РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2024 года г. Новомосковск Тульской области
Новомосковский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Соловьевой Л.И.,
при секретаре Журня Н.А.,
с участием помощника Новомосковского городского прокурора Черкасовой А.В.,
представителя административного истца Королевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-360/2024 по административному иску ОМВД России по городу Новомосковску к Куликову Александру Владимировичу об установлении административного надзора,
установил:
ОМВД России по городу Новомосковску обратилось в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что приговором <данные изъяты> от 04 июля 2018 года Куликов А.В. осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений по п.«а» ч.3 ст.158 УК РФ к двум годам лишения свободы. 03 июля 2020 года Куликов А.В. освободился из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области. По инициативе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области в отношении Куликова А.В. решением <данные изъяты> от 27 апреля 2020 года установлен административный надзор сроком на 08 лет (до 03 июля 2028 года). Приговором Новомосковского районного суда Тульской области от 12 мая 2023 года Куликов А.В. осужден по ч.2 ст.314.1,70 УК РФ к 04 месяцам лишения свободы. Административный надзор в отношении Куликова А.В. прекращен в связи с осуждением к лишению свободы. Куликов А.В. освободился 11 сентября 2023 года из ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тульской области. В связи с чем административный истец просит установить в отношении Куликова А.В. административный надзор на срок погашения судимости, то есть до 03 июля 2028 года, и установить административные ограничения в виде: явки 2 раза в месяц для регистрации в ОМВД по месту жительства (пребывания); запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22 часов до 06 часов, за исключением работы в ночное время при официальном трудоустройстве; запрета пребывания в определенных местах, а именно: в местах общественного питания, где продается алкогольная продукция в розлив.
Представитель административного истца ОМВД России по городу Новомосковску по доверенности Королева Т.А. поддержала доводы иска, просила его удовлетворить.
Административный ответчик Куликов А.В. просил дело рассмотреть в его отсутствии, против удовлетворения исковых требований не возражал.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» явка в судебное заседание лица, освобожденного из мест лишения свободы, может не признаваться судом обязательной, в частности, в случаях, когда таким лицом поданы в суд: ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, объяснения в письменной форме либо представлены письменные доказательства, не исключающие возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица (статья 84 КАС РФ).
На основании части 4 статьи 272 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Выслушав административного истца, прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Из материалов дела следует, что приговором <данные изъяты> от 04 июля 2018 года Куликов А.В. осужден по п.«а» ч.3 ст.158 УК РФ к лишению свободы на срок 02 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
<данные изъяты> от 12 мая 2023 года Куликов А.В. осужден по ч.2 ст.314.1, 70 УК РФ к лишению свободы на срок 05 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима и штрафу в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии с ч.2 ст.71 УК РФ наказание в виде штрафа исполнять самостоятельно.
Апелляционным постановлением Тульского областного суда от 03 августа 2023 года приговор <данные изъяты> от 12 мая 2023 года изменен, назначенное Куликову А.В. наказание по ч.2 ст.314.1 УК РФ в виде лишения свободы смягчено до 04 месяцев лишения свободы.
Решением ОМВД России по г.Новомосковску от 26 сентября 2023 года административный надзор в отношении Куликова А.В. прекращен с 26 сентября 2023 года со снятием с профилактического учета.
Куликов А.В. освободился 11 сентября 2023 года по отбытию срока наказания из ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тульской области.
Куликов А.В. отбыл наказание по приговору <данные изъяты> от 04 июля 2018 года полностью и освободился из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области 03 июля 2020 года.
Согласно части 4 статьи 15 Уголовного кодекса РФ, особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.
Преступление, предусмотренное ч.3 ст.158 УК РФ, за которое осужден Куликов А.В. относится к категории тяжких.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 1 части 1 статьи 5 названного закона).
Согласно пункту «г» части третьей статьи 86 Уголовного кодекса РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Учитывая, что Куликов А.В. был осужден за совершение тяжкого преступления, при опасном рецидиве преступлений, то в отношении него может быть установлен административный надзор на срок до погашения судимости.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. При этом в соответствии с положениями части 8 статьи 272 КАС РФ суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Перечень административных ограничений установлен частью 1 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», к которым относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление административного ограничения в виде явки от 1 до 4 раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года №22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым установить Куликову А.В. административные ограничения в виде явки 2 раза в месяц для регистрации в ОВД по месту жительства (пребывания) и запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22 часов до 06 часов, запрещение пребывания в определенных местах.
Установление административного надзора с установлением ограничений в отношении Куликова А.В., как лица, совершившего тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, служит приведенным в статье 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» целям и не может расцениваться как применение к нему дополнительной меры ответственности за одно и то же преступление, а, соответственно, не может рассматриваться как ухудшение его положения в обществе, ущемление его прав гражданина.
Данное положение подтверждено и правовой позицией Конституционного Суда РФ в определении от 24 сентября 2012 года. № 1740-О, в соответствии с которой установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за преступления при рецидиве преступлений, согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Руководствуясь статьями 180, 273, частью 5 статьи 298 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 03 ░░░░ 2028 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░ 2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░),
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 22 ░░░░░ ░░ 06 ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░