Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3115/2023 ~ М-2614/2023 от 05.09.2023

УИД 11RS0002-01-2023-003196-39 дело № 2а-3115/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре судебного заседания Горчаковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 ноября 2023 года в городе Воркуте административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес>, ФИО1 по <адрес>, начальнику ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> ФИО6, врио начальнику ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> ФИО2 В.Д. о признании незаконными действий по постановке на профилактический учет и о возложении обязанности,

установил:

ФИО3 обратился в суд административным исковым заявлением о признании незаконным действий по постановке на профилактический учет, возложении обязанности устранить нарушение, в обоснование которого указал, что в период его содержания в ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> в качестве подсудимого, на основании протокола ... от <дата> он был незаконно постановлен на профилактический учет как лицо склонное к совершению поджогов и лицо склонное к нападению на сотрудников администрации учреждения. С приведенным решением администрации следственного изолятора не согласен, поскольку для постановки его на профилактический учет не имелось предусмотренных законом оснований.

Определением суда от <дата> к участию в административном деле в качестве административных ответчиков привлечены ФИО1 по <адрес>, начальник ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> ФИО6

Определением суда от <дата> к участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечен врио начальника ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> ФИО2 В.Д.

Определением суда от <дата> к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник оперативного отдела ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> ФИО7

Административный истец ФИО3 в судебном заседании посредством систем видеоконференцсвязи исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес>, ФИО2 по <адрес> по доверенности ФИО8 и заинтересованное лицо начальник оперативного отдела ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признали, утверждая, что в рассматриваемом случае имелись правовые основания для постановки истца на профилактический учет, в связи с чем, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Административные ответчики начальник ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> ФИО6, врио начальника ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> ФИО2 В.Д., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, участия в судебном заседании не принимали, участие своих представителей не обеспечили. В письменных возражениях административные ответчики начальник ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> ФИО6, врио начальника ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> ФИО2 В.Д. исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать.

Согласно части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения административного истца, доводы представителя административных ответчиков и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьёй 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от <дата> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 Федерального закона от <дата> № 103-ФЗ).

Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, устанавливается Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> ... (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктами 2, 4 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), посредством комплекса профилактических мероприятий; деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).

Согласно пункту 5 Инструкции профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).

Основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8 Инструкции).

Пунктом 14 Инструкции предусмотрено, что в учреждениях УИС подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем, в том числе сбора информации, полученной сотрудниками подразделений оперативного отдела, заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Согласно пункту 24 Инструкции на профилактический учет, в частности, берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, склонные к совершению поджогов.

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными; сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС (пункты 26, 27 Инструкции).

Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным. Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (пункты 29, 30 Инструкции).

По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии. Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись (пункты 33, 34 Инструкции).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, ФИО3 содержался в ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> в период с <дата> по <дата>, в процессуальном статусе (обвиняемого) подсудимого.

<дата> начальником оперативного отдела ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> ФИО7 составлен рапорт на имя врио начальника ФКУ СИЗО-3 ФИО2 В.Д., из которого следует, что в ходе проведения обыскных мероприятий <дата> в отношении ФИО3 в здании сборного отделения следственного изолятора, примерно в 11 часов 30 минут обвиняемый ФИО3 высказал намерения причинить насилие в отношении начальника оперативного отдела СИЗО-3 ФИО7, а именно «я вот смотрю на тебя, и думаю за сколько секунд я бы оторвал тебе голову…», и в это же время ФИО3 сказал, что ему нужны спички для того, чтобы поджечь камеру следственного изолятора. Проведение обыскных мероприятий в отношении обвиняемого ФИО3 и высказанные им намерения фиксировались на переносной видеорегистратор ...-дсп.

В связи с приведенными обстоятельствами, начальник оперативного отдела ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> ФИО7 в рапорте указывал о целесообразности постановки обвиняемого ФИО3 на профилактический учет, как лицо склонное к нападению на представителей администрации учреждения и иных сотрудников правоохранительных органов и склонное к совершению поджогов.

Указанный рапорт завизирован врио начальника ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> ФИО2 В.Д. <дата>.

В соответствии с актом просмотра видеозаписи от <дата>, произведенной на персональное носимое устройство регистрации информации «Dozor-78» ...-дсп, подтвержден факт высказываний угрожающего характера обвиняемым ФИО3 в адрес начальника оперативного отдела ФКУ СИЗО-3 ФИО7, и высказываний о его намерениях совершить поджог камеры, в которой он будет содержаться.

В справке по результатам аудиовизуальной диагностики ФИО3 от <дата> содержится вывод о необходимости постановки обвиняемого ФИО3 на профилактический учет.

Указанные сведения представлены на рассмотрение Комиссии по проведению профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в следственном изоляторе ФКУ СИЗО-3 ФИО2 по <адрес> <дата>.

Согласно протоколу ... от <дата> заседания Комиссии по проведению профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в следственном изоляторе, рассмотрев вопрос о постановке ФИО3 на профилактический учет, комиссия решила поставить его на профилактический учет как лицо склонное к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, склонное к совершению поджогов, сроком на 6 месяцев.

Административный истец ФИО3, присутствовавший лично на заседании комиссии, отказался от каких-либо доводов в свою защиту.

С выпиской из протокола ... от <дата> обвиняемый ФИО3 ознакомлен лично под собственноручную подпись.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В рассматриваемом административном деле такая совокупность приведенных обстоятельств и условий судом не установлена.

Порядок постановки на профилактический учет обвиняемого ФИО3, как лица, склонного к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов и лица, склонного к совершению поджогов, установленный Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> ..., был соблюден, его нарушений не было допущено, нормативно-правовые требования, регулирующие спорные правоотношения, не нарушены.

Помимо этого, постановка на указанный профилактический учет не свидетельствует о нарушении прав и свобод административного истца, поскольку основной целью такого профилактического учета является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе и в отношении обвиняемых, посредством системы профилактических мероприятий, осуществляемых сотрудниками учреждений, что следует рассматривать как составную часть профилактической работы среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых.

При установленных фактических обстоятельствах дела и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии достаточной совокупности условий для удовлетворения административного иска, поскольку судом не установлено нарушения норм действующего законодательства, которые бы указывали о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем, приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа по существу в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО3 в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░ ░░░░-3 ░░░2 ░░ <░░░░░>, ░░░1 ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-3 ░░░2 ░░ <░░░░░> ░░░6, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-3 ░░░2 ░░ <░░░░░> ░░░2 ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░     

    

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ 30 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3115/2023 ~ М-2614/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чернокнижный Роман Владимирович
Ответчики
Начальник ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми
Управление ФСИН России по Республике Коми
ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми
Врио начальник ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми - Иванов В.Д
Другие
Начальник оперативного отдела ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми-Егоров И.Н.
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Попов Владислав Васильевич
Дело на сайте суда
vktsud--komi.sudrf.ru
05.09.2023Регистрация административного искового заявления
06.09.2023Передача материалов судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее