Решение в окончательной форме изготовлено 20 мая 2021 года (с учетом части 2 статьи 92 КАС РФ)
Дело № 2а-1998/2021
УИД 51RS0003-01-2021-002786-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Ковган Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к ФИО о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области обратилась в суд с иском к ФИО о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, которые в силу статей 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации должен был уплачивать самостоятельно.
В нарушение указанного требования административный ответчик в установленные законом сроки страховые взносы не уплатил, в связи с чем образовалась задолженность: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 года в размере 29 354 рубля, недоимка на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019 года в размере 6884 рубля.
На суммы недоимки в связи с нарушением срока уплаты страховых взносов начислены пени: на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 85 рублей 62 копейки, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 20 рублей 08 копеек.
В адрес ответчика было направлено требование от 15 января 2020 года № 2726, которое административным ответчиком не исполнено.
Просил взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам и пени.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства по последнему известному месту жительства (регистрации) по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 101 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Учитывая, что административный ответчик извещался о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в отсутствие сведений об ином месте жительства ответчика у суда не имеется процессуальных препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии со статьей 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год.
Как следует из подпунктов 1, 2 пункта 1, пункта 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рубля за расчетный период 2019 года и 8426 рублей за расчетный период 2020 года.
В силу положений статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено данной статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу пункта 1 статьи 45, пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из материалов дела следует, что ФИО 20 октября 2011 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в дальнейшем деятельность прекратил на основании соответствующего решения.
Таким образом, в период осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности административный ответчик обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Данную обязанность по уплате страховых взносов за 2019 год ФИО в добровольном порядке в установленные законом сроки не исполнил, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области в соответствии со статьями 430 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчислила сумму задолженности по страховым взносам и пени.
Задолженность административного ответчика составляет: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год - 29 354 рубля и пени 85 рублей 62 копейки, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год - 6884 рубля и пени 20 рублей 08 копеек.
Административному ответчику было направлено требование об уплате страховых взносов и пени от 15 января 2020 года № 2726 со сроком исполнения до 26 февраля 2020 года, которое в установленный срок и до настоящего времени ответчиком не исполнено.
Размеры страховых взносов, пени, указанные в требовании, административным ответчиком не оспорены, в связи с чем принимаются судом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО, являясь плательщиком страховых взносов, добровольно свою обязанность по их уплате не исполнил, как и требование налогового органа в установленный в нем срок, суд приходит к выводу, что иск Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области о взыскании с ФИО задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени, начисленные в связи с неуплатой в установленные сроки страховых взносов в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в общей сумме 36 343 рубля 70 копеек законными и обоснованными.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
Так, в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что общая сумма задолженности по страховым взносам по требованию № 2726 от 15 января 2020 года превысила 3000 рублей.
Таким образом, принимая во внимание положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая установленный срок исполнения требования об уплате страховых взносов (до 26 февраля 2020 года) иск к ФИО должен был быть предъявлен налоговым органом в суд не позднее 26 августа 2020 года.
Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 3 Ленинского судебного района города Мурманска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей с должника ФИО с пропуском указанного срока, в связи с чем определением мирового судьи от 12 октября 2020 года в принятии указанного заявления отказано, заявление возвращено в адрес взыскателя, после чего 15 апреля 2021 года последний обратился с административным иском в Ленинский районный суд города Мурманска.
Срок для обращения в суд, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является публично-правовым, в связи с чем подлежит применению судом самостоятельно, независимо от наличия соответствующего заявления административного ответчика.
Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с иском в суд. Вместе с тем каких-либо доказательств уважительности причин, объективно препятствовавших и не позволивших в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов подготовить и подать исковое заявление в суд, истцом не представлено, какое-либо обоснование причин пропуска срока в заявлении не приведено.
Таким образом, суд оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не усматривает.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░