Дело № 3а-57/2023 (3а-750/2022)
УСД 55OS0000-01-2022-000699-46
Строка стат.отчета 3.123
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.,
при секретаре Курдюмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 марта 2023 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Ефимова А. В. к Бюджетному учреждению Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» об оспаривании решения и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Ефимов А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 13 530 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – одноэтажное кирпичное здание, почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Центральный АО, <...> (том 1 л.д. 26-35, том 2 л.д. 160-165).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка на момент обращения была определена в соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2020 года № 45-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области» и по состоянию на 1 января 2020 года для земельного участка составляет <...> (том 2 л.д. 159).
На основании отчета об оценке № <...> от 1 августа 2022 года, выполненного ООО (оценщик Г.), административный истец 4 августа 2022 года обратился в бюджетное учреждение, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере рыночной стоимости <...>.
Решением бюджетного учреждения от 2 сентября 2022 года № <...> в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости отказано (том 1 л.д. 11-15, том 2 л.д. 20-21).
Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, что влечет увеличение налоговых платежей, Ефимов А.В. 29 сентября 2022 года обратился в суд с требованиями об оспаривании указанного решения и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости <...> по состоянию на 5 февраля 2022 года (том 1 л.д. 3-5).
В ходе рассмотрения административного дела административный истец уточнил заявленные требования, просил признать решение бюджетного учреждения незаконным и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере рыночной стоимости <...> согласно отчета об оценке № <...> от 1 марта 2023 года, выполненного ООО (оценщик Г.), по состоянию на 5 февраля 2022 года (том 3 л.д. 1-3).
Административный истец Ефимов А.В. в судебном заседании участие не принимал, о месте и времени его проведения судом извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Сабитов С.Р. заявленные требования поддержал с учетом уточнения.
Представитель административного ответчика бюджетного учреждения Малышкин Д.И. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований; возражений относительно исправленного отчета не представил.
Участвовавший в судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации города Омска Окишев К.В. не возражал против удовлетворения уточненного административного искового заявления в части установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ).
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2020 года № 45-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановлением Правительства Омской области от 16 декабря 2020 года № 542-п установлено, что применение на территории Омской области положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется с 1 января 2021 года. Таким образом, с 1 января 2021 года в Омской области применяются положения статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 указанного закона.
Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» наделено полномочиями на территории Омской области по определению кадастровой стоимости, а также предоставляет услугу по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (статьи 6 и 7 Закона № 237-ФЗ, пункт 1.1.1 Регламента рассмотрения бюджетным учреждением заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, утвержденного приказом бюджетного учреждения от 31 декабря 2020 года № 116 (том 2 л.д. 26-30).
В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом. Кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> являлась действующей на момент обращения Ефимова А.В. в бюджетное учреждение, затрагивает права и законные интересы административного истца как плательщика земельного налога, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости (том 2 л.д. 159).
На основании частей 3 и 5 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ 24 мая 2022 года административный истец обратился в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 5 февраля 2022 года (том 2 л.д. 18). К заявлению приложен отчет об оценке от 1 августа 2022 года № <...> (том 1 л.д. 37-223).
В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ бюджетное учреждение вправе принять решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.
2 сентября 2022 года бюджетным учреждением принято решение № <...> об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Согласно указанному решению в отчете выявлены нарушения требований законодательства об оценочной деятельности, которые существенно влияют на итоговую величину стоимости объекта недвижимости (том 1 л.д. 11-15, том 2 л.д. 20-21).
Согласно части 15 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Определением Омского областного суда от 18 октября 2022 года по делу назначена экспертиза для проверки отчета об оценке № <...> от 1 августа 2022 года на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также наличия в отчете нарушений, указанных в оспариваемом решении бюджетного учреждения. Проведение экспертизы поручено ФБУ (том 2 л.д. 43-45).
По результатам экспертизы в материалы административного дела представлено заключение эксперта № <...> от 17 февраля 2023 года, согласно которому:
- отчет об оценке № <...> от 1 августа 2022 года об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> не соответствует требованиям федерального законодательства в сфере оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки, Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков. Оценщиком допущены несоответствия требованиям пунктов 5, 8, 10 ФСО № 3, подпунктов «б», «в», «д», «е» пункта 22 ФСО № 7, статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ;
- в отчете № <...> от 1 августа 2022 года имеются нарушения требований законодательства Российской Федерации, указанные в решении бюджетного учреждения, в частности, замечание № 1, указанное в решении бюджетного учреждения от <...> № <...> об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а именно нарушение № 2 в части исключения земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:4277 из выборки объектов-аналогов исходя из «соответствия цены предложения интервалу цен на земельные участки ценовой зоны, в которой расположены земельные участки», не соответствует положениям подпунктов «б», «е» пункта 22 ФСО № 7 (том 2 л.д. 179-195).
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая заключение № <...> от 17 февраля 2023 года, подготовленное экспертом ФБУ Т., суд не усматривает оснований сомневаться в достоверности и обоснованности выводов о несоответствии представленного административным истцом отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности. Эксперт Т. обладает достаточным опытом и необходимой квалификацией, не имеет заинтересованности в исходе спора. Об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупрежден (том 2 л.д. 178). Заключение содержит подробное описание проведенного исследования и сделанные на его основе выводы.
При таком положении основания для удовлетворения требований административного истца о признании оспариваемого решения незаконным отсутствуют, поскольку судебным экспертом установлено, что представленный отчет об оценке № <...> от 1 августа 2022 года требованиям законодательства Российской Федерации не соответствует, имелись основания для отказа в удовлетворении заявления, предусмотренные пунктом 2 части 11 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ, оспариваемое решение было принято уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы его принятия.
Разрешая требование Ефимова А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере рыночной стоимости согласно отчета об оценке № <...> от 1 марта 2023 года, подготовленного ООО (оценщик Г.), суд исходит из следующего.
В предмет доказывания по данной категории дел входит такое юридически значимое обстоятельство как размер рыночной стоимости объекта недвижимости, подлежащей установлению в качестве кадастровой на дату ее определения в отчете об оценке.
Оценивая отчет об оценке № <...> от 1 марта 2023 года, суд не усматривает оснований сомневаться в достоверности и обоснованности его выводов о величине рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка. При составлении указанного отчета оценщиком учтены замечания бюджетного учреждения, указанные в решении от 2 сентября 2022 года № <...> об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Отчет содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости рассматриваемого объекта. Расчет рыночной стоимости произведен с применением сравнительного подхода и обоснованием отказа от применения затратного и доходного подходов. Оценщиком изучен рынок недвижимости, проведен анализ объекта оценки, определен сегмент рынка, к которому принадлежит оспариваемый объект, проанализированы фактические данные о ценах предложений, описаны и обоснованы применяемые корректировки. Оценка проводилась по состоянию на 5 февраля 2022 года.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы оценщика, суду не представлено. Участвующие в деле лица величину рыночной стоимости, определенную в указанном отчете об оценке, не оспаривают.
При таких обстоятельствах суд находит возможным определить кадастровую стоимость спорного земельного участка на основании указанного отчета об оценке.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 18 Закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
С учетом изложенного датой подачи заявления следует считать 4 августа 2022 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <...> ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...>.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░ 2023 ░░░░.