Дело № 2а-10674/2022 07 октября 2022 года
47RS0004-01-2021-011597-85
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре Иванченко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области к Тиликину Андрею Владимировичу о признании действий незаконными, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Уточнив в порядке ст.46 КАС РФ, административные исковые требования совет депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области обратился в суд с административным иском к Тиликину А.В., в обоснование требований указав, что Тиликин А.В. с 12.09.2021 г. является депутатом совета депутатов МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва.
В период с 01.02.2021 г. по 16.02.2021 г. главе МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области – Моисеевой Е.В. от семи депутатов совета депутатов поступили обращения, в которых они выразили категорическое несогласие с проведением отдельными депутатами во время заседания совета депутатов любительской видеосъемки, которая, по их мнению, в дальнейшем может быть бесконтрольно размещена в социальных сетях, распространяться посредствоммессенжеров и иных Интернет-ресурсов, возможно, сможет быть использована в целях дискредитации депутатов.
На заседании совета депутатов 17.02.2021 г. глава МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области – Моисеева Е.В., председательствующая на заседании, довела эти обращения до сведения совета депутатов.
На заседании совета депутатов МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области 18.03.2021 г. депутат Тиликин А.В. самовольно начал осуществлять ведение видеозаписи заседания на свой личный смартфон и продолжал вести запись в течение всего заседания совета депутатов, ввиду чего совет депутатов был вынужден рассматривать вопрос о применении к депутату Тиликину А.В. меры воздействия за нарушения Регламента.
Совет депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области большинством голосов принял решение применить к депутату ТиликинуА.В. меру воздействия в виде лишения компенсационной выплаты сроком на 1 месяц (решение от 18.03.221 г. 325).
На заседании совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области 21.04.2021 г. депутат Тиликин А.В., не спрашивая разрешения председательствующего на заседании – главы муниципального образования Моисеевой Е.В., самовольно начал осуществлять ведение видеозаписи заседания на свой личный смартфон.
На требование о прекращении самовольной видеосъемки Тиликин А.В. ответил отказом, ввиду чего совет депутатов был вынужден рассматривать вопрос о применении к депутату Тиликину А.В. меры воздействия за нарушение Регламента совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Решением совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.04.2021 г. №29 к Тиликину А.В. была применена мера воздействия в виде лишения депутатской выплаты сроком на 1 месяц.
На заседании 25.08.2021 г. совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области депутат Тиликин А.В. вновь начал ведение самовольной записи заседания совета депутатов, в связи с чем было принято решение обратиться в суд.
В связи с чем административный истец просит суд:
- признать незаконными действия Тиликина Андрея Владимировича по осуществлению видеозаписи (видеосъемки) заседаний совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области без получения предварительного согласия лица, председательствующего на заседании совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области;
- обязать Тиликина Андрея Владимировича воздержаться от совершения действий по осуществлению видеозаписи (видеосъемки) заседаний совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области без получения предварительного согласия лица, председательствующего на заседании совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 04.02.2022 г. в удовлетворении административных исковых требований совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области к Тиликину Андрею Владимировичу о признании действий незаконными, обязании совершить действия – отказано.
Апелляционным Определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 23.06.2021 г. решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 04.02.2022 г. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Определением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области – Береза С.В. от 22.08.2022 г. дело принято к своему производству.
При новом рассмотрении администратвиного дела, в настоящее судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения администратвиного дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержал уточненные административные исковые требования.
Административный ответчик Тиликин А.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о приостановлении производства по настоящему административному делу, в удовлетворении которого судом отказано.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ранее присутствовал при рассмотрении администратвиного дела, излагал правовую позицию по административному иску, в соответствии с которой полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованные лица – глава МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, депутат Заика К.С., депутат Юрова А.О., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения административного дела, в настоящее судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение настоящего административного дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ, так как их явка не была признана судом обязательной.
Изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами административного дела установлено, что административный ответчик – Тиликин А.В. является зарегистрированным депутатом совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по пятимандатному избирательному округу решения №3 на основании решения Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области №2401 от 11.09.2021 г.
На основании решения совета депутатов МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №8 от 28.02.2020 г. главой муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области является Моисеева Е.В.
В обоснование административных исковых требований совет депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области указывает, что решением совета депутатов от 07.10.2020 г. №80 принят регламент совета депутатов, в соответствии с которым (п.п.13.8, 15.2, 26.1) ведение фото и видео съемки заседания совета депутатов присутствующими лицами, в том числе депутатом, может осуществляться исключительно к предварительного согласия председательствующего на заседании совета депутатов (главы муниципального образования).
Участниками процесса, не отрицается то обстоятельство, что на заседаниях совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области 18.03.2021 г., 21.04.2021 г., 25.08.2021 г. Тиликин А.В., без разрешения председательствующего на заседаниях – главы муниципального образования – Моисеевой Е.В., проводил видеосъемку заседаний совета депутатов на свой смартфон.
Ссылаясь на нарушение Тиликиным А.В. ст.ст.13.8, 15.2, 26.1 положений Регламента совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, принятого решением №80 от 07.10.2020 г., на ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», административный истец просит суд просит суд: признать незаконными действия Тиликина А.В. по осуществлению видеозаписи заседаний совета без согласия председательствующего на заседании, обязать Тиликина А.В. воздержаться от совершения таких действий в дальнейшем.
Рассматривая административные требования, суд приходит к выводу об их частичном удовлетворении, исходя из следующего.
В пунктах 13.8, 15.2 и 26.1 нормативно правового акта – регламента совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, принятого решением №80 от 07.10.2020 г., установлено ограничение на ведение фото- и видеосъемки заседаний совета депутатов присутствующими лицами, в том числе депутатами, которыми для проведения фото- и видеосъемки необходимо получить предварительное согласие председательствующего на заседании совета депутатов.
В обоснование своих возражений сторона администратвиного ответчика ссылается на то, что над данным нормативно правовым актом имеет главенствующее значение Конституция Российской Федерации, и Федеральные законы.
Согласно части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Так, исходя из положений части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, право на информацию можно классифицировать на ряд основных юридических возможностей: возможность доступа к информации, возможность обмена информации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет"; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов, органов местного самоуправления; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
Норма ст.6 Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" о размещении государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» детализируется в ст.13 указанного Закона Российской Федерации.
В первой части данной статьи устанавливается обширный перечень сведений, который содержит информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. Всего перечень включает в себя девять категорий информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. При этом государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в ч.1, ч.13 Федерального закона №8-ФЗ и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований данного Федерального закона (ч.2 ст.13 Федерального закона №8-ФЗ).
Оценивая в совокупности положения Конституции Российской Федерации, указанные законоположения, можно сделать вывод о возможности проведения видеосъемки (в том числе не официальной) на заседаниях совета депутатов и дальнейшего размещения видео заседаний совета депутатов в сети «Интернет».
При таких обстоятельствах, в силу прямого противоречия запрета на ведение видеосъемки, установленного в регламенте совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Конституции Российской Федерации, положениям Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", пункты 13.8, 15.2, 26.1 регламента совета депутатов не могут быть применены судом в настоящих правоотношениях.
По мнению стороны администратвиного ответчика, данное обстоятельство является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области к Тиликину А.В.
Между тем, данные доводы стороны администратвиного ответчика – Тиликина А.В. были рассмотрены 19.04.2022 г. Ленинградским областным судом в рамках администратвиного дела №3а-116/2022, по административному иску Тиликина Андрея Владимировича о признании недействующим в части решения совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 07.10.2020 г. №80 «О регламенте совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», признаны судом необоснованными и указанным решением в удовлетворении административных исковых требований Тиликина А.В. о признании недействующими пунктов 15.2, 26.1, в той части, в которой они содержат ограничения прав депутатов на проведение фото- и видеофиксации открытых заседаний совета депутатов без получения предварительного согласия председательствующего, и пункты 10.4, 12.1-12.8 Регламента совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение», утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Бугровское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 07.10.2020 г.. №80 «О регламенте совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области – отказано.
В связи с чем данные возражения не принимаются судом во внимание, как необоснованные, а административные исковые требования МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в части признания незаконными действий Тиликина А.В. по осуществлению видеозаписи заседаний совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области без получения предварительного согласия лица, председательствующего на заседании совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» подлежат удовлетворению, как основанные на нормах регламента муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Требования администратвиного истца об обязанииТиликина А.В. воздержаться от совершения действий по осуществлению видеозаписи заседаний совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области без получения предварительного согласия лица, председательствующего на заседании совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» удовлетворению не подлежат, как не основанные на нормах материального права, так как защите подлежат нарушенные права административного истца, на будущее защита прав административного истца действующим процессуальным законодательством не предусмотрена.
При таком положении дела, административные исковые требования совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области подлежат частичному удовлетворению, по вышеизложенным судом основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-227, 150 КАС РФ
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.