29RS0018-01-2023-004487-09 Дело № 2а-3450/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2023 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кирьяновой И.С., при секретаре судебного заседания Давыдовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению финансового управляющего Огудаловой Л. Д., Шарова Е. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ведущему специалисту-эксперту отдела государственной регистрации объектов недвижимости жилого назначения Рогушиной А. В. о признании отказа, выраженного в уведомлениях, незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Огудалова Л.Д., Шаров Е.В. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее также Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление), в котором с учетом уточнения исковых требований просили признать незаконными действия (бездействие) по отказу в принятии соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, выраженному в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ, обязании внести изменения в Единый государственный реестр прав недвижимости в части стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Шаровым Е.В., Огудаловой Л.Д. и Артюховым А.С. заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. Согласно договору купли-продажи стоимость квартиры составила 2500000 руб. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Шаровым Е.В., Огудаловой Л.Д. и Артюховым А.С., предусмотрена передача денежных средств в размере 1770000 руб. за произведенные в указанном жилом помещении неотделимые улучшения. Денежные средства в размере 4270000 руб. были переданы Артюхову А.С. в полном объеме. Административные истцы полагают, что стоимость приобретенной ими квартиры составляет 4270000 руб. При регистрации перехода права собственности на указанное жилое помещение Артюхов А.С. предоставил в орган регистрации прав договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и расписку в получении денежных средств в размере 2500 000 руб. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ им не предоставлялось. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о переходе к административным истцам права собственности на квартиру, стоимость которой составила 2500000 руб. ДД.ММ.ГГГГ Огудалова Л.Д., Шаров Е.В. обратились через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о внесении изменений в ЕГРН, приложив к нему соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, однако в принятии соглашения от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано, о чем вынесены уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. Просили признать такой отказ незаконным, обязать административного ответчика внести изменения в ЕГРН в части стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ведущий специалист-эксперт отдела государственной регистрации объектов недвижимости жилого назначения Рогушина А.В., в качестве заинтересованных лиц привлечены Артюхов А.С., Торовик Г.К.
Административный истец Огудалова Л.Д. в судебном заседании административные исковые требования с учетом их уточнения поддержала.
Административный истец Шаров Е.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Торопов А.А. в судебном заседании с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Административный ответчик ведущий специалист-эксперт отдела государственной регистрации объектов недвижимости жилого назначения Рогушина А.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась.
Заинтересованные лица Артюхов А.С., Торовик Г.К., извещавшиеся о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, возражений не представили.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Шаровым Е.В., Огудаловой Л.Д. (покупатели) и Артюховым А.С. (продавец) заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно договору купли-продажи стоимость квартиры составила 2500000 руб.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Шаровым Е.В., Огудаловой Л.Д. и Артюховым А.С., предусмотрена передача денежных средств в размере 1770000 руб. за произведенные в указанном жилом помещении неотделимые улучшения.
Денежные средства в сумме 4270000 руб. были переданы административными истцами Артюхову А.С. в полном объеме.
Административные истцы полагают, что стоимость приобретенной ими квартиры составляет 4270000 руб. с учетом соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
При регистрации перехода права собственности на указанное жилое помещение Артюхов А.С. предоставил в орган регистрации прав договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и расписку в получении денежных средств в размере 2500 000 руб. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ им не предоставлялось.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о переходе к административным истцам права собственности на квартиру, стоимость которой составила 2500000 руб.
Как следует из материалов дела, описи документов, принятых для оказания услуги по регистрации права на указанное недвижимое имущество Огудаловой Л.Д., Шарова Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ими были представлены на регистрацию заявление о государственном регистрационном учете, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, расписка в получении денежных средств, поквартирная карточка, чеки об оплате госпошлины. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено не было.
На основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Шаровым Е.В., Огудаловой Л.Д. (продавцы) и Торовик Г.К. (покупатель) договора купли-продажи, право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> перешло к Торовик Г.К. Стоимость квартиры по договору определена в размере 3240075 руб. 50 коп.
В ходе проведенной налоговым органом камеральной проверки, отраженной в акте от ДД.ММ.ГГГГ №, выявлен факт занижения Огудаловой Л.Д. налоговой базы при исчислении имущественного налогового вычета, что привело к завышению суммы налога на доходы физических лиц, подлежащего возврату из бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ Огудалова Л.Д., Шаров Е.В. обратились через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о внесении изменений в ЕГРН, приложив к нему соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, которым предусмотрена передача Артюхову А.С. денежных средств в размере 1770000 руб. за произведенные в указанном жилом помещении неотделимые улучшения.
Заявление было принято.
Как утверждает административный истец Огудалова Л.Д., ей позвонили из Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и сообщили, что в связи с переходом права собственности на спорное жилое помещение к иному лицу внесение каких-либо изменений в ЕГРН относительно стоимости квартиры, по которой она была продана Огудаловой Л.Д. и Шарову Е.В., недопустимо.
Вместе с тем, доказательств указанному обстоятельству в материалы дела не представлено, в связи с чем суд полагает такое утверждение голословным.
Как следует из материалов дела, Огудалова Л.Д. и Шаров Е.В. ДД.ММ.ГГГГ обратились в Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлениями о прекращении государственного кадастрового учета и возврате документов без их проведения.
Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственной регистрации прав в отношении помещения, расположенного по адресу: <адрес>, документы для осуществления которого были предоставлены ДД.ММ.ГГГГ, прекращено на основании ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 31.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу положений ст. 31 Федерального закона от 31.07.2015 №218-ФЗ до осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав рассмотрение представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и (или) документов может быть прекращено на основании совместного заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Заявление о прекращении государственной регистрации прав на основании договора и о возврате документов без осуществления государственной регистрации прав должно быть представлено всеми сторонами договора либо нотариусом в случае, если заявление о государственной регистрации прав представлено нотариусом.
Орган регистрации прав обязан уведомить заявителей (заявителя) о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием даты прекращения осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Порядок и способы направления органом регистрации прав уведомления о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав прекращаются не позднее рабочего дня, следующего за днем представления предусмотренных настоящей статьей заявления или судебного акта либо требования судебного пристава-исполнителя.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что уведомления о прекращении государственного регистрационного учета от 08.09.2023 вынесены уполномоченным лицом с соблюдением установленной законом процедуры в установленный законом срок, на законных основаниях, предусмотренных ст. 31 Федерального закона от 31.07.2015 №218-ФЗ, с учетом поступивших от административных истцов заявлений о прекращении государственного кадастрового учета и возврате документов без их проведения. Действия по вынесению указанных уведомлений незаконными не являются.
Уведомления свидетельствуют лишь о прекращении государственного кадастрового учета и возврате документов без их проведения с учетом поступивших от Огудаловой Л.Д., Шарова Е.В. соответствующих заявлений. Отказом от принятия документов, приложенных к таким заявлениям, в частности соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления не являются.
Сведения об отказе в принятии Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приложенного к заявлению о проведении государственного регистрационного учета от ДД.ММ.ГГГГ, в материалах дела отсутствуют.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, основанием для признания действий (бездействия), решения незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В данном случае совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения требований, отсутствует.
Таким образом, требования истца удовлетворению не подлежат.
Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения не имеют и судом не принимаются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░