Решение
Именем Российской Федерации
Дело №2а-635/2020
УИД53RS0015-01-2020-000857-31
19 ноября 2020 года г. Сольцы
Солецкий районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Киселёва Д.А.,
при секретаре Молокановой О.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора <адрес> Лебедевой М.В.,
представителя административного ответчика - администрации Солецкого муниципального района - Шветовой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солецкого муниципального района <адрес> об обязании устранить дефекты на автомобильной дороге общего пользования по <адрес> в <адрес>,
установил:
<адрес> обратился в суд с вышеуказанным заявлением к администрации Солецкого муниципального района <адрес> с указанным административным иском, в обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения административным ответчиком требований законодательства о безопасности дорожного движения выявлены нарушения, а именно в нарушение требований <адрес> закона, п. 5.2.4. ГОСТ 50597-2017 на автомобильной дороге общего пользования местного значения Солецкого городского поселения по <адрес>, имеются повреждения дорожного покрытия, превышающие по своим размерам допустимые по ГОСТ 50597-2017, а именно на указанной дороге имеются следующие выбоины:
- глубиной 10 см, шириной 1 м 88 см, длиной 1 м. 50 см возле <адрес> по Чернышевского (0+100м);
- глубиной 10см, шириной 1,8м., длиной 1,1м. возле <адрес> (0+100м.);
- глубиной 10 см, шириной 1,70м, длиной 1,4м. возле <адрес> по ул Чернышевского (0+300м);
- глубиной 9 см, шириной 1,42 м, длиной 1,22м. возле <адрес> (0+400м.);
- глубиной более 10 см, шириной 1,13м., длиной 1,4м. возле <адрес> (0+400м);
Выявленные повреждения и недостатки на автомобильной дороге по <адрес> в <адрес> создают угрозу безопасности дорожного движения и препятствуют проезду транспортных средств, а потому требуется проведение ремонта данной автомобильной дороги. Данная дорога является дорогой общего пользования местного значения и собственностью Солецкого городского поселения, а потому проведение ремонта является обязанностью администрации Солецкого муниципального района <адрес>. Просит обязать административного ответчика в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить на автомобильной дороге общего пользования местного значения Солецкого городского поселения по <адрес> дефекты (выбоины), превышающие по своим размерам допустимые по ГОСТ 50597-2017.
В судебном заседании представитель административного истца Лебедева М.В. поддержал исковые требования, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Солецкого муниципального района Шветова Т.О. административные исковые требования признала, не отрицала необходимость проведения ремонтных работ по <адрес>.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы, полагает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В соответствии с п. 10 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ, к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - Основные положения), лица, ответственные за состояние дорог, обязаны: содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и содержание автомобильных осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (утв. Приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года N 402) Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация) распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации. Согласно п. 2 классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
В силу пп. 2 п. 5 Классификации при ремонте по дорожным одеждам проводятся, в том числе,
а) восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;
б) укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия;
в) полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий;
г) ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя;
д) замена бордюров, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах;
е) замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий, нарезка продольных или поперечных бороздок на цементобетонных покрытиях;
ж) перемощение отдельных участков мостовых с частичной заменой песчаного основания;
з) восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги;
и) нанесение временной разметки на период ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной разметки после завершения ремонта.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №827 принят технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» (далее ТР ТС 014/2011), устанавливающий минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.
В силу п. 13.2 ст. 3 ТР ТС 014/2011 автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Как следует из указанной таблицы, отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более должны быть устранены в срок в зависимости от группы улицы, но не более чем 12 суток.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно решению Думы Солецкого муниципального района от 26.03. 2015 №427 «О принятии на исполнение части полномочий по решению вопросов местного значения от Солецкого городского поселения», с 01.06.2015 к вопросам местного значения Солецкого городского поселения, принимаемых на исполнение администрацией Солецкого муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Солецкого муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что согласно Перечню автомобильных дорог Солецкого городского поселения, автомобильная, расположенная по адресу: <адрес> городского поселения ( л.д.11-12).
В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что в нарушение требований <адрес> закона, п. 5.2.4. ГОСТ 50597-2017 на автомобильной дороге общего пользования местного значения Солецкого городского поселения по <адрес>, дорожного покрытия, превышающие по своим размерам допустимые по ГОСТ 50597-2017, а именно на указанной дороге имеются следующие выбоины:
- глубиной 10 см, шириной 1 м 88 см, длиной 1 м. 50 см возле <адрес> по Чернышевского (0+100м);
- глубиной 10 см, шириной 1м. 80 см, длиной 1м. 10 см возле <адрес> (0+100м.);
- глубиной 10 см, шириной 1м70 см, длиной 1м 40 см. возле <адрес> по ул Чернышевского (0+300м);
- глубиной 9 см, шириной 1 м 42 см, длиной 1м. 22 см. возлед. 30 по <адрес> (0+400м.);
- глубиной более 10 см, шириной 1 м 13 см, длиной 1 м. 40 см возле <адрес> (0+400м);
Данный факт подтверждается актом №33 от 23 апреля 2020 года ( л.д.28), фототаблицей (л.д.29-33).
Согласно техническому паспорту автомобильной дороги, протяженность автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> составляет 955 м ( л.д.21)
Согласно кадастровой выписке площадь автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> составляет 1949, 1 кв.м. ( л.д.14).
Таким образом, суд считает установленным в судебном заседании факт нарушения законодательства в области содержания автомобильной дороги, дорожное покрытие автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, чем нарушаются права граждан, проживающих на этой территории.
Поскольку указанная автомобильная дорога является дорогой общего пользования местного значения и собственностью Солецкого городского поселения, административные исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию административного истца, финансовые возможности административного ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия в области содержания автомобильных дорог требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства в области безопасности дорожного движения - в течение четырех месяцев со дня вступления данного решения в законную силу.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи, с чем государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 4 (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 50597-2017:
- ░░░░░░░░ 10 ░░, ░░░░░░░ 1,88░., ░░░░░░ 1,5░ ░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░ (0+100░);
- ░░░░░░░░ 10 ░░, ░░░░░░░ 1,80░, ░░░░░░ 1,1░. ░░░░░ <░░░░░> (0+100░.);
- ░░░░░░░░ 10 ░░, ░░░░░░░ 1,70 ░░, ░░░░░░ 1,4░. ░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ (0+300░);
- ░░░░░░░░ 9 ░░, ░░░░░░░ 1,42░., ░░░░░░ 1,22░. ░░░░░ <░░░░░> (0+400░.);
- ░░░░░░░░ ░░░░░ 10 ░░, ░░░░░░░ 1,13░, ░░░░░░ 1,4░ ░░░░░ <░░░░░> (0+400░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░