Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2020 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Орловой И.А.,
при секретаре Свечниковой А.В.,
с участием представителя истца Соловьева Д.В. по доверенности Козянко В.Ю.,
представителя ответчика ГУ – УПФ РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Карапетян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (производство №2а-77/20) по административному иску Соловьева Дмитрия Владимировича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскании расходов по уплате госпошлины,
установил:
Соловьев Д.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскании расходов по уплате госпошлины. В обоснование заявленных требований указал, что с 28.02.2008г. по 10.10.2017г. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. За период осуществления предпринимательской деятельности им были произведены перечисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд РФ в г. Туле.
Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год (форма 3-НДФЛ) сумма его дохода составила 104339873,88 руб., расходы составили 103743498,49 руб., в связи, с чем налоговая база составила 596375,39 руб.
Указал, что осуществил оплату страховых взносов за 2014г. при величине дохода превышающего 300 000 рублей из следующего расчета:
104339873,88 руб. – 300000 руб. = 104039873,88 руб. х 1%, что составляет 1040398,74 руб. При этом максимальный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в 2014 году составлял 138627,84 руб. (5554 руб. (МРОТ) х 8 х 26% х 12 в соответствии со ст.14 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ).
02.04.2015г. им был уплачен начисленный фиксированный страховой взнос на обязательно пенсионное страхование в фиксированном размере за 2014 год с суммы дохода, превышающей 300000 руб., в размере 121300 руб.
Согласно налоговой декларации по форме 3 НДФЛ за 2014г. размер дохода физического лица с учетом уменьшения на величину фактически произведенных расходов, связанных с извлечением дохода (налоговая база), составил 596375,39 руб. Соответственно величина дохода за расчетный период – 2014 год – свыше 300000 руб. составила 296375.39 руб. размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование с суммы дохода, превышающей 300000 руб., должен составлять 2963, 75 руб.
Соответственно истцом были излишне уплачены денежные средства в размере 118336,25 руб. = 121 300 руб.(сумма страховых взносов, оплаченная истцом) – 2963,75 руб.
Им была представлена уточненная налоговая декларация по форме 3 НДФЛ за 2015 год. Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 год общая сумма доходов индивидуального предпринимателя составила 50549105,20 руб., расходы составили 50291252,81 руб., в связи, с чем налоговая база составила 257852,39 руб.
Указал, что им за 2015г. были оплачены страховые взносы из следующего расчета без учета фактически произведенных расходов:
50549105,20 руб. – 300000 руб. = 50249105,20 руб. х 1%, что составляет 502491,10 руб. При этом максимальный размере страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в 2015 г. составлял 148886,40 руб. (5965 руб.(МРОТ) х 8 х 26% х 12 в соответствии со ст.14 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ).
12.01.2016г. им был уплачен начисленный фиксированный страховой взнос на обязательно пенсионное страхование в фиксированном размере за 2015 год с суммы дохода, превышающей 300000 руб., в размере 130275,60 руб.
Согласно налоговой декларации по форме 3 НДФЛ за 2015г. размер дохода физического лица с учетом уменьшения на величину фактически произведенных расходов, связанных с извлечением дохода (налоговая база), составил 257852,39 руб. Соответственно величина дохода за расчетный период – 2015 год – не превысила 300000 руб. Таким образом, в 2015 году отсутствует обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленная п.п.2 п.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Соответственно истцом были излишне уплачены денежные средства в размере 130275,60 руб.
Общая сумма страховых взносов, излишне уплаченная истцом за 2014-2015г.г. составляет 248611,85 руб.=118336,25 руб. + 130275,60 руб.
С учетом Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П общая сумма в размере 248611,85 рублей не должна была им уплачиваться, в связи, с чем подлежит возврату. Соловьев Д.В. обратился к ответчику с требованием о перерасчете страховых взносов. Однако получила отказ.
На основании изложенного просил обязать ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014г. в размере 118336,25 руб., за 2015г. в размере 130275,60 руб.
Административный истец Соловьев Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, доверил представление интересов в суде Козянко В.Ю.
Представитель административного истца Соловьева Д.В. по доверенности Козянко В.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить с учетом уточненного расчета. Просила взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Представитель административного ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Карапетян Л.Л. в судебном заседании представила письмо, в котором указала, что общая сумма излишне уплаченных истцом денежных средств за 2014 г.-2015г. составляет 239594,62 руб. Также полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку заявленные обстоятельства имели место быть до Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П.
В соответствии со ст.150 КАС РФ судом рассмотрено дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя административного истца Соловьева Д.В. по доверенности Козянко В.Ю., возражения представителя административного ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Карапетян Л.Л., изучив письменные материалы административного дела, суд считает исковые требования истца Соловьева Д.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физически лица, не признаваемые 4 индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона о страховых взносах, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориями плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательно социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. Статьей 18 Закона о страховых взносах (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о страховых взносах (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу ч. 1.1 ст. 14 Закона о страховых взносах размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно п.п. 1 и 4 ч. 8 ст. 14 Закона о страховых взносах в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом, в частности, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ определено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 221 НК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Из материалов дела следует, что Соловьев Д.В., будучи индивидуальным предпринимателем в 2014 и 2015 годах производил исчисление и уплату страховых взносов с суммы дохода превышающего 300 000 руб. исходя из суммы полученного дохода без учета произведенных расходов.
Данное обстоятельство привело к тому, что истцом за 2014 год были излишне уплачены страховые взносы в общей сумме 118335,61 руб. Расчет произведен исходя из разницы между размерами фактически уплаченных и подлежащих уплате за 2014г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом величины произведенных расходов, связанных с извлечением дохода расчет страховых взносов приведен ответчиком в письме от 15.01.2020г., в котором указано, что по учетным данным УФНС по Тульской области доход по ф.3-НДФЛ Соловьева Д.В. за 2014г. составляет 596375,39 руб. (доход 104339873,88 руб. – расход 103743498,49 руб.).
Страховые взносы с дохода, превышающего 300000 руб. составляют: 596375,39 руб. - 300000 руб. = 296375,39 руб. х 1% = 2963,75 руб.
Ранее начислено (без учета расходов) по страховым взносам 121299,36 руб. Оплата взносов учтена из п/п №30 от 01.04.2015г. на сумму 121299,36 руб. (остаток в сумме 0,64 руб. засчитан в счет оплаты страховых взносов на страховую часть пенсии в фиксированном размере за 2016г.
Излишне уплаченная сумма за 2014г. – 118335,61 руб. (121299,36 – 2963,75)
За 2015 год были излишне уплачены страховые взносы в общей сумме 130275,60 руб. Расчет произведен исходя из разницы между размерами фактически уплаченных и подлежащих уплате за 2015г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом величины произведенных расходов, связанных с извлечением дохода, расчет страховых взносов приведен ответчиком в письме от 15.01.2020г., в котором указано, что по учетным данным УФНС по Тульской области доход по ф.3-НДФЛ Соловьева Д.В. за 2015г. составляет 257852,39 руб. (доход 50549105,20 руб. – расход 50291252,81 руб.).
Страховые взносы с дохода, превышающего 300000 руб. не подлежат начислению.
Ранее начислено (без учета расходов) по страховым взносам 130275,60 руб. Оплата взносов учтена из п/п №3 от 11.01.2016 на сумму 130275,60 руб.
Излишне уплаченная сумма за 2015г. – 130275,60 руб.
За 2016г. у Соловьева Д.В. имеется задолженность по взносам на страховую часть пенсии в фиксированном размере в сумме – 9016,59 руб.
Общая сумма излишне уплаченных денежных средств за 2014-2015г.г. составляет 248611,21 руб. (с учетом задолженности 239594,62 руб.)
На основании ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительного того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде 7 Российской Федерации» содержащиеся в мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства являются обязательными и учитываются судами при рассмотрении споров, вытекающих их применения соответствующих законов.
Применительно к статье 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации являются одним из источников права. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П вступило в силу 02.02.2016. Таким образом, выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П, являются обязательными и подлежат учету судом. Учитывая вышеизложенное, ответчик неправомерно отказал истцу в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015г.г., в связи с чем решение ГУ-УПФР в г.Туле, изложенное в письме от 20.12.2018г. №03-11/18456 подлежит признанию незаконным. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют передачу налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст.20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении 8 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное страхование за 2014-2015г.г. должно быть принято ГУ – УПФР в городе Туле Тульской области (межрайонное). При таких обстоятельствах, суд считает возможным возложить на ГУ – УПФР в городе Туле Тульской области (межрайонное) обязанность по принятию решения о возврате 239594,62 руб. излишне уплаченных страховых взносов за отчетный (расчетный период), истекшие до 1 января 2017 года.
Определяя сумму, подлежащую возврату истцу Соловьеву Д.В., как излишне уплаченную, суд исходит из расчета, представленного ответчиком, и определяет сумму к возврату в размере 239594,62 руб.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ в пользу истца также подлежат взысканию с ответчика ГУ – УПФ РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2014-2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 239594,62 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
71RS0028-01-2019-004912-97