УИД: 22RS0065-02-2023-002281-90
Дело № 2а-3192/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2023 г. г.Барнаул
Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Конушкиной А.А.,
при секретаре Захарченко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шабалина Сергея Владимировича к ОСП по взысканию административных штрафов по г. Барнаулу и г. Новоалтайску ГУ ФССП России по АК, судебному приставу - исполнителю ОСП по взысканию административных штрафов по г. Барнаулу и г. Новоалтайску ГУ ФССП России по АК Леваднему Артему Викторовичу, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, врио начальника ОСП по взысканию административных штрафов по г. Барнаулу и г. Новоалтайску ГУ ФССП России по АК Терешину Юрию Геннадьевичу, судебному приставу - исполнителю ОСП по взысканию административных штрафов по г. Барнаулу и г. Новоалтайску ГУ ФССП России по АК Талантаевой Марине Сергеевне о признании постановления незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Шабалин С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Леваднего А.В. №22091/22/962340 от 29.10.2022 о взыскании исполнительного производства.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что 09.03.2023 возбуждено исполнительное производство №26159/23/22091-ИП по взысканию исполнительского сбора. О возбужденном исполнительном производстве административному истцу стало известно из Банка данных исполнительных производств 30.03.2023 года. Поскольку постановления о возбуждении исполнительного производства в его адрес никакими средствами не направлялось, 05.04.2023 им было подано ходатайство судебному приставу-исполнителю о направлении в его адрес процессуальных документов, в том числе постановления о возбуждении ИП №26159/23/22091-ИП и информации о том, в рамках какого основного производства оно было вынесено. Ходатайство было рассмотрено и удовлетворено. В день посещения ОСП по предварительной записи 11.04.2023 ему были предоставлены документы и запрашиваемая информация. Постановление о взыскании исполнительского сбора №22091/22/962340 от 29.10.2022 было вынесено судебным приставом-исполнителем Левадним А.В. в рамках ИП №135315/22/22091-ИП о взыскании с него штрафа. Считает данное постановление незаконным, так как о возбуждении ИП №135315/22/22091-ИП он узнал только 14.02.2023 при посещении ОСП, где ему было вручено постановление по делу об административном правонарушении, на основании которого было возбуждено ИП и выдан квитанция. Поскольку постановления о возбуждении он не получал, срок для добровольной оплаты следует исчислять с 14.02.2023. Оплата штрафа по квитанции была произведена 21.02.2023, то есть на пятый рабочий день. Следовательно, оплата штрафа была произведена в установленный законом срок. Документов, подтверждающих факт его уведомления о возбуждении исполнительного производства, в материалах ИП не имеется. Ответ судебного пристава-исполнителя Талантаевой на его ходатайство содержит информацию о направлении в его адрес постановления о возбуждении ИП. Однако документов, подтверждающих факт уведомления, представлено не было. Доказательств обратного не представлено. Просил признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора №22091/22/962430 от 29.10.2022 года.
Административный истец Шабалин С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежаще.
Представитель административного истца Марасова М.М. в судебном заседании поддержала требования административного истца, просила восстановить срок на оспаривание постановления, так как оно было вручено административному истцу лишь 11.04.2023 после их запроса. Самостоятельно судебный пристав-исполнитель никакие процессуальные документы в адрес Шабалина не направлял. Квитанция об оплате задолженности, в которой имеется отметка о наличии исполнительского сбора, не является доказательством получения постановления о взыскании исполнительского сбора, Шабалина самостоятельно произвел корректировку суммы оплаты в соответствии с размером штрафа и оплатил.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по взысканию административных штрафов Талантаева М.С. пояснила, что постановление о возбуждении исполнительного производства №135315/22/22091-ИП было направлено Шабалину 27.02.2023 простой почтой ввиду отсутствия марочной продукции. Вместе с тем Шабалину 14.02.2023 была вручена квитанция на оплату как суммы штрафа, так и суммы исполнительского сбора, в квитанции была указана общая сумма долга - 1500 рублей. Шабалин же оплатил только 500 рублей, вручную скорректировав сумму. Следовательно, о наличии исполнительского сбора он знал с 14.02.2023, в связи с чем срок оспаривания постановления им пропущен. Просила в требованиях отказать.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАШ Левадний А.В., представитель ГУ ФФСП России по АК, а также привлеченный к участию в деле врио начальника ОСП по ВАШ Терешин Ю.Г. и представитель заинтересованного лица ЦАФАП ГИБДД по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежаще.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом определено о рассмотрении административного дела при имеющейся явке.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Обжалуемое постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено 29.10.2022 года, с административным исковым заявлением в суд административный истец обратился 17.04.2023 года. Вместе с тем поскольку, согласно представленной информации судебным приставом-исполнителем о направлении данного постановления в адрес Шабалина лишь 27.02.2022 простой почтой, с учетом отсутствия сведений о вручении данного постановления Шабалину, наличия ответа на запрос судебного пристава от 10.04.2023 о существовании данного постановления и отсутствия каких-либо иных документов, подтверждающих факт получения Шабалиным информации о возбуждении исполнительного производства и наличии постановления о взыскании исполнительского сбора, суд приходит к выводу о необходимости восстановления административному истцу срока на подачу административного иска в суд.
На основании ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон № 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом об исполнительном производстве. При этом постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что исполнительский сбор имеет свойства административной штрафной санкции и является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, п. 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
При этом уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Частями 11 и 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, содержащего сведения о возбуждении исполнительного производства и об установлении срока для добровольного исполнения, производится в порядке, установленном статьей 24 Федерального закона № 229-ФЗ.
В соответствии с данной нормой постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить. Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется по адресам, указанным в исполнительном документе.
Как усматривается из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по г. Барнаулу и г. Новоалтайску от 03.10.2022 на основании исполнительного документа - постановления ЦАФАП ГИБДД по Алтайскому краю от 24.06.2022 года №18810122220624035784, возбуждено исполнительное производство № 135315/22/22091-ИП в отношении Шабалина С.В., предмет исполнения: штраф 500 руб.
В постановлении о возбуждении вышеуказанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем установлен срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований 5 дней с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В материалах исполнительного производства имеется список простых почтовых отправлений от 27.02.2023 года, которым Шабалину направлено данное постановление о возбуждении исполнительного производства.
А согласно ч.12 ст.30 ФЗ 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем никаких сведений о направлении Шабалину С.В. вышеуказанными способами постановления о возбуждении исполнительного производства в материалы дела не представлено. Наличие квитанции об оплате штрафа с указанием суммы исполнительского сбора не подтверждает вручение должнику постановления о взыскании исполнительского сбора, а лишь служит в данном случае основанием для направления должником запроса о наличии либо отсутствии такового.
При рассмотрении указанной категории дел бремя доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), принятых решений и постановлений возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Соответствующих доказательств суду не представлено.
Поскольку материалы дела не содержат достаточных доказательств, подтверждающих соблюдение судебным приставом-исполнителем при направлении должнику копии постановления о возбуждении исполнительного производства в порядке, установленном ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, нельзя согласиться с правомерностью применения в отношении должника штрафных санкций, и, следовательно, законностью вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Информация о наличии административного штрафа была доставлена до Шабалина 14.02.2023, оплата им произведена 21.02.2023, то есть на последний, пятый рабочий день срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Поэтому оснований для вынесения исполнительского сбора в данном случае у судебного пристава-исполнителя не было. Более того, не было оснований для вынесения постановления и ранее, 29.10.2022 года. Требования исполнительного документа исполнены в полном объеме, в срок для их добровольного исполнения, в связи с чем суд полагает, что заявленные требования административного истца Шабалина С.В. о признании обжалуемого постановления незаконным подлежат удовлетворению. Вместе с тем требования об отмене данных постановления разрешаются судебными приставами-исполнителями, в производстве которых находится соответствующее исполнительное производство, самостоятельно.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29.10.2022 ░░░░ №22091/22/962340 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №135315/22/22091-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.06.2023 ░░░░.