Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-324/2022 ~ М-251/2022 от 04.05.2022

УИД 45RS0006-01-2022-000431-78 Дело № 2а-324/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Каргапольский районный суд Курганской области в составе председательствующего Гомзяковой И.Ю.,

при секретаре судебного заседания Корчагиной И.Н.,

с участием прокурора прокуратуры Каргапольского района Беспалова С.А.,

представителя заинтересованного лица – Администрации Каргапольского района – Мурзиной А.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Каргаполье 14.06.2022 гражданское дело по административному иску прокурора Каргапольского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сосновского сельсовета о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Каргапольского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сосновского сельсовета о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. В обоснование административного иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности Администрации Сосновского сельсовета, в ходе которой установлено, что на территории Сосновского сельсовета расположено место захоронение (кладбище). При этом Администрацией Сосновского селсьовета не принимается должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем, а именно не принимаются меры к проведению к отношении данного земельного участка землеустроительных и кадастровых работ (не проведено межевание, земельный участок не поставлен на кадастровый учет). 28.03.2022 прокуратурой Каргапольского района Главе Сосновского сельсовета внесено предписание, которое было рассмотрено, однако, нарушения не устранены. Считает, что не проведение межевания занятого под кладбище земельного участка, не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и их регистрации в установленном законом порядке, привело к обезличиванию территории данного общественного кладбища, отсутствию его на кадастровом учета, не приведение в отношение указанного земельного участка предусмотренных земельным законодательством землеустроительных и кадастровых работ. Просит признать незаконным бездействие Администрации Сосновского сельсовета, выразившее в непринятии должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным в 600 м северо-западнее от пос. Первомайский, возложить на Администрацию Сосновского сельсовета обязанность до 01.04.2023 оформить в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным в 600 м северо-западнее от пос. Первомайский.

В судебном заседании прокурор …. исковые требования поддержал, дал объяснения согласно доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика — Администрации Сосновского сельсовета в судебном заседании…...

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности установлены Законом о погребении.

Из системного толкования положений ст. ст. 18, 25 названного Закона и п. 22 ч. 1 ст. 14, п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности общественных кладбищ и осуществляют организацию похоронного дела, ритуальных услуг и содержание мест захоронения. При этом организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения.

Аналогичное положение содержится в пункте 23 части 1 статьи 6 Устава городского округа Верхотурский, принятого решением Верхотурского Уездного Совета от 23 июля 2005 года N 33.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о похоронном деле, общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. В силу п. 2 ст. 25 этого же закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Таким образом, земли общественных кладбищ могут быть только муниципальными, а сами кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В силу п. 22 ч. 1 ст. 14, п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Земельный участок для размещения места погребения предоставляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 4 ст.16 Закона о похоронном деле).

Согласно пункту 23 статьи 6 Устава Полевского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные гл. гл. III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Из вышеприведенных положений законодательства следует, что содержание мест захоронения, являющееся вопросом местного значения, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, который обязан своевременно производить государственную регистрацию земельного участка, занятого и используемого под кладбище.

Как установлено судом, следует из материалов дела, сторонами не оспаривается, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в 600 м северо-западнее пос. Первомайский находится на землях сельскохозяйственного назначения. Данный земельный участок на кадастровый учет не поставлен, право муниципальной собственности на данный земельный участок не зарегистрировано. Факт осуществления захоронений на указанном общественном кладбище также сторонами не оспаривался.

Орган местного самоуправления, обязанный в силу указанных норм решать вопросы местного значения, не предпринял необходимые для исполнения своей обязанности меры, о чем свидетельствует отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, описания границ земельных участков, занятых кладбищами на территории Сосновского сельсовета.

В силу п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер по оформлению земельного участка в муниципальную собственность, и возлагает на него обязанность в срок до 01.04.2023 оформить в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным в 600 м северо-западнее от пос. Первомайский.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 600 ░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.04.2023 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 600 ░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 16.06.2022 ░ 16:50

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-324/2022 ~ М-251/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Каргапольского района
Ответчики
Администрация Сосновского сельсовета Каргапольского района
Другие
Администрация Каргапольского муниципального округа Курганской области
Администрация Каргапольского района
Суд
Каргапольский районный суд Курганской области
Судья
Гомзякова Ирина Юрьевна
Дело на сайте суда
kargapolsky--krg.sudrf.ru
04.05.2022Регистрация административного искового заявления
04.05.2022Передача материалов судье
06.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
06.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
16.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.05.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.05.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.05.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.06.2023Судебное заседание
07.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
21.07.2023Дело оформлено
27.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее