помещении умывальника, холодной водой после зарядки, крайне неудобно и небезопасно для здоровья. Такое положение вещей приводит к тому, что заключенные, пытаясь соблюдать элементарные гигиенические нормы и моясь в умывальнике после зарядки холодной водой очень часто заболевают.

Считает, что на протяжении длительного времени содержался в бесчеловечных условиях. Не смотря на неоднократные представления прокуроров и других официальных лиц о необходимости устранения нарушений прав заключенных в связи с ненадлежащими условиями содержания, ситуация существенно не изменилась.

Полагает, что он содержался в настолько суровых условиях, что они составляли бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение. Кроме того, такие условия его содержания нарушают cm. 3 Конвенции от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», cm. 2, ч. 2 cm. 21 Конституции РФ, cm. cm. 3,8, 99, 101 УИК РФ, Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В результате действий (бездействия) административного ответчика – Генеральной прокуратуры РФ, выразившихся в нарушении условий его содержания с 13.06.2002 года по 11.01.2008 года, он на протяжении длительного времени испытывал глубокие моральные страдания. Полагает, что степень и характер испытываемых им страданий в совокупности с их длительностью составляет бесчеловечное и унижающее его человеческое достоинство обращение со стороны административных ответчиков, которая может быть расценена как длящиеся пытка.

Просит признать неправомерным действия (бездействия) и решения Генеральной прокуратуры РФ и Управления федерального казначейства по Астраханской области, выразившиеся в ограничении его основных прав и свобод в большей мере, чем это предусмотрено законом.

Взыскать с УФСИН России по Астраханской области и Управления федерального казначейства по Астраханской области 3 300 000 руб. (три миллиона триста тысяч рублей) - компенсации за нарушение, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в вышеуказанном исправительном учреждении.

В ходе рассмотрения дела в качестве административных соответчиков к участию в деле были привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), УФСИН России по Астраханской области, Министерство Финансов Российской Федерации, МВД России

Административный истец Цыцаев А.Т. в судебном заседании участие не принимал, направил в суд заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддержал.

Представители административных ответчиков: ФСИН России, УФСИН России по Астраханской области - Овчинников О.В., МВД РФ –Шабуняев Д.В., Генеральной прокуратуры РФ - Корженевская И.С. в судебном заседании исковые требования не признали, просили в иске отказать.

Представители административных ответчиков ОБО и КПО УМВД России по г. Астрахани, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области, ФКУ ИК-6 УФСИН по АО в судебное заседание не явился о дне рассмотрения дела извещены надлежаще, о причине неявки суду не сообщил.

Представители административных ответчиков - Министерства Финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Астраханской области в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежаще, направили в суд возражения на иск, в котором просили в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска, по следующим основаниям.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно части 3 статьи 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

В соответствии с частями 2, 3 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии с частью 11 статьи 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных, не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.

Согласно части 1 статьи 1 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

В соответствии со статьей 9 УИК РФ исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (часть 1); основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие (часть 2); средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (часть 3).

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно статье 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей; лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

Судом установлено, что Цыцаев А.Т., <дата> г.р., уроженец <адрес>, Чеченской Республики, осужден <дата> Астраханским областным судом по ст. 126 ч. 2 п. «а,з», ст. 163 ч. 2 п. «в», ст. 131 ч. 1, чт. 69 ч. 3 УК РФ, на срок 12 лет лишения свободы. Начало срока: <дата>; Конец срока: <дата>. Прибыл в ФКУ ИК-6 <дата> из 30/1 СИЗО города Астрахани. Отбывал наказание в отряде № 11 с обычными условиями содержания. Освободился по окончании срока.

Согласно имеющимся учетным данным УФСИН России по Астраханской области Цыцаев А.Т., <дата> года рождения, в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области в настоящее время под стражей не содержится, ранее не содержался.

Цыцаев А.Т. прибыл 17.10.2001 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области.

05.03.2003г. убыл из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области в ИЗ-77/3 УИН по г. Москва на основании определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ от 24.12.2002.

26.07.2003г. прибыл из ИЗ-77/3 УИН по г. Москва в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области.19.12.2003г. прибыл из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Астраханской области для дальнейшего отбывания наказания.

Согласно справки ФКУ ИК-6, Отряд № 11 (обычные условия содержания), в котором отбывал наказание истец, располагается на первом этаже двухэтажного здания (нынешний отряд №5). В отряде имеется 2 спальных помещения. Общая площадь спальных помещений 190,7 кв.м. Спальные помещения отряда оборудованы 37 двухъярусными кроватями и 1 одноярусная кровать, фактически содержатся 75 осужденных. Все осужденные отряда обеспечены индивидуальным спальным местом с прикроватной тумбочкой. Количество осужденных, содержащихся в отряде, не превышает количество спальных мест в общежитиях отряда. В отряде санитарный узел оборудован 4 раковинами, 4 ножных раковин, 4 унитазами и 1 писсуар (соответствует нормам). Все сантехнические приборы в исправном состоянии. Горячее водоснабжение в зимнее, летнее время и в дни помывки спецконтиигеита обеспечивается котельной учреждения. Помывка осужденных осуществляется в банно-прачечном хозяйстве 2 раза в неделю согласно графика. Спальное помещение отряда оборудовано 10 окон из деревянной основы 5 пластиковыми окнами с двойными стеклопакетами с поворотно-откидными механизмами проветривания размером 1,45*1,80. Ежедневно 2 раза в день при проведении влажных уборок проводится проветривание спального помещения, обеспечивающее дополнительный приток свежего воздуха. Принудительной вентиляции в общежитиях отряда не имеется. Освещение спального помещения отряда осуществляется посредством 12-ти энергосберегающих ламп, а также в дневное время посредством естественного освещения. В ночное время посредством ночного освещения (лампы с затемненным плафоном). Режим включения освещения варьируется от светового дня и погодных условий, согласно распорядку дня. Ночное освещение включается согласно распорядку дня с «Отбоя» до «Подъема». Осужденные имеют возможность свободно покидать общежитие и выходить изолированный участок (прогулочный дворик) в период с 06ч.00 до 22ч.00м. В локальном участке имеется 6 скамеек и 3 урны для мусора, оборудован спортивный уголок (турник и брусья.). Площадь локального участка - 20 кв.м. Ограждение локального участка выполнено из железобетонных плит, со стороны входа в локальный участок из сваренных металлических швеллеров. Высота ограждения 3,8 м. На территории жилой зоны расположено футбольное поле, компьютерный игровой зал. Во всех спальных помещениях общежития отряда ФКУ ИК-6 УФСИН России по Астраханской области, имеются баки для питьевой воды с кружками. Осужденные получают питьевую воду в столовой жилой зоны по мере необходимости. Выдача кипяченой воды производится с 07.00 до 20.00 ежедневно.

Оборудование обменных пунктов и транспортных средств для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании регулируются Наставлениями по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что при оспаривании условий перевозки лишенных свободы лиц судам необходимо иметь в виду, что она всегда должна осуществляться гуманным и безопасным способом.

Согласно подпункту 1.21.1. пункта 1.21. (Требования к транспортным средствам оперативно-служебным для перевозки лиц, находящихся под стражей) приложения N 6 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), требования Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций N 14 и 16 (в части оборудования ремнями безопасности) к рабочим салонам специальных автомобилей для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не применяются.

Весь специальный транспорт для перевозки спецконтингента, используемый в уголовно-исполнительной системе, проходит процедуру оценки соответствия транспортных средств в органах по сертификации. По результатам испытаний выдаются одобрения типа транспортного средства на каждый вид транспорта.

Согласно письма № М-1590/2021 247724 от 20.12.2021 г. Врио командира ОБОиКПО УМВД России по г. Астрахани, сведения о перевозке лиц, содержащихся под стражей за период с 13.06.2002 по 11.01.2008 гг. предоставить не представляется возможным. Все материалы, подтверждающие факт охраны и конвоирования уничтожены в соответствии с Приказом МВД России от 30 июня 2012 года №655. На ежедневной основе для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц, выпускаются на линию 9 автомобилей. Из них: автомобили КАМАЗ (27 посадочных мест), автомобиль КАМАЗ (36 посадочных мест), автомобиль ГАЗОН (19 посадочных мест), автомобили ГАЗЕЛЬ число (7 посадочных мест). Служебные автомобили типа «АЗ» соответствуют ГОСТу 33546-2015, принятому Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. №48-2015).

В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I) предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").

В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Согласно ст. 24 Федерального закона N 103-ФЗ, администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно - гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

В силу пункта 18 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189, размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО либо лицом, его замещающим.

В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в городе Женеве 30 августа 1955 года) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.

Условия и порядок содержания в изоляторах регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189.

Главой 13 УИК РФ предусмотрены условия отбывания наказания в исправительных учреждениях, в соответствии с которыми норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров (часть 1 статьи 99 УИК РФ).

На основании части 2 статьи 13 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

Гарантии обеспечения осужденных питанием и материально-бытовыми принадлежностями установлены частью 3 названной статьи Уголовно-исполнительного кодекса РФ, минимальные нормы обеспечения которых установлены Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205.

Согласно приложению N 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" норма обеспечения умывальниками комнаты для умывания составляет 1 умывальник на 10 осужденных.

В соответствии с пунктом 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки, и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Исходя из приведенной нормы, постоянное наличие горячей воды в камере не предусмотрено, а при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

В соответствии с требованиями пункта 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

Согласно письму прокурора Астраханской области по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Астраханской области от 10.01.2022г., Цыцаев А.Т. не обращался в специализированную прокуратуру с обращениями на условия содержания в исправительных учреждениях Астраханской области в период с 2006г. по 2008г.

Из ответа Уполномоченного по правам человека в Астраханской области от 28.12.2021г. № 01-5698 усматривается, что факты наиболее существенных нарушений прав граждан, допущенные органами и организациями, расположенными на территории области, и принятые по ним Уполномоченным меры, отражаются в ежегодных докладах о положении по правам человека в Астраханской области. Данные документы с 2005 по 2020г. размещены на официальном сайте. Поскольку обращения граждан хранятся в ГКУ Астраханской области «Государственный архив Астраханской области» 5 лет, то не представляется возможным представить сведения о выявленных нарушениях прав Цыцаева А.Т. в СИЗО-2 и ИК-6 УФСИН России по Астраханской области за период с 2002 по 2008г.

Согласно информации ГКУ Астраханской области «Государственный архив Астраханской области» от 13.01.2022г. документы по обращению Цыцаева А.Т. о нарушении условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области и ИК № 6 УФСИН России по Астраханской области за период с 2002г. по 2008г. в фондах госархива не имеется.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что Цыцаев А.Т. не содержался в СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области, что подтверждается письмом начальника ФКУ СИЗО-2 от 30.12.2021г.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно части 5 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего спора, материалами дела не подтверждены, нарушений прав административного истца не установлено.

Кроме того, административными ответчиками ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области, УФСИН России по Астраханской области, ФСИН России в письменном виде заявлено о применении срока исковой давности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Таким образом, из смысла указанных норм права, у Цыцаева А.Т. сохранялось право на обращение с данным иском в период всего срока отбывания и в течение трех месяцев после освобождения из мест лишения свободы.

Поскольку Цыцаев А.Т. освободился из мест лишения свободы 17.01.2013, то срок обращения с данным иском истек 17.04.2013г.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в связи с пропуском срока обращения в суд с данным иском.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст 175 – 180, 227.1 КАС РФ, суд

                    РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░-6 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░,- ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.07.2022░.

░░░░░    

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1824/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Цыцаев Асхан Татиевич
Ответчики
ФСИН России
Генеральная прокуратура РФ
Управление федерального казначейства Астраханской области
МВД РФ
Другие
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по АО
ФКУ ИК-6 УФСИН России по АО
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по АО
Суд
Советский районный суд г. Астрахани
Судья
Кострыкина Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
sovetsky--ast.sudrf.ru
10.03.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
11.03.2022Передача материалов судье
14.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
14.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее