Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2797/2023 от 06.06.2023

62RS0001-01-2023-000828-04                                                                           2а-2797/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        04 октября 2023 года                                                                                                    г. Рязань

    Московский районный суд г. Рязани в составе:

    председательствующего судьи Севелева Ю.Б.,

    при секретаре Лохмачевой И.К.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству образования Рязанской области о признании незаконным приказа № 1119 от 05 августа 2022 года в части исключения из списка,

УСТАНОВИЛ:

24 марта 2023 года (согласно штампу входящей корреспонденции) ФИО1 обратился с административным иском к министерству образования Рязанской области о признании незаконным приказа № 1119 от 05 августа 2022 года в части исключения его из списка детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Просит также признать за ФИО1 сохраненным право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе г. Рязань Рязанской области.

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указывает, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован и фактически проживает по месту жительства по адресу: <адрес>, с 20 июня 2001 года.

ФИО1 относится к категории лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении ФИО1 его родителями являются: ФИО2 (отец) и ФИО3 (мать).

Отец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер 04 октября 2013 года, что подтверждается свидетельством о смерти от 07 ноября 2013 года.

Мать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была лишена родительски прав решением Московского районного суда г. Рязани от 07 мая 2014 года.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами истец был включен в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

12 июля 2021 года ФИО1 обратился в администрацию г.Рязани Рязанской области с соответствующим заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с достижением 18 лет, что подтверждается копией заявления от 12 июля 2021 года.

30 января 2023 года Министерство образования Рязанской области выдало на руки ФИО1 выписку из приказа № 1119 от 05 августа 2022 года об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В выданной выписке указывается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исключен из списка на основании утраты оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Вышеуказанный приказ ФИО8 ранее не получал и не был извещен о его наличии. Расписка в получении документа осталась в министерстве образования Рязанской области.

Полагает данный приказ незаконным и необоснованным, поскольку он обратился в установленный законом срок в администрацию г. Рязани с заявлением о предоставлении жилого помещения, которая в течении трех месяцев должна была вынести решение по данному вопросу, однако, вопреки этому, решение вынесено не было, а спустя девять месяцев министерством образования Рязанской области принято решение об исключении его из списка.

Полагая нарушенными свои права, предусмотренные ст. 40, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 981, ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, ст. 5 Закона Рязанской области № 47-ОЗ от 03 апреля 2006 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1 Закона Рязанской области № 108-ОЗ от 28 декабря 2012 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 9 постановления Правительства Рязанской области № 417 от 29 декабря 2012 года «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2 Закона Рязанской области № 105-ОЗ от 16 августа 2007 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Рязанской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», административный истец ФИО1 обратился в суд.

Определением суда от 07 сентября 2023 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечено управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани.

Дело рассмотрено в судебном заседании 29 сентября – 04 октября 2023 года.

В судебное заседание административный истец ФИО1, представитель административного ответчика ФИО9, заинтересованные лица: администрация г.Рязани, министр образования Рязанской области ФИО12 и управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства не явились, извещались надлежащим образом, их явка судом обязательной не признана и в силу закона обязательной не является, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Ранее, представитель административного ответчика министерства образования Рязанской области ФИО9, действующая на основании доверенности от 07 августа 2023 года и диплома от 14 июля 2023 года, в судебном заседании требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, считая приказ законным и обоснованным, поскольку решение об исключении из списка ФИО1 было принято в связи с тем, что Железнодорожным районным судом г.Рязани по делу № 2-941/2022 31 марта 2022 года было принято решение о признании за ФИО1 права собственности в порядке наследования по завещанию на ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 54,5 кв.м., что составляет более учетной нормы квадратных метров жилого помещения на одного человека, установленной в г. Рязани Рязанской области.

Представитель администрации г. Рязани ФИО10, действующий на основании доверенности от 12 декабря 2022 года и диплома от 25 июня 2005 года, также ранее в судебном заседании пояснил, что считает требования административного истца незаконными и не подлежащими удовлетворению, поскольку решение об исключении ФИО1 из списков было принято министерством образования Рязанской области в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Право детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети –сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к категории детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

К категории детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичные положения предусмотрены частью 1 статьи 5 Закона Рязанской области от 03 апреля 2006 № 47-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.4-5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно статьям 17 и 40 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Указанные права также регламентированы Жилищным кодексом РФ (статьями 2,3 и 11), устанавливающими запрет на произвольное ограничение жилищных прав граждан и в качестве одного из способов защиты жилищных прав, предусматривающим признание жилищного права, не исключая судебный порядок такого признания. При этом полномочия по обеспечению реализации гражданами жилищных прав возложены на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии со статьями 209, 244, 246, 247 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать ФИО3 решением Московского районного суда г.Рязани от 07 мая 2014 года была лишена родительских прав.

В установленном законом порядке был установлен факт невозможности проживания ФИО1 в занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, что послужило основанием для включения ФИО1 в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В период с 20 июня 2001 года по настоящее время административный истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются: материалами личного дела, представленными управлением энергетики и ЖКХ Рязанской области, а именно: постановлением администрации г. Рязани № 3065 от 11 июля 2016 года, заявления ФИО11 от 22 июля 2016 года и 05 июля 2016 года о включении ФИО1 в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; решением Московского районного суда г.Рязани от 07 мая 2014 года; постановлением администрации г.Рязани № 2117 от 26 мая 2014 года, направлением № 34-14 от 02 сентября 2014 года, справкой областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Солотчинская школа –интернат для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 17 июня 2016 года; уведомлением об отсутствии в ЕГРП прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении ФИО1 по состоянию на 01 июля 2016 года, справкой ООО «ЖЭУ №8» от 27 июня 2016 года, а также копией приказа министерства образования и молодежной политики Рязанской области № 1119 от 05 августа 2019 года.

Одновременно судом установлено, решением Железнодорожного районного суда г.Рязани от 31 марта 2022 года за ФИО1 признано право собственности в порядке наследования по завещанию на ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 54,5 кв. м., после смерти ФИО4 (дедушки), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 13 января 2017 года.

Сособственником еще ? доли вышеуказанного жилого помещения является его брат – ФИО5.

В указанном жилом помещении за период с 12 июля 2021 года по 30 января 2023 года зарегистрированных лиц не имелось.

Поскольку министерством образования Рязанской области было установлено, что на 01 августа 2022 года за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, 05 августа 2022 года приказом министерства образования Рязанской области ФИО1 на основании пп.2 п.3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" был исключен из списка детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с утратой им оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По мнению суда, приказ министерства образования Рязанской области от 05 августа 2023 года об исключении ФИО1 из числа лиц, которые подлежат обеспечению жилым помещением, соответствует положениям пп. 2 п. 3.1 ст. 8 и пп.3 п.4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку расчет общей площади жилого помещения, приходящийся на административного истца, произведен с учетом требований действующего законодательства РФ.

Так, исходя из зарегистрированного за ФИО1 права на ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 54,50 кв.м., на административного истца приходится 27,25 кв.м. (54,50 кв.м./2 собственников), то есть более учетной нормы жилого помещения, определенной на территории г. Рязани, которая составляет 12 кв.м. согласно решению Рязанского городского Совета от 25 августа 2005 года № 357- III.

Принимая во внимание, что оспариваемый приказ соответствует нормам действующего законодательства, оснований для признания его незаконным у суда не имеется.

Согласно ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С учетом того, что ФИО1 стало известно о нарушении его прав только 30 января 2023 года при получении выписки из оспариваемого им приказа, что не оспаривалось представителем административного ответчика ФИО9 при рассмотрении дела, суд полагает, что обращение административного истца ФИО1 24 марта 2023 года с настоящим административным исковым заявлением в суд последовало в установленный законом срок.

         На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

               ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1119 ░░ 05 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░- ░░░░░░░░.

             ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

            ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

             ░░░░░             -░░░░░░░-                                                                             ░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2797/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сергиенко Владимир Павлович
Ответчики
Министерство образования Рязанской области
Другие
Управление энергетики и ЖКХ Администрации г. Рязани
Министр образования Рязанской области Щетинкина Ольга Сергеевна
Администрация г.Рязань
Суд
Московский районный суд г. Рязани
Судья
Севелева Юлия Борисовна
Дело на сайте суда
moskovsky--riz.sudrf.ru
06.06.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
06.06.2023Передача материалов судье
06.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
10.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2023Дело оформлено
12.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее