Судья: Бочков Л.Б. гр. дело № 33-7742
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
2 августа 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Шуковой Н. М.
судей – Пинчук С. В., Балыкиной Г. В.
при секретаре – Ерошкиной А. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской областииФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области на решение Самарского районного суда г.Самара от 24 июня 2010 года, которым постановлено:
«Заявление заместителя прокурора Самарской области о признании незаконными бездействия Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области и ФБУ ИЗ - 63/3 ГУФСИН России по Самарской области по выполнению требований действующего законодательства удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области по выполнению требований ст.24 Федерального закона №103-Ф3 от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 126 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов», утвержденных приказом Минюста РФ №189 от 14.10.2005, п. 13 совместного приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ №640/190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы и заключенным под стражу», в части создания в ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области медицинской части (здравпункта) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым.
Обязать ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области создать в ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области медицинскую часть (здравпункт) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., возражения представителя прокуратура Самарской области – прокурора Чернякова Н.Н., действующего по доверенности, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Заместитель прокурора Самарской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области по выполнению требований действующего законодательства.
В обоснование заявления указал, что Приказом Министра внутренних дел РФ № 045 от 22.05.1992г. создан следственный изолятор №3 для содержания заключенных под стражу несовершеннолетних и женщин с условным наименованием ИЗ-42/3 на базе выделенных зданий и сооружений ИТК-15. Приказом начальника ГУИН по Самарской области № 191 от 03.04.2001г. следственный изолятор ИЗ-42/3 переименован в ИЗ-63/3. В ходе неоднократных проверок прокуратуры области ФБУ ИЗ-63 ГУФСИН России по Самарской области были выявлены нарушения норм закона в части оборудования в указанном учреждении медицинской части (здравпункта) для оказания необходимой медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым. По данному факту начальнику ГУФСИН России по Самарской области неоднократно вносились представления об устранении выявленных нарушений закона, однако действенных мер по их устранению до настоящего времени не принято. По мнению заявителя, ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области незаконно бездействуют, не предпринимая предписанных законом действий по созданию медицинской части в ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИ России по Самарской области, тем самым, нарушая права и интересы неопределённого круга лиц, содержащихся в данном учреждении.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, заместитель прокурора просил признать незаконным бездействие Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области по выполнению требований ст.24 Федерального закона №103-Ф3 от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 126 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов», утвержденных приказом Минюста РФ № 189 от 14.10.2005г., п. 13 совместного приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ № 640/190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы и заключенным под стражу», в части создания в ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области медицинской части (здравпункта) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым. Обязать ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области создать в ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области медицинскую часть (здравпункт) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационных жалобах Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской областииФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, считает его правильным.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ст. 254 ГПК РФ оспариванию в судебном порядке подлежат решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если данным действием (бездействием) нарушены права и свободы.
Как следует из материалов дела, Приказом Министра внутренних дел РФ № 045 от 22.05.1992г. был создан следственный изолятор №3 для содержания заключенных под стражу несовершеннолетних и женщин с условным наименованием ИЗ-42/3 на базе выделенных зданий и сооружений ИТК-15.
Приказом начальника ГУИН по Самарской области № 191 от 03.04.2001г. следственный изолятор ИЗ-42/3 переименован в ИЗ-63/3.
Приказом начальника ГУФСИН России по Самарской области № 286 от 04.07.2003г. «Об организационно-штатных вопросах» в штатное расписание ФБУ ИК-15 ГУФСИН России по Самарской области, на чьей территории размещен и функционирует ФБУ ИЗ-63/3, внесены изменения в соответствии с которыми организована медицинская часть стационаром на 17 коек со штатной численностью 26,25 единиц сотрудника. Этим же приказом для обслуживания ФБУ 63/3 прикомандированы следующие сотрудники ФБУ ИК-15: врач-терапевт, врач-стоматолог, врач-психиатр, врач-рентгенолог - 2 ед.
Приказом начальника ГУФСИН России по Самарской области № 221 от 23.05.2003г. ликвидирован здравпункт ФБУ ИЗ-63/3 со стационаром на 5 коек и в штатной численности ФБУ ИЗ-63/3 сокращено 7 должностей начальствующего состава и 1 должность гражданского персонала.
Из материалов дела также следует, что заместителем прокурора Самарской области в соответствии с ст.24 и ст.33 ФЗ «О прокуратуре РФ» 18.05.2009г. начальнику ГУФСИН России по Самарской области вынесено представление, в котором в числе прочих нарушений указывается на нарушение требований ст. 24 Федерального Закона № 103-ФЗ от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ст. 126 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов», утвержденных приказом Минюста РФ № 189 от 14.10.2005г.
В частности указывается на то обстоятельство, что медицинский осмотр подследственных ИЗ - 63/3 проводится силами сотрудников ФБУ ИК 63/15, медицинская помощь подследственным оказывается также в медсанчасти ИК 63/15, что не соответствует требованиям указанных норм.
Согласно ответу начальника ГУФСИН России по Самарской области от 22.06.2009г. № 64/11-1438 медицинское обеспечение ФБУ ИЗ 63/3 осуществляется МСЧ ФБУ ИК-15, которая имеет соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Удовлетворяя требования заместителя прокурора, суд пришел к правильному выводу, что территориальное расположение ФБУ ИЗ 63/3 на территории ФБУ ИК - 15 не могло являться основанием для ликвидации здравпункта, и соответственно штатной численности в ФБУ ИЗ 63/3 как самостоятельного учреждения в системе ФСИН России, поскольку деятельность учреждения ФБУ ИЗ 63/3 без наличия здравпункта противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц – подследственных, содержащихся в данном учреждении. Наличие здравпункта с определённой штатной численностью медицинского персонала в ФБУ ИЗ 63/3 прямо предписано законом и следует из следующих нормативных актов.
Согласно ст. 24 Федерального Закона № 103-ФЗ от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» лечебно-профилактическая и санитарно - эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях, привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством юстиции РФ, ФСБ РФ и МВД РФ.
Пунктом 126 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов», утвержденных приказом Минюста РФ № 189 от 14.10.2005г., а также пунктом 13 совместного приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ № 640/190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы и заключенным под стражу» установлено, что для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в следственных изоляторах организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением следственного изолятора.
Согласно статьи 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» N 5487-1 от 22.07.1993г., в государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 14-17 Приказа № 640/190, основными принципами и задачами деятельности медицинской части следственного изолятора является гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в СИЗО; оказание неотложной медицинской помощи; оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи; организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризации; организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; гигиеническое обучение и пропаганда здорового образа жизни.
Амбулатория медицинской части предназначена для оказания амбулаторной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждении. В состав амбулатории входят кабинеты начальника медицинской части, врачебного приема (терапевта, этизиатра, психиатра, психиатра-нарколога, стоматолога и другие кабинеты), доврачебного приема (фельдшера, медсестры), физиотерапевтический, процедурный, вспомогательные диагностические, в т.ч. функциональной диагностики, рентгенологический, флюорографический. В амбулатории оделяются и оборудуются помещения для лаборатории, перевязочных, для хранения лекарств, для ожидания приема.
Согласно п. 1.1 Приказа Директора ФСИН России № 154 от 17.03.2008г. «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний» (далее Приказ №154), в медицинских частях (здравпунктах) следственных изоляторов с лимитом наполнения менее 471 человека вводятся 3 должности врачей, в том числе, 1 должность врача-психиатра (психотерапевта) и 0,5 должности врача-стоматолога (зубного врача).
Довод представителей Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской областииФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области о том, что данная структура является примерной и соответственно позволяет осуществлять медицинское обслуживание подследственных силами медицинского персонала колонии, - суд правильно не принял во внимание, указав, что «примерность» структуры даёт право определить самостоятельно структуру и штатную численность (не менее установленных нормативов), но не освобождает от обязанности иметь в структуре медицинскую часть.
При этом отсутствие соответствующего финансирования необходимых штатных единиц, как правильно указал суд, также не освобождает государственный орган от прямо возложенных на него законом обязанностей.
Поскольку оспариваемое бездействие по своей сути носит длящейся характер, суд правильно не принял во внимание доводы о пропуске прокурором установленного ст. 256 ГПК РФ срока на обращение в суд с такими требованиями.
При наличии указанных обстоятельств суд правильно удовлетворил требования заместителя прокурора Самарской области и признал незаконным бездействие Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области по выполнению требований ст.24 Федерального закона №103-Ф3 от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 126 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов», утвержденных приказом Минюста РФ №189 от 14.10.2005, п. 13 совместного приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ №640/190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы и заключенным под стражу», в части создания в ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области медицинской части (здравпункта) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым и обязал ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области создать в ФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области медицинскую часть (здравпункт) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым
Доводы кассаторов в кассационных жалобах о незаконности и необоснованности принятого судом решения – не состоятельны по мотивам, изложенным выше.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно и обоснованно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Самарского районного суда г.Самара от 24 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской областииФБУ ИЗ-63/3 ГУФСИН России по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-