УИД 19RS0002-01-2023-000249-47
Дело № 2а-527/2023
РЕШEHИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2023 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Коноплёвой Ю.Н.,
при секретаре Полынской Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Сушкову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – УФНС России по Республике Хакасия, налоговый орган) обратилось в суд с административным иском к Сушкову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, просило взыскать в доход соответствующего бюджета:
- задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 36 358,47 руб.
- задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 63 138 руб.;
- пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 319 руб.;
Требования мотивированы тем, что Сушков А.В. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц. Об обязанности по уплате указанных налогов и штрафа должник был извещен в форме налоговых уведомлений. По истечении срока уплаты налогов в соответствии со ст. 70 НК РФ должнику было направлено требование, которое в добровольном порядке исполнено не было. В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату (неуплату) налогов должнику начислены пени. По заявлению УФНС России по Республике Хакасия в отношении Сушкова А.В. мировым судьей был выдан судебный приказ, который был отменен 04.07.2022 в связи с поступлением возражений должника. Транспортный налог за 2017 год был возвращен Сушкову А.В. на основании определения о повороте исполнения судебного приказа.
Представитель УФНС по РХ, административный ответчик Сушков А.В., надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Административный истец просил рассмотреть дело в его отсутствие.
От представителя административного истца Филимоновой О.С. поступили письменные пояснения по делу относительно обоснованности применения в отношении помещения, расположенного по адресу: *** налоговой ставки в размере 1%, согласно которым данная ставка применяется в связи с включением данного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Приказом Минимущества Республики Хакасия от 05.12.2019 в ред. от 06.03.2023).
Исследовав письменные материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ также установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Так, согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно разделу IX НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
Главой 32 НК РФ установлен налог на имущество физических лиц, который относится к местным налогам.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками данного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
При этом в силу п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилое помещение (квартира, комната), жилой дом, гараж, иные здание, строение, сооружение, помещения.
В соответствии с п. 3, 4 ст. 409 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как следует из материалов дела, в 2017 году за Сушковым А.В. зарегистрированы транспортные средства:
- MITSUBISHI CANTER, государственный регистрационный знак ***
- КАМАЗ 55111, государственный регистрационный знак ***
- NISSAN PATROL, государственный регистрационный знак ***
- КАМАЗ 54112, государственный регистрационный знак ***
Также Сушков А.В. в 2020 году является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу:
- ***
***
***
***
Из налогового уведомления от 23.08.2018 *** следует, что Сушкову А.В. предлагалось оплатить транспортный налог за указанные выше транспортные средства за 2017 год в размере 45 163 руб.
Данное налоговое уведомление было направлено Сушкову А.В. почтовой корреспонденцией 10.09.2018.
В связи с неуплатой транспортного налога, должнику было направлено требование от 29.01.2019 *** об уплате транспортного налога в размере 45 163 руб., пени несвоевременную уплату транспортного налога в размере 648,47 руб. в срок до 15.03.2019.
Требование направлено налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика и получено 29.01.2019.
В установленный срок требование не было исполнено Сушковым А.В., в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу за указанный налоговый период.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 г.Черногорска РХ № 2а-3-1101/2019 от 24.05.2019 с Сушкова А.В. взыскан транспортный налог за 2017 год в размере 45 811, 47 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 г.Черногорска РХ от 14.12.2020 указанный судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 г.Черногорска РХ произведен поворот исполнения судебного приказа от 24.05.2019 по делу № 2а-3-1101/2019, с УФНС России по Республике Хакасия в пользу Сушкова А.В. взысканы денежные средства в размере 45 811, 47 руб., Сушкову А.В. выдан исполнительный лист.
Также, уведомлением от 01.09.2021 *** Сушкову А.В. предлагалось оплатить налог на имущество физических лиц за 2020 год за вышеуказанные объекты недвижимости в сумме 63 138 руб.
Данное налоговое уведомление было направлено Сушкову А.В. через личный кабинет налогоплательщика и получено им 24.09.2021.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2017 год (после поворота исполнения судебного приказа) и налога на имущество физических лиц за 2020 год, Сушкову А.В. налоговым органом выставлено требование от 22.12.2021 ***, об уплате транспортного налога за 2017 год и налога на имущество за 2020 год и пени за несвоевременную уплату налога на имущество, со сроком исполнения до 09.02.2022.
Данное требование направлено Сушкову А.В. через личный кабинет налогоплательщика и получено им 23.12.2021, добровольно не исполнено.
В пределах установленного законом срока для обращения в суд с настоящими административными требованиями, а именно 27.06.2022 УФНС России по Республике Хакасия обратилось с заявлением о выдаче судебного приказа.
04.07.2022 мировым судьей судебного участка № 3 г. Черногорска РХ был вынесен судебный приказ по заявлению УФНС России по Республике Хакасия о взыскании с Сушкова А.В. недоимки за период с 2016 по 2020 годы: налог на имущество физических лиц, в размере 63 138 руб. пени в размере 671,63; транспортный налог в размере 36 358,47 руб., пени в размере 3 723,84 коп.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 г.Черногорска РХ от 01.08.2022 указанный судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений от Сушкова А.В.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С учетом вышеприведенных норм, срок обращения в суд с требованиями о взыскании указанной выше задолженности истекал 01.02.2023. С административным иском административный истец обратился в суд 01.02.2023 года, то есть с соблюдением установленного законом срока на обращение в суд, в связи с чем заявленные требования подлежат рассмотрению по существу.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Сушков А.В. в 2017 году являлся собственником транспортных средств, в 2020 году являлся собственником недвижимого имущества – четырех нежилых помещений, УФНС России по Республике Хакасия правомерно начислены транспортный налог, налог на имущество физических лиц.
Из налогового уведомления от 01.09.2021 *** следует, что расчет налога на имущество физических произведен в отношении помещения ***, с применением налоговой ставки в размере 1%, в отношении остальных объектов (***) – в размере 0,5 %.
В соответствии с п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих:
1) 0,1 процента в отношении:
жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)
гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ)
2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В силу п. 6 статьи 406 НК РФ если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус"), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи.
В соответствии с подп. 1. п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
Решением Совета депутатов г.Черногорска от 27.11.2014 *** на территории МО г.Черногорск установлен налог на имущество физических лиц.
Подпунктом 2 п. 3 указанного решения установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость каждого из которых:
- менее 20 миллионов рублей - 1,0 процент;
- от 20 миллионов рублей (включительно) до 50 миллионов рублей - 1,5 процента;
- свыше 50 миллионов рублей (включительно) - 2,0 процента.
Приказом Минимущества Республики Хакасия от 05.12.2019 N 020-191-п "Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В указанном перечне поименован объект недвижимости, расположенный по адресу: *** кадастровый номер ***
Таким образом, налоговым органом обосновано при исчислении налога на имущество в отношении указанного объекта недвижимости применена налоговая ставка 1 %, в отношении остальных объектов недвижимости – 0,5 %.
Ошибок и неточностей в расчете суд не усматривает, в связи с чем принимает за основу при определении суммы предъявленной ко взысканию задолженности.
До настоящего времени задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество и пени за спорный период не погашена, доказательств обратного Сушковым А.В. не представлено.
Учитывая изложенное, с Сушкова А.В. подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 36 358,47 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 63138 руб., задолженность по пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 319,90 руб.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов.
Согласно п. 2 ст. 61.2 и п. 2 ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Принимая во внимание, что УФНС России по Республике Хакасия как административный истец в силу ст. 333.35 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию в размере 3 194 руб. с административного ответчика в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 286-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 99 816 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 37 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 36 358,47 ░░░.;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 63138 ░░░.,
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 319,90 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 194 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░ 2023 ░░░░.