дело № 2а-392/2023
10RS0013-01-2023-000162-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2023 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи: Панасенко Н.В.
при секретаре: Чупуковой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мяхрюшина Ивана Александровича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Мяхрюшин И.А. обратился в суд с исками, просит признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отмене распоряжения № от хх.хх.хх г. Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, об отмене аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, а также незаконным решение о снятии с кадастрового учета указанного земельного участка; обязать ответчика восстановить на кадастровом учете земельный участок площадью 952 кв.м., расположенный по адресу: ...; обязать ответчика в течение 2-х месяцев провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка; признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отмене распоряжения № от хх.хх.хх г. Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, об отмене аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, а также незаконным решение о снятии с кадастрового учета указанного земельного участка; обязать ответчика восстановить на кадастровом учете земельный участок площадью 938 кв.м., расположенный по адресу: ...; обязать ответчика в течение 2-х месяцев провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
Указанные дела объединены в одно производство.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лица привлечено ОМВД России по Прионежскому району Республики Карелия, ООО «Агроводснаб», Филиал ПКК «Роскадастр», администрация Мелиоративного сельского поселения.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, извещен о рассмотрении дела, представлены возражения на исковое заявление.
Глава Мелиоративного сельского поселения Гаврилюк О.А. считал, что права поселения образованием земельных участков не нарушены.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались судом о рассмотрении дела.
Суд, заслушав истца, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № от хх.хх.хх г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № площадью 938 кв.м, местоположение: .... Территориальная зона –«П-производственная зона». Вид разрешенного использования – обслуживание автотранспорта. Категория земель – земли населенных пунктов.
На основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № от хх.хх.хх г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № площадью 952 кв.м, местоположение: .... Территориальная зона – «П-производственная зона». Вид разрешенного использования – обслуживание автотранспорта. Категория земель – земли населенных пунктов.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера №, № соответственно.
Письмом от хх.хх.хх г. ответчик сообщил истцу о назначении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами №, №, аукцион назначен на хх.хх.хх г.
Распоряжением Министерства от 22 ноября № принято решение об отмене распоряжения Министерства от хх.хх.хх г. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Распоряжением Министерства от хх.хх.хх г. № «Об отмене аукциона на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами №, №», аукцион, назначенный на хх.хх.хх г. отменен, Министерством инициирована процедура по снятию с кадастрового учета указанных земельных участков.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером № – местоположение – ..., площадь 952 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – обслуживание автотранспорта. Территориальная зона –П. Производственная зона. Объект недвижимости снят с кадастрового учета хх.хх.хх г.; о земельном участке с кадастровым номером № – местоположение – ..., площадь 938 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – обслуживание автотранспорта. Территориальная зона –П. Производственная зона. Объект недвижимости снят с кадастрового учета хх.хх.хх г.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 г. № 390-П Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании пп.1,2 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Исходя из п.16 указанной статьи основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При вынесении оспариваемых распоряжений Министерство руководствовалось обращением администрации Мелиоративного сельского поселения, в котором сообщалось о том, что при образовании земельных участков с кадастровыми №, № не учтена улично-дорожная сеть ...; земельные участки расположены в пределах треугольника видимости на пересечении ул.... и примыкающего съезда от земельного участка с кадастровым номером №, что является нарушением Федерального закона «О безопасности дорожного движения», СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Исходя из положений СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» на всех элементах улично-дорожной сети должно быть обеспечено расстояние видимости, достаточное для безопасности движения транспортных средств. На нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также на пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон треугольника для условий «транспорт-транспорт» и для условий «пешеход-транспорт» должны быть определены по расчету согласно СП 396.1325800. В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.
В соответствии с п.7.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» для обеспечения видимости не допускается устройство земляных валов, посадка деревьев и кустарников, установка сооружений (кроме технических средств, устанавливаемых по ГОСТ Р 52289, а также за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов) высотой более 0,5 м в зонах: треугольников видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц в одном уровне, а также на пешеходных переходах. Треугольник видимости определяется для условий «транспорт-транспорт» размеры сторон равнобедренного треугольника для дорог при скорости движения 60 и 90 км/ч должны быть, соответственно, не менее 85 и 175 м, для улиц при скорости движения 40 и 60 км/ч - не менее 25 и 40 м; для условий «пешеход-транспорт» размеры сторон прямоугольного треугольника для дорог должны быть при скорости движения транспортных средств 60 и 90 км/ч, соответственно, 7 x 85 и 10 x 175 м для улиц при скорости движения транспортных средств 25 и 40 км/ч - не менее 8 x 40 и 10 x 50 м.
Истец указывает, что выезд с земельного участка с кадастровым номером № не является перекрестком, поскольку указанный выезд не включен в качестве дороги в дорожную сеть ..., указанный земельный участок является частью промышленной зоны предприятия, где не предусмотрено сквозное движение.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о сооружении с кадастровым номером №, наименование – сооружение дорожного хозяйства, местоположение – ..., протяженность 1083 м., правообладатель муниципальное образование «Мелиоративное сельское поселение», вид права собственность.
В соответствии с проектом организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения ... в пределах земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № автомобильные дороги, указанные в проекте, не располагаются.
В генеральном плане ... сельского поселения улично-дорожная сеть отображена в соответствии с местоположением сооружения дорожного хозяйства с кадастровым номером №, отображен проезд к земельному участку с кадастровым номером № с восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером №.
По информации администрации ... сельского поселения ул.... граничит с территориальными зонами «П.Производственная зона» и «Т. Зона транспортной инфраструктуры»; проектная документация с отображением треугольника видимости в администрации отсутствует.
Согласно заключению специалиста в области организации дорожного движения от хх.хх.хх г. требования по обеспечению видимости на перекрестках, изложенные в п.11.16 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», и аналогичные требования к видимости на перекрестках, изложенные в п.7.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» к рассматриваемому выезду не относятся. Видимость с прилегающих территорий в нормативных документах не регламентируется.
В судебном заседании специалист пояснил, что он подготовил проект организации дорожного движения для ... сельского поселения; выезд с прилегающей территории не является перекрестком, видимость для выезда с прилегающей территории не регламентирована, треугольник видимости распространяет свое действие на перекрестки, но не на выезды с прилегающих территорий.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Следовательно, действие (бездействие), решение органа, должностного лица признается незаконным при наличии двух условий: если оно не соответствует закону и, если оно нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.
Оспариваемые истцом распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отмене ранее изданных распоряжений были приняты без проверки информации ... сельского поселения на соответствие требованиям закона по образованию земельных участков. При проведении такой проверки в связи с обращением истца в суд нарушений при образовании земельных участков не выявлено. При таких обстоятельствах имеются основания для вывода о незаконности распоряжений ответчика и действий по снятию земельных участков с кадастрового учета.
В целях восстановления нарушенных прав истца на ответчика следует возложить обязанность по проведению аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков площадью 952 кв.м, и площадью 938 кв.м, расположенных по адресу: ... в кадастровом квартале № в соответствии с заявлением Мяхрюшина И.А. от хх.хх.хх г.
В силу ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины 1200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░. № «░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░. № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░. № «░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░. № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░. № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 952 ░░.░, ░ ░░░░░░░░ 938 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1200 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░ 2023 ░.