57RS0023-01-2023-005265-08
№2а-4345/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2023 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,
при секретаре Курдюмовой Е.В.,
помощник судьи Носова И.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административным исковым требованиям прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла о понуждении к совершению действий
установил:
прокурор Советского района г. Орла обратился в суд с административным иском к администрации г. Орла о понуждении к совершению действий.
В обоснование административного иска указано, что кровля многоквартирного жилого дома по адресу: г. Орел ул. Генерала Жадова, д. 23, находится в аварийном состоянии, в виду чего регулярно образуются протечки.
Проведение текущего ремонта кровли, положительных результатов не дает, поскольку протечки появляются в новых местах.
Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области выдано заключение, в соответствии для устранения протечек крыши необходимо проведение капитального ремонта дома.
В связи с чем, с учетом уточнения исковых требований, окончательно просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Орла по непредставлению в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области документы необходимые для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу: г. Орел, ул. Цветаева, д. 38 в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области; обязать администрацию г. Орла предоставить Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области документы необходимые для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу: г. Орел, ул. Генерала Жадова, д. 23 в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, в период с 01 марта 2024 по 01 апреля 2024 г.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Орла Черненко В.П. административные исковые требования поддержал полностью, по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Орла Галачиева О.О. возражала против удовлетворения рассматриваемых административных исковых требований, по основаниям указанным в письменных возражениях на иск.
Представитель заинтересованного лица Правительства Орловской области по доверенности Бондарева Ж.В. полагала исковые требования на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2).
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый на основании указанных выше положений Конституции Российской Федерации, устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации (преамбула).
В соответствии с подпунктом 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В свою очередь, в силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) жилищное законодательство также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу положений части 6.1 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Из пункта 8.3 статьи 13 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Таким образом, законом определены основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (части 6 и 7 ст. ст. 168, 170, 172 ЖК РФ).
В развитие приведенных выше положений федерального законодательства принят Закон Орловской области от 23 июня 2013 г. № 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области».
Согласно части 2 статьи 12 упомянутого Закона Орловской области очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев: год проведения последнего капитального ремонта многоквартирного дома; год ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.
Постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 г. № 482 утверждена областная адресная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее - Постановление № 482).
Срок реализации областной адресной программы определен - 2014 - 2044 годы.
Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Орел, ул. Генерала Жадова, д. 23 включен в областную адресную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на 2036-2038 годы.
Постановлением Правительства Орловской области от 17 августа 2023 г. № 588 утвержден краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2024 - 2026 годах (далее - Постановление № 588).
Целями краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2024 - 20236 годах (далее - краткосрочный план) являются конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определение видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.
Постановлением № 588 установлено, что задачами региональной программы являются: создание благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах; формирование эффективных механизмов контроля за техническим состоянием жилищного фонда; использование эффективных технических решений и комплексности при проведении капитального ремонта.
Постановлением Правительства Орловской области от 17 августа 2023 г. № 588 утвержден список домов, подлежащих капитальному ремонту в 2024 -2026 годах.
Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Орел, ул. Генерала Жадова, д. 23 в Краткосрочный план реализации региональной программы на 2024 - 2026 годы не включен.
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области утвержден постановлением Правительства Орловской области от 25 апреля 2014 г. № 96 (далее – Порядок).
Пунктом 9 названного Порядка предусмотрено, что при формировании краткосрочных планов очередность проведения капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком, определяется с учетом установленных региональной программой сроков проведения капитального ремонта и очередности следования таких многоквартирных домов в региональной программе.
Согласно п.п. 2 п. 10.1 Порядка следует, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирные дома, срок и очередность проведения капитального ремонта которых не наступили в соответствии с региональной программой, включаются в краткосрочный план, формируемый на очередной период реализации региональной программы, при необходимости проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома в соответствии с заявкой органа местного самоуправления.
Для включения в краткосрочный план многоквартирных домов, указанных в пункте 10.1 настоящего Порядка, орган местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля текущего года представляет уполномоченному органу следующие документы: заявку органа местного самоуправления, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение капитального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов - при наличии обстоятельств, указанных в подпункте 2 пункта 10.1 настоящего Порядка.
К подтверждающим документам, указанным в настоящем подпункте, относятся: заключение органа государственного жилищного надзора, указывающее на необходимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома; обращение управляющей организации, товарищества собственников жилья (при наличии) о невозможности устранения неисправностей крыши многоквартирного дома в рамках выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений; коллективное обращение жителей многоквартирного дома о неисправности крыши и наличии фактов попадания атмосферных осадков через кровлю в помещения этого дома; оригинал проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту крыши или переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую. Проектная документация представляется органом местного самоуправления с прилагаемым заключением о достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также (при необходимости) заключением государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом (п. 10.4 Порядка).
Из материалов дела следует и судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Орла проведена проверка на основании обращения жильцов, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г. Орел, ул. Генерала Жадова, д. 23, поступившее из прокуратуры Орловской области.
Судом также установлено, что многоквартирный дом по адресу: г. Орел, ул. Генерала Жадова, д. 23 построен в 1977 году, капитальный ремонт крыши его не проводился.
В связи с длительной эксплуатацией крыши дома, она протекает, текущий ремонт не обеспечивает ее надлежащее состояние, появляются новые протечки.
По данному вопросу собственники помещений многоквартирного дома, а также управляющая компания обращались в Управление государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
19 мая 2022г. и 07 июля 2023 г. Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области даны заключения № 285Ж и № 328Ж о необходимости капитального ремонта кровли, которые направлено в администрацию г.Орла и получены ответчиком.
Судом установлено и не оспаривается представителем административного ответчика, что после поступления в адрес административного ответчика вышеуказанных заключений, администрация г. Орла, в силу приведенных выше норм Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязанная обеспечивать условия для осуществления гражданами гарантированного права на жилище, не приняла достаточных мер по организации и представлению в уполномоченный орган - Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области заявки в отношении спорного многоквартирного дома, в котором необходимо проведение капитального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов, в то время, как органом государственного надзора выявлены факторы, свидетельствующие о необходимости проведения такого ремонта.
Суд обращает внимание, что в администрацию г. Орла обратились не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, при этом в силу пункта 10.4 Порядка именно на администрации г. Орла как на органе местного самоуправления лежит обязанность по представлению, как самой заявки, так и полного пакета подтверждающих документов.
При таких обстоятельствах, поскольку административным ответчиком достаточных и разумных по сроку мер к представлению в уполномоченных орган документов в целях включения спорного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области принято не было, указанные обстоятельства, по мнению суда, безусловно, свидетельствуют о ненадлежащем выполнении администрацией г. Орла возложенных на нее полномочий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором подан административный иск.
При этом, с учетом возникновения и прекращения семейных отношений между собственниками (нанимателями) жилых помещений и лицами, вселенными (вселяемыми) в них в качестве членов семьи, осуществления сделок по отчуждению жилых помещений их собственниками, приобретению права собственности на жилые помещения в порядке наследования, заключению и прекращению договоров найма жилых помещений в многоквартирном жилом доме, круг участников данных правоотношений возможно признать неопределенным. Кроме того, круг лиц, для которых ненадлежащее состояние кровли многоквартирного дома может представлять опасность, не ограничен лицами, проживающими в таком доме.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
В связи с чем, учитывая, что административным ответчиком не представлено возражений, суд считает необходимым возложить на администрацию г. Орла обязанность предоставить Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области документы необходимые для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу: г. Орел, ул. Генерала Жадова, д. 23 в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области с 01 марта 2024 г. до 01 апреля 2024 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░, ░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░. 23 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░, ░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░. 23 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░ 2024 ░░ 01 ░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2023 ░.