Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-693/2023 ~ М-513/2023 от 24.03.2023

Административное дело № 2а-693/2023

(УИД 30RS0005-01-2023-00020-43)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 мая 2023 г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего Куликовой М.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсуновой Ю.А., с участием представителя административного истца Ахмедовой З.Т., административного ответчика Симикина Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Знаменске Астраханской области в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области административное дело по административному исковому заявлению главы муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» Глотова О.И. к заместителю прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области Симикину Г.А. о признании незаконным предостережения о недопустимости нарушения закона от 27 февраля 2023 г. № 20-2023,

УСТАНОВИЛ:

глава муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» Глотов О.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене предостережения о недопустимости нарушения закона, направленного ему 27 февраля 2023 г. и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области Симикиным Г.А.

В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что администрацией муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (далее- администрация ЗАТО Знаменск») согласно статье 16 (часть 1 пункт 7) Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории ЗАТО Знаменск для населения, проживающего в жилых районах «Знаменский», «Ракетный» организовано транспортное обслуживание по регулируемому и нерегулируемым тарифам. Основания для транспортного обеспечения обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях и проживающих в жилых районах «Знаменский» и «Ракетный» в виде бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно согласно положениям части 2 статьи 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отсутствуют, поскольку указанные районы не являются самостоятельными населенными пунктами и входят в состав одного муниципального округа- ЗАТО Знаменск. При этом, оспариваемое предостережение нарушает права и свободы административного истца, так как незаконно возлагает обязанность на орган местного самоуправления по организации перевозок обучающихся образовательных организаций лиц школьным автобусом, и не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку не конкретизировано, содержит общие фразы и объявлено при отсутствие достоверных сведений о готовящихся противоправных деяниях.

К участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена Астраханская областная прокуратура, в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство образования и науки Астраханской области.

Представитель административного истца Ахмедова З.Т. в судебном заседании административные исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно пояснив, что жилые районы «Знаменский», «Ракетный» расположены в степной зоне за пределами пропускного пункта ЗАТО Знаменск, поэтому в связи с их отдаленным расположением от образовательных учреждений муниципальным бюджетным учреждением ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» была организована льготная (бесплатно за счет бюджетного учреждения) перевозка обучающихся на транспорте общего пользования. 24 января 2023 г. в администрации ЗАТО Знаменск с участием, в том числе главы ЗАТО Знаменск, прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области, проведено рабочее совещание по вопросу правового регулирования мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу, в ходе которого решено разработать проект решения Совета ЗАТО Знаменск, регулирующего предоставление указанных мер социальной поддержки обучающимся в государственных и муниципальных образовательных организациях и проживающих в жилых районах «Знаменский» «Ракетный». 3 февраля 2023 г. такой проект решения Совета ЗАТО Знаменск направлен в прокуратуру ЗАТО г. Знаменска для проведения антикоррупционной экспертизы, 9 февраля 2023 г. получено положительное заключение. Несмотря на предпринятые меры, и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменска Симикиным Г.А. 27 февраля 2023 г. в адрес главы ЗАТО Знаменск Глотова О.И. объявлено оспариваемое предостережение. 2 марта 2023 г. Советом ЗАТО Знаменск утверждено Положение о создании условий для предоставления транспортных услуг населению, которым, в том числе регламентирован бесплатный проезд общим транспортом обучающимся в государственных и муниципальных образовательных организациях и проживающих в жилых районах «Знаменский» «Ракетный» до образовательных организаций и обратно к месту жительства. Просила обратить внимание, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на орган местного самоуправления обязанности по организации транспортного обеспечения обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях специализированными школьными автобусами в случае проживания обучающихся в одном муниципальном округе, а жилые районы «Ракетный» и «Знаменский», несмотря на отдаленное расположение от города, не являются самостоятельными населенными пунктами.

Административный ответчик и представитель второго административного ответчика по доверенности в одном лице Симикин Г.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснив, что жилые районы «Ракетный» и «Знаменский» действительно входят в состав одного муниципального округа, но располагаются за пределами г. Знаменска на расстоянии 7 и 15 километров в степной зоне, не имеют самостоятельной инфраструктуры, в силу чего нарушены пределы пешеходной доступности обучающихся до образовательных организаций, установленные пунктом 2.1.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее- СП 2.4.3648-20). В январе 2023 г. прокуратурой ЗАТО г. Знаменска выявлены публикации в социальной сети «ВКонтакте» жителей жилых районов «Ракетный» и «Знаменский» г. Знаменска, обеспокоенных вопросом транспортного обеспечения своих детей до образовательных организаций и обратно к месту жительства, об организации платной перевозки обучающихся, в связи с чем, прокурором ЗАТО г. Знаменска принято решения о проведении проверки. 24 января 2023 г. в ходе рабочего совещания, проведенного в администрации ЗАТО г. Знаменска с участием прокурора принято решение об организации льготных перевозок обучающихся и проживающих в жилых районах «Ракетный» и «Знаменский» ЗАТО Знаменска, 3 февраля 2023 г. в прокуратуру направлен проект решения Совета ЗАТО Знаменск о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, который прошел антикоррупционную экспертизу, о чем 9 февраля 2023 г. сообщено в администрацию ЗАТО г. Знаменска. Поскольку до 27 февраля 2023 г. проект не был реализован в правовой акт, прокуратурой в адрес главы администрации ЗАТО Знаменск объявлено предостережения о недопустимости нарушения закона. Обратил внимание, что, несмотря на то, что проект решения Совета ЗАТО Знаменск получил положительное решение, такие действия являлись лишь начальным этапом реализации прав обучающихся на льготное транспортное обеспечение, поэтому им (Симикиным Г.А.), исполняющим обязанности прокурора ЗАТО г. Знаменска, была выбрана форма прокурорского реагирования в виде предостережения. Также отметил, что предостережение выносится с целью предостеречь должностное лицо от возможного в будущем нарушения закона. Оспариваемое предостережение содержит положение о недопустимости нарушения прав детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях и проживающих в жилых районах «Знаменский», «Ракетный» ЗАТО Знаменска, на бесплатное обучение в рамках доступности образовательных организаций, в данном конкретном случае на бесплатной проезд к образовательным организациям и обратно к месту жительства, что подтверждается положительным заключением проведенной прокуратурой антикоррупционной экспертизой проекта решения Совета ЗАТО Знаменск. Настаивает, что главой ЗАТО г. Знаменска Глотовым О.И. в связи с предпринятыми действиями не допущено нарушение закона, а потому предостережение не влечет последствий в виде привлечения к предусмотренной законом ответственности.

Второй административный ответчик Астраханская областная прокуратура и заинтересованное лицо Министерство образования и науки Астраханской области о времени и месте судебного разбирательства административного дела в судебном заседании извещены надлежащим образом судебным извещением в соответствие с частью 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Представителем Министерства образования и науки Астраханской области по доверенности Фирсовой О.В. представлено в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя исполнительного органа государственной власти Астраханской области в сфере образования.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя административного истца Ахмедову З.Т., административного ответчика и представитель второго административного ответчика Симикина Г.А., исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 стати 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 22 и статья 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно пункту 1.4 указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» (далее - указание) предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам.

Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур предписано обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении (пункт 3 указания); применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности, а также разъяснять должностным лицам, что предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд (пункт 4 указания).

Судом установлено, что жилые районы Ракетный» и «Знаменский» ЗАТО Знаменск расположены за пределами города Знаменска и контрольно-пропускного пункта на расстоянии 7 и 15 километров соответственно в степной зоне, в пределах жилых районов проживает 61 ребенок, самостоятельной инфраструктуры жилые районы не имеют, в связи с чем, муниципальным бюджетным учреждением ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» была организована льготная (бесплатно за счет бюджетного учреждения) перевозка обучающихся на транспорте общего пользования.

24 января 2023 г. в администрацию Губернатора Астраханской области поступили многочисленные коллективные обращения жителей жилых районов «Ракетный» и «Знаменский» ЗАТО Знаменск по вопросу организации бесплатного транспортного обеспечения детей к месту образовательных организаций и обратно к месту жительства. Как следует из текста данных сообщений, основанием для обращения послужило опубликованная администрацией ЗАТО Знаменск на официальном сайте в сети Интернет информация об организации с 1 февраля 2023 г. перевозки школьников, проживающих в указанных районах ЗАТО Знаменск, на платной основе, при том, что ранее плата за проезд с детей не взималась (л.д.91, 93, 94-108).

Администрацией Губернатора Астраханской области приведенные выше обращения граждан направлены прокурору ЗАТО г. Знаменска для принятия мер прокурорского реагирования в части доводов граждан о действиях (бездействии) главы администрации ЗАТО Знаменск (л.д.92).

24 января 2023 г. в администрации ЗАТО Знаменск с участием, в том числе главы ЗАТО Знаменск, прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области, проведено рабочее совещание по вопросу правового регулирования мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу, в ходе которого решено разработать проект решения Совета ЗАТО Знаменск, регулирующего предоставление указанных мер социальной поддержки обучающимся в государственных и муниципальных образовательных организациях и проживающих в жилых районах «Знаменский», «Ракетный» (л.д.208-210).

7 февраля 2023 г. прокурором ЗАТО г. Знаменск приняты решения о проведении проверки в деятельности муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство», администрации ЗАТО Знаменск (л.д.88,89).

В ходе проверки выявлены публикации в сети Интернет администрацией муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» об осуществлении с 1 февраля 2023 г. платной перевозки школьников к месту обучения и обратно по маршруту в жилых районах «Ракетный» и «Знаменский», а также публикации в социальной сети «ВКонтакте» жителей жилых районов «Ракетный» и «Знаменский» ЗАТО Знаменска, обеспокоенных вопросом транспортного обеспечения своих детей до образовательных организаций и обратно к месту жительства (86-87).

7 февраля 2023 г. в прокуратуру г. Знаменска Астраханской области поступил проект решения Совета ЗАТО Знаменск «Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения на территории ЗАТО Знаменск» для проведения антикоррупционной экспертизы (л.д.207).

Как пояснил представитель административного истца, 9 февраля 2023 г. в администрацию поступило положительное решение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы.

13 февраля 2023 г. администрацией ЗАТО Знаменск в прокуратуру направлены истребованные в рамках проверки документы с разъяснительным письмом, в котором указано, что указанный выше проект Совета ЗАТО Знаменск также направлен в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Астраханской области для проведения правовой и бюджетной оценки (л.д.31).

27 февраля 2023 г. и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области Симикиным Г.А. главе ЗАТО Знаменск Глотову О.И. объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона (л.д.9-11).

Названное предостережение применено в целях недопустимости нарушения:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 40 которого предусмотрено транспортное обеспечение обучающихся, включающее организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте;

- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статьей 4 (пункт 1) которого установлено, что целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В предостережении приведена территориальная доступность образовательных организациях по отношению к жилым районам «Ракетный» и «Знаменский» ЗАТО Знаменск (7 и 15 километров соответственно), а также разъяснения о перевозке детей школьным автобусом, изложенные в Методических рекомендациях об организации перевозок обучающихся в образовательные организации, разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации (пункт 1.3); нормы СП 2.4.3648-20, которым в пункте 2.1.2 установлены требования к расстоянию от организаций, реализующих программы дошкольного образования, до жилых зданий. Так, расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.

2 марта 2023 г. Решением Совета ЗАТО Знаменск № 17 утверждено Положение о создании условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения на территории ЗАТО Знаменск», в разделе разделу IV (пункт 10) которого определено, что при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории ЗАТО Знаменск обучающиеся образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, проживающие в жилых районах «Знаменский» и «Ракетный», ежегодно в период с 1 сентября по 30 июня имеют право на бесплатный проезд на автомобильном транспорте до образовательных организаций и обратно к месту жительства (л.д.43-49).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории «Сириус», содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

В главе 4 названного Закона содержатся основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, к числу которых часть 1 статьи 40 относит транспортное обеспечение обучающихся, что включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

В силу части 2 статьи 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (пункт 1.2).

Пунктом 2.1.2 Правил установлено расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, до жилых зданий, которое должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и к ним относятся в том числе:- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что жилые районы «Ракетный» и «Знаменский» расположены в границах одного муниципального округа, но за пределами г. Знаменска в степной зоне; расстояние от ближайших организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего и среднего общего образования, до жилых зданий, расположенных в жилых районах «Ракетный» и «Знаменский», превышает 7 и 15 километров, что не соответствует требованиям СП 2.4.3648-20.

При этом, территориальная доступность муниципальных образовательных организаций, создаваемых органами местного самоуправления городского округа в рамках исполнения возложенных на него полномочий по организации общеступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам обеспечивается их созданием в достаточном количестве и расположением в пешеходной доступности для обучающихся, проживающих на соответствующих частях территории муниципального образования.

В рамках прокурорской проверки и в ходе судебного разбирательства представителем истца не опровергнута затрудненность реализации обучающимися, проживающими в жилых районах «Ракетный» и «Знаменский» ЗАТО Знаменск, конституционного права на получение общедоступного основного общего образования, что свидетельствует об объективной необходимости создания таким обучающимся дополнительных гарантий физической доступности образования.

Оспариваемое предостережение фактически содержит напоминание о создании дополнительных гарантии посредством организации бесплатной перевозки обучающихся, проживающих в жилых районах «Ракетный» и «Знаменский» ЗАТО Знаменск.

Доводы представителя административного истца о понуждении администрации ЗАТО Знаменск в оспариваемом предостережении на организацию специализированных перевозок школьным автобусом несостоятельны, поскольку, в данном случае предостережение вынесено в рамках проверки по обращениям жителей жилых районов «Ракетный» и «Знаменский», обеспокоенных введением платы за проезд детей к образовательным организациям, и в ходе рабочего совещания с участием и главы ЗАТО Знаменск, и прокурора ЗАТО г. Знаменск решался вопрос о бесплатных перевозках школьников, проживающих в отдаленных районах ЗАТО Знаменск, общественным транспортом, соответственно административный истец был осведомлен о характере и сути существующей проблемы, способе ее разрешения.

В свою очередь, прокурор ЗАТО Знаменск, принимая положительное решение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта Решения Совета ЗАТО Знаменск «Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения на территории ЗАТО Знаменск», фактически согласился с действиями главы ЗАТО Знаменск по принятию определенных мер социальной поддержки в виде бесплатного льготного проезда обучающихся.

Административный ответчик в ходе рассмотрения спора по существу пояснил, что в 2020 г. Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области на основании распоряжения от 27 января 2020 г. № 51 администрации ЗАТО Знаменск безвозмездно в муниципальную собственность переданы два школьных автобуса, которые до настоящего времени по назначению не используются. Вместе с тем, подтвердил, что оспариваемое предостережение содержит положение о недопустимости нарушения прав детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях и проживающих в жилых районах «Знаменский» «Ракетный» ЗАТО Знаменска, на бесплатное обучение в рамках доступности образовательных организаций. Принятое решением Совета ЗАТО Знаменск Положение о создании условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения на территории ЗАТО Знаменск отвечает реализации мер социальной поддержки учащимся в рамках общедоступного бесплатного образования, а потому главой ЗАТО г. Знаменска Глотовым О.И. в связи с предпринятыми действиями не допущено нарушение закона.

Таким образом, и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменска Симикин Г.А., выявив нарушения закона, предостерег об его недопустимости именно главу ЗАТО Знаменск как высшее должностное лицо, наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Предостережение как средство особой целевой направленности имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер, его цель - предупреждение совершения правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.

Нельзя согласиться с доводами административного истца и о том, что предостережение не является мотивированным, поскольку выводы прокурора основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в предостережении. При этом, именно глава ЗАТО Знаменск должен самостоятельно определить тот спектр действий, которые ему следует выполнить в целях предупреждения возможных правонарушений.

Ссылка в предостережении на Методические рекомендации об организации перевозок обучающихся в образовательные организации, разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации не позволяет сделать вывод о возложении обязанности на орган местного самоуправления обязанности по организации специализированных перевозок школьным автобусом, поскольку рекомендации не являются по своей правовой природе нормативным правовым актом, имеют рекомендательный характер, не создают новых правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц.

Представитель административного истца относительно школьных автобусов пояснила, что они были получены в муниципальную собственностью и переданы на баланс муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство», затем переоборудованы в пассажирские автобусы для осуществления перевозок жителей ЗАТО Знаменск общественным транспортом (л.д.116-120).

Безосновательны также суждения административного истца и его представителя об отсутствии необходимости объявления предостережения, поскольку прокурору ЗАТО г. Знаменска был представлен разработанный проект нормативного правого акта, который прошел антикоррупционную экспертизу,

Исходя из выше перечисленных документов, после получения 9 февраля 2023 г. положительного заключения проекта Решения Совета ЗАТО Знаменск по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, данный проект не был незамедлительно направлен в Совет, поскольку, в том числе, ожидал согласования с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Астраханской области (л.д.31-33, ответ № 7).

Вместе с тем, согласно представленному информационному письму первого заместителя Министра финансов Астраханской области от 20 февраля 2023 г. № 102-04-211/1102, в ответ на направленный администрацией проект Совета ЗАТО Знаменск для согласования, разъяснено, что согласование с Министерством финансов Астраханской области такого проекта не требуется, поскольку в соответствие с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа (л.д.79-80).

Согласно информационному письму первого заместителя министра Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2023 г. № 06-10-09/17043, в соответствие с законодательством органы местного самоуправления муниципальных образований с любым уровнем дотационности праве оказывать гражданам социальную помощь и социальную поддержку в случае принятия местной администрацией соответствующих муниципальных актов (л.д.82-84).

Таким образом, глава ЗАТО Знаменск вправе и обязан был незамедлительно направить проект в Совет ЗАТО Знаменск без предварительного согласования с Министерством финансов Российской Федерации и с Министерством финансов Астраханской области, учитывая, что в открытом доступе для граждан была размещена информация об организации с 1 февраля 2023 г. платной перевозки для учащихся, проживающих в жилых районах «Ракетный» и «Знаменский» ЗАТО Знаменск.

В данном случае существовала вероятность, что до принятия нормативного правового акта муниципальное бюджетное учреждение ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» в отсутствие возложенной на него законом обязанности прекратит бесплатное транспортное обеспечение, либо нормативный правовой акт будет отклонен и такие дети вовсе не получат дополнительные социальные гарантии в виде льготного проезда общественным транспортом.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменска провел проверку и вынес предостережение в адрес главы администрации ЗАТО Знаменск в рамках своих полномочий, оснований для признания предостережения незаконным, нарушающим права и законные интересы административного ответчика, не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 174-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. , ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2023 ░. № 20-2023,- ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░ 2023 ░.

░░░░░:                              ░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-693/2023 ~ М-513/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Глава МО "Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области" Глотов Олег Иванович
Ответчики
Заместитель прокурора города Симикин Георгий Анатольевич
Астраханская областная прокуратура
Другие
Министерство образования и науки Астраханской области
Суд
Ахтубинский районный суд Астраханской области
Судья
Куликова Марина Дмитриевна
Дело на сайте суда
ahtubinsky--ast.sudrf.ru
24.03.2023Регистрация административного искового заявления
24.03.2023Передача материалов судье
28.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
28.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Подготовка дела (собеседование)
07.04.2023Подготовка дела (собеседование)
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2023Судебное заседание
25.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2023Дело оформлено
24.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее