Дело № 2а-1315/2023
39RS0004-01-2023-000566-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2023 года
Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:
Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. 3.
При секретаре Потаповой В. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УФНС России по Калининградской области к Мкртчяну Грайру Мартуновичу о взыскании задолженности по налогам, пени
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по Калининградской области обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Мкртчяну Г.М.
Ссылаясь на положения ст. ст. 23, 45, 52, 357, 358 НК РФ указывают, что согласно данным, полученным от органа, осуществляющего регистрацию транспортных средств, в налоговом периоде 2016-2019 г. за административным ответчиком были зарегистрированы транспортные средства, отраженные в налоговых уведомлениях № от 04.07.2018, № от 04.07.2019, № от 03.08.2020, направленных в адрес налогоплательщика заказными письмами.
В связи с неуплатой налогов в законно установленные сроки налоговым органом выставлены требования об уплате налога № от 11.02.2019, № от 25.06.2020, № от 20.06.2021, направленные административному ответчику.
Требования в добровольном порядке не исполнены.
На основании заявления налогового органа мировым судьей <адрес> вынесен судебный приказ от 14.06.2022 по делу № в отношении Мкртчяна Г.М., который отменен мировым судьей 28.09.2022 года на основании поданных ответчиком возражений относительно его исполнения, однако по данным налогового органа задолженность по транспортному налогу погашена не была.
Просят взыскать с Мкртчяна Г. М. транспортный налог с физических лиц: за 2016 год в размере 410,00 руб. и пени в размере 07,26 руб., за 2017 год в размере 410,00 руб. и пени в размере 07,26 руб., за 2018 год в размере 410,00 руб. и пени в размере 16,63 руб., за 2019 год в размере 410,00 руб. и пени в размере 12,34 руб., всего на общую сумму 1683,49 руб.
Представители административного истца УФНС России по Калининградской области, административный ответчик Мкртчян Г.М. в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно положениям ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 2 и ч. 6 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, установленные НК РФ.
На основании ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).
Как следует из налогового уведомления № от 04.07.2018 года, направленного Мкртчяну Г.М. 15.07.2018 заказным письмом (л.д. 12), Мкртчяну Г. М. исчислен транспортный налог за налоговый период 2016 год на транспортные средства: автомобиль марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № за 12 месяцев в размере <данные изъяты> руб., автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № за 12 месяцев в размере <данные изъяты> руб., и за налоговый период 2017 год на вышеуказанные транспортные средства в аналогичном размере за каждое за 12 месяцев.
Согласно налоговому уведомлению № от 04.07.2019 года, направленного Мкртчяну Г.М. 14.07.2019 заказным письмом (л.д. 16 оборот), Мкртчяну Г.М. исчислен транспортный налог за налоговый период 2018 год на автомобиль марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № за 12 месяцев в размере <данные изъяты> руб., автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак № за 12 месяцев в размере <данные изъяты> руб.
Как следует из налогового уведомления № от 03.08.2020 года, направленного 07.10.2020 заказным письмом (л.д. 20 оборот), Мкртчяну Г.М. исчислен транспортный налог за налоговый период 2019 год на транспортные средства: автомобиль марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № за 12 месяцев в размере <данные изъяты> руб., автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № за 12 месяцев в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 20).
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате налогов в установленный законом срок, налоговым органом в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, Мкртчяну Г.М. выставлены требования:
- № об уплате налога, сбора, страховых взносов, штрафа, процентов по состоянию на 11.02.2019 года, направленное заказной почтовой корреспонденцией Мкртчяну Г.М. 24.02.2019, которым истребован к оплате транспортный налог по сроку уплаты 03.12.2018 (за 2016,2017 год) в размере <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб. Срок уплаты по требованию - до 08.04.2019 года (л.д. 13-15).
- № об уплате налога, сбора, страховых взносов, штрафа, процентов по состоянию на 25.06.2020 года, направленное заказной почтовой корреспонденцией Мкртчяну Г.М. 07.10.2020, которым истребован к оплате транспортный налог по сроку уплаты 02.12.2019 (за 2018 год) в размере <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб. Срок уплаты по требованию - до 16.11.2020 года (л.д. 17-19);
- № об уплате налога, сбора, страховых взносов, штрафа, процентов по состоянию на 20.06.2021 года, направленного и врученного Мкртчяну Г.М. 17.10.2021, которым истребован к оплате транспортный налог по сроку уплаты 01.12.2020 (за 2019 год) в размере <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб. Срок уплаты по требованию - до 22.11.2021 года (л.д. 21-23, 39 и оборот).
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как указано в п. 56 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Пунктом 4 статьи 52 НК РФ и пунктом 6 статьи 69 НК РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком указанных документов, направленных по почте заказанными письмами.
Кроме того, согласно приведенной норме права, инспекция не несет ответственности за неполучение налогоплательщиками физическими лицами налоговых уведомлений, а также требований об уплате налога.
Таким образом, налоговый орган в установленном п. 6 ст. 69 НК РФ порядке исполнил обязанность по направлению уведомления и требования об уплате налога физическому лицу.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в частности, обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
На основании ч. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Согласно ч. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговый орган в установленном п. 6 ст. 69 НК РФ порядке исполнил обязанность по направлению требования об уплате налога физическому лицу – заказным письмом.
В силу ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Так, в силу части 3.1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений глав 11.1 и 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья отказывает в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 287, часть 2 статьи 286 КАС РФ, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом (таможенным органом) должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным.
Также необходимо учитывать, что поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит обжалованию, то при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию суд не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела №, по заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области, 14.06.2022 года мировым судьей <адрес> принят судебный приказ о взыскании с Мкртчяна Г.М. задолженности по требованиям №, №, № на общую сумму <данные изъяты> руб., который отменен определением мирового судьи от 28.09.2022 года по заявлению Мкртчяна Г.М., заявившего возражения относительно его исполнения.
Настоящее административное исковое заявление направлено в суд 17.02.2023 года (л.д. 30), т.е. в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа в отношении Мкртчяна Г.М., т.е. срок обращения в суд налоговым органом соблюден.
В соответствии с положениями ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, в которой объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области и карточке учета транспортного средства за Мкртчян Г.М. в налоговом периоде 2016-2019 были зарегистрированы транспортные средства: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ год; <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 20).
Соответственно Мкртчян Г.М. является плательщиком транспортного налога за 2016, 2017, 2018, 2019 год.
Административный истец указал, что до настоящего времени ответчик транспортный налог за 2016, 2017, 2018, 2019 г. не заплатил. Доказательства обратного административным ответчиком в материалы дела не представлено, следовательно, с Мкртчяна Г.М. подлежит взысканию истребуемая сумма указанного налога и пени, начисленных за его несвоевременную уплату: за 2016 год за период с 04.12.2018 по 10.02.2019 – <данные изъяты> руб., за 2017 за период с 04.12.2018 по 10.02.2019 – <данные изъяты> руб., за 2018 за период с 03.12.2019 по 24.06.202 – <данные изъяты> руб., за 2019 за период с 02.12.2020 по 19.06.2021 – <данные изъяты> руб.
В связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 67,34 руб. (ч. 1 ст. 114 КАС РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░: ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░░░ 410 ░░░. 00 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 07 ░░░. 26 ░░░., ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 410 ░░░. 00 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 07 ░░░. 26 ░░░., ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 410 ░░░. 00 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 16 ░░░. 63 ░░░., ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 410 ░░░. 00 ░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░. 34 ░░░., ░ ░░░░░ 1683 ░░░. 49 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 67 ░░░. 34 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░. ░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░. ░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 01.06.2023 ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-1315/2023 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ |
░░░░░░░░░ |